Rakhim Oshakbayev
13 января в 15:28 ·
«О ЧИНОВНИКАХ. Согласен с эссе ниже. Качество госуправления целиком и полностью зависит от мотивированности и квалификации чиновников в сочетании с их подотчетностью обществу и ответственности за состояние дел в вверенной им сфере. Реформа госслужбы — одна из самых важнейших.
Также сильно беспокоит, что престиж и статус госслужбы очень сильно подорван и постоянно дискредитируется. Хотя там работают одни из самых продуктивных кадров. По моему опыту, как работодателя, человек с хорошим опытом госслужбы скорее всего будет гораздо эффективнее для компании, чем любой болашаковец с любыми дипломами западных университетов лиги плюща или любыми сертификатами.»
«Во всех программных документах по государственной службе особо подчеркивается, что данная деятельность является почетной миссией, возложенной на гражданина страны и поэтому к госслужбе допускаются лица, прошедшие ОСОБЫЙ отбор и т.д.
В настоящее время в обществе сложился негативный образ чиновника, как «полуобразованного взяточника». СМИ усердно вытаскивают факты, связанные с ними.
Пристальное внимание к ним со стороны различных ведомств стало уже нормой, и каждый проверяющий получает задание обязательно найти что-нибудь, поэтому бесконечный поток различных проверок нередко останавливает работу госоргана, так как в таких условиях вряд ли кто способен полноценно работать.
А между тем, быть хорошим госслужащим такой же талант, как и быть хорошим хирургом и об этом знает каждый, кто прошёл через госслужбу.
Все законы, приказы, постановления, указы и даже поздравления по случаю праздников пишутся чиновниками. Иногда в круглосуточном режиме.
Найти быстрое решение создавшейся проблеме, вовремя отреагировать на всевозможные запросы, отвечать на многочисленные письма со всей отрасли, области, страны, других государств – всё это делают те самые «чинуши».
Даже политики международного уровня подписывают документы, которые готовят им их чиновники, после бесчисленных согласований и поправок.
От знания и умения чиновника зависит многое. Иногда стратегические решения. Многие люди просто не замечают очевидных ЛЯПов в выступлении президентов, депутатов и других политиков различного уровня. Опытный чиновник это всё видит, анализирует. В каждом документе есть рациональное зерно, каждая буква, запятая имеет принципиальное значение. Это нужно знать, а для этого нужен опыт, а для опыта нужна школа.
Всем известно, что госслужащие работают в постоянном ненормированном режиме без праздников и выходных с короткими отпусками в недельный или двухнедельный срок. Вопросы о компенсации не обсуждаются, если приходит новая команда, то смещается весь коллектив. Иx просто некому защишать.
В условиях отсутствия жилья, социальных и прочих пакетов госслужащий вынужден снимать квартиру, экономить на всём, а дополнительные заработки запрещены законом. И ЧТО ЕМУ ДЕЛАТЬ?
Кроме политических госслужащих ВСЕ остальные живут в условиях хронической низкой заработной платы.
В каждом государственном органе есть компетентная ЧАСТЬ работников, выполняющая основную работу и другая – заполняющая пустоты кадрового дефицита и выполняющая роль профилактики сокращения вакансий.
При этом платить ключевым сотрудникам сверх лимита установленной заработной платы невозможно, поэтому используется лишь потенциал ежеквартальных премий. Только АСТАНА начала процесс реформирования системы оплаты труда госслужащих, благодаря чему зарплата чиновников НЕМНОГО повысилась.
Все вышеуказанные и другие причины приводят к тому, что повсеместно ощущается отток квалифицированных кадров в нацкомпании и квазигосударственный сектор.
Оставшийся потенциал госслужащих зачастую не позволяет качественно выполнять стратегически важные задачи, поставленные руководством государства, и на госслужбу попадают случайные люди, единственной целью которых является последующий уход в более доходный сектор экономики. Их называют «мажорами» или «байдың баласы».
Опыт других стран показывает, что более эффективны не карательные, а стимулирующие меры.
Действительно, если госслужба есть ОСОБАЯ МИССИЯ, возложенная государством на гражданина, то у него должен быть соответствующий пакет социальных гарантий и статус, лишение которых было бы чувствительным для него.
Высокая заработная плата, жильё, пенсионное обеспечение в зависимости от стажа работы, обеспечение семьи госслужащего надлежащим образованием, медицинской страховкой и многое другое позволяет содержать этим странам малочисленный, но вместе с тем эффективный аппарат профессиональных госслужащих, способных решать любые задачи стратегического уровня.
Госслужащий, посвятивший свою жизнь служению государственным интересам и имеющий безупречный послужной список должен иметь право на адекватную компенсацию за свой труд и уважение в обществе.
Сама государственная служба требует принципа разумного консерватизма и не терпит глобальных экспериментов с перетасовкой кадров и частых изменений регламентов. Главной задачей госслужбы должно быть обеспечение стабильности отрасли и его поступательного развития, реализуя задачи, поставленные КОНСТИТУЦИЕЙ И ПРЕЗИДЕНТОМ страны.
Поэтому принятие на ключевые должности не опытных специалистов, не прошедших этапы роста всегда приводят к дисбалансу общей работы аппарата.
Исходя из этого, назначения и карьерный рост госслужащего должны проводиться в прозрачной системе оценок результатов его деятельности, и каждая новая ступень его роста должна сопровождаться адекватными социальными благами.
Именно лучшие из лучших аналитиков, политологов должны составлять костяк госслужбы, особенно в верхних эшелонах власти, а для этого нужны объективные критерии оценки их профессионального уровня, который должен определяться не уровнем знаний Законов и собеседованиями, а способностью государственно мыслить, писать и предлагать готовые решения для развития отрасли или страны в целом.
Я более 20 лет своей жизни отдал госслужбе. Прошёл от категории D до категории А. Чувство абсолютной незащищенности от постоянных угроз о сокращении, аттестации, переаттестации, бесчисленных собеседований и др. действительно изнуряют. Ты чувствуешь себя винтиком в большом аппарате госуправления и тебя просто используют. Потом выбрасывают. В никуда.
Отрадно видеть, что в последнее время наметилась радующая тенденция к переменам на госслужбе. Начали отпускать в положенные законом сроки с работы. Озираясь и боясь сглазить чиновники чувствуя себя виноватыми начали тихо расходиться в 18.30 с работы.
Пока без смартфонов, ну и черт с ними, главное к семье, детям.
Хочется поблагодарить руководство госслужбы за эти и другие долгожданные меры.
Мой коллега недавно написал в своём посте : «вышел с работы в 18.30. В первые за 15 лет.».
Так мало нужно ведь человеку, не правда ли?
А знаете, какое это имеет значение! Вы даже не представляете. Многие руководители не знают что такое бегать по коридорам с письмом и собирать визы, ждать, исправлять, добавлять и опять и опять по кругу, пройти все круги и в кабинете на самом верху получить по шее и начинать опять с нуля.
«С хорошими чиновниками, но плохими законами ещё можно править страной, но с плохими чиновниками не помогут никакие хорошие законы» — говорил О.Ф. Бисмарк.
Он ведь прав, согласитесь?»
Источник: Эрик Абенович
Комментарии к посту:
Kussainova Lazzat: «Один министр-мажор со своим приходом в отрасль из 35 руководителей центрального исполнительного органа за 1,5 месяца уволил 28, 80%руководящего состава. Третий год лихорадит эту сферу, кадровая чехарда, шлейф нарушений и многомиллионное неосвоение бюджета. Раньше отрицательное заключение Счестного комитета всегда грозило отставкой, а ему до сих пор ничего не грозит. Сам и вся команда к этой сфере отношения не имеют, но «правят»….
Жанна Ертаева: «Надо показывать работу среднего звена госслужащих, на которых держится вся работа ведомства. И на мой взгляд, надо быть ГС более смелыми и инициативными в работе, хотя не всем моим шефам это нравилось.»
Ботагоз Капарова: «Слишком длинный пост»
Толғанай Үмбеталиева: «Квалифицированные кадры есть, но их очень мало…к тому же они представлены только в высших эшелонах власти. На областном и районном уровнях, к сожалению, сплошной ужас»
Бакыт Муратов: «Впервые читаю адекватную и справедливую оценку работы чиновника. К сожалению, в последние 15 лет, наблюдая за системой управления в стране, приходится констатировать: административно-командное назначение сверху (по лояльности, родству и.т.п.), выдавило из системы лучших из лучших не только аналитиков, политологов, но самое главное звено — профессионалов высокого уровня (особенно среднего звена), идейных, активных, которые должны составлять костяк госслужбы. В том числе в верхних эшелонах власти. Объективные критерии оценки профессионального уровня, потеряли всяческое значение, как и необходимость государственно мыслить, писать и предлагать готовые решения для развития отрасли или страны в целом. Порой из-за не компетентных решений того или иного Компетентного органа страны, за подписью Министров, читая между строк, понимая ущерб для отрасли, хочется порвать в клочья такое ведомство. И только симпатия к отдельным чиновникам-профессионалам, которые выполняют Приказ, заставляет меня выразиться матом и пойти покурить.»
Еркин Иргалиев: «1) Политический госслужащий по определению должен ИЗБИРАТЬСЯ населением. 2) Корпоративная культура всегда и всюду зависит от ПЕРВОГО руководителя. 3) Качество гос. управления УПАЛО по сравнению с 90-ми годами.:
Жанна Султан: «что действительно дискредитирует госслужбу для чиновничьего «пролетариата» так это — перманентные ротации одних и тех же лиц, регулярные слияния и поглощения ведомств, использование госслужащих для реализации порожняковых госпрограмм и направление их энергии в никуда, отсутствие реальных результатов, кроме «галочек в срок», воспитание универсальных госслужащих — швец, жнец и на дуде игрец.. итд итп.. это ненормальная госслужба, она выматывает не только госслужащих, но и все население страны»
нурлан кеншинбаев: «Даже хорошие законы и еще более хорошие чиновники не помогут, если государство ответственно за все-все-все. В этом наша проблема, а не в чиновниках. А вот государству приходится исполнять кучу несвойственных ему функций потому, что общество — граждански лениво и не желает исполнять своих обязанностей»
Paryz Baitenov: «Так шли бы все в бизнес родимые. Такой талант гниет на казенной службе.»
Mukhit-Ardager Sydyknazarov: «Действует закон Вилфредо Парето: 20% служащих делает основной объем работы, 80% — балласт. 20% усилий дает 80% результата.
И еще. Между госслужбой и бизнесом, госслужбой и наукой, и тд и тп — не существует принципа «revolving doors» — «вращающихся дверей».»
Aidar Sab: «ГС желательно рассматривать только как академию или практику. 2-4 года хватает. Не как постоянную профессию.»
Марат Сату: «…Хотя там работают одни из самых продуктивных кадров… 🤣
Самое противоречивое ваше утверждение.»
Daniyar Karimov: «Да у нас идиотское отношение к гос служащим.
Эти люди ответственны за освоение триллионов тенге гос бюджета, однако получают копеечнные ЗП и работают в режиме аврала. При таких условиях качество освоения триллионов и миллиардов остается крайнк низким. Скупой платит дважды, а жадное правительство РК всю жизнь)
Много людей знаю кто ушел с гос службы по описанными вами причинам. Оставшиеся это пахари, но без большого профессионализма и карьерных амбиции. Поэтому отчеты ради отчетов и все ради отчетов.»
Iosiph Shnierson: «Согласен с автором. Написал бы вериги на эту тему благо — опыта госслужбы хватает, но не хочу.»
Mirus Kurmashev: «А могли бы все автоматизировать и не париться»
Муслима Исказеева: «Была в ЖКХ Города , впечатления самые отвратительные , ОМЕРЗИТЕЛЕНО. Самые не продуктивные , бесхребетные»
Алла Абен: «Готова подписаться под каждым словом»