Известный руководитель неправительственной организации, правозащитник Баян Ахметжанова долгие годы занимается защитой конституционных прав пожилых людей. Министерство здравоохранения Республики Казахстан и неправительственные организации, международные организации считают, что граждане в возрасте старше 60 лет должны иметь возможность полностью реализовать имеющийся у них потенциал в отношении собственного здоровья и выполнять активную социальную роль в обществе. А для пожилых людей особую значимость представляет увеличение сроков жизни, свободной от инвалидности, в таком состоянии здоровья, которое позволяет сохранять независимость, самоуважение и свое место в обществе. Обсуждаются проблемные задачи, которые ставятся для будущего планирования и решения. В первый период пожилого возраста от 60 до 70 лет для лиц с сохраненной профессиональной трудоспособностью, компетентностью и интеллектуальным потенциалом меры будут направлены на их поддержку, а именно – на улучшение здоровья, реорганизацию труда и улучшение условий труда с учетом потребностей пожилых работников, а также обеспечение приспособленности рабочего места. Медицинские мероприятия будут направлены на диагностику и лечение всех болезней старшего возраста. Другой ключевой задачей общественного здравоохранения будет повышение эффективности санитарно-эпидемиологического надзора и контроля, дальнейшие меры по противодействию распространения и снижению последствий особо-опасных инфекций, туберкулеза, ВИЧ/СПИД. Одним из приоритетных направлений системы здравоохранения, является обеспечение безопасности пищевой продукции, здорового и рационального питания. Международные подходы в области обеспечения безопасности пищевой продукции отражены в стандартах Комиссии Кодекс Алиментариус, директивах Европейского союза, в Глобальном плане действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013-2020 годы, в Плане действий ВОЗ в области пищевых продуктов и питания на 2015-2020 годы, положениях и нормах Евразийской экономической комиссии, а также в национальных планах действий. Вместе с тем, необходимо дальнейшее совершенствование системы государственного контроля и надзора в области безопасности пищевой продукции, технического регулирования и обеспечения достоверности процедур оценки соответствия, производства и обращения на территории Республики Казахстан безопасной продукции (товаров). Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения количества несоответствующей продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), основная доля продукции (товаров) реализуемой на рынке страны, не отвечающих требованиям технических регламентов и гигиенических нормативов, приходится на импортную продукцию и ввозится в страну под режимом условного выпуска. Причинами фактов уклонения от прохождения процедуры оценки соответствия продукции участниками внешнеэкономической деятельности, является небольшой размер административных штрафов, не соответствующий стоимости ввозимого товара. Мероприятия, проводимые в рамках камерального контроля, позволяют отслеживать движение продукции (товара) при прохождении таможенной очистки в режиме условного выпуска и поступления на внутренний рынок на стадии его реализации, таким образом, ограничить ввоз и реализацию товаров, не соответствующих требованиям безопасности. Для повышения эффективности надзора в рамках камерального контроля предусматривается внедрение информационных систем для всех регионов страны, активизация межведомственного взаимодействия и совершенствование существующих норм для принятия оперативных мер в случае выявления несоответствующей продукции, обращаемой без документов, подтверждения соответствия. Действенным механизмом выявления несоответствия требованиям показателей безопасности является отбор продукции (товаров) на стадии реализации и проведение лабораторной экспертизы, проводимый в форме профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора. Вместе с тем, существующие процедуры регистрации выхода на объект (когда не менее чем за сутки до начала проведения необходимо известить его о предстоящем проведении отбора продукции), позволяет реализовать в торговой сети потенциально опасную продукцию, не прошедшую подтверждение (оценку) соответствия. Также, отсутствие возможности проведения внеплановых проверок по фактам выявления нарушений требований маркировки, способствует наличию на потребительском рынке страны пищевой продукции, на маркировке которой не указаны сроки годности и условия хранения, достоверная информация о составе продукции, его пищевая и энергетическая ценность, содержание пищевых запрещенных добавок, консервантов, массовой доли жира, генетически модифицированных объектов, ДНК и многое другое. Потребление человеком такой продукции, может привести к заболеваниям с отдаленными последствиями, аллергическим реакциям, ожирению, сахарному диабету и другим неинфекционным заболеваниям. В этой связи, предполагается продолжить работу по совершенствованию норм национального законодательства, проводимой в форме профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора. Не на должном уровне обеспечивается качество медицинской помощи.
Все эти проблемы отмечаются Министерством здравоохранения Республики Казахстан, обсуждаются гражданским обществом и, конечно, найдут отражение в необходимых решениях и защите конституционных прав граждан.
Петров А.