Меры по борьбе с коррупцией и политики государства в сфере национальной безопасности

Коронавирус показал, что основой правового регулирования общественных отношений является — концепция усиления национальной безопасности на основе Конституции Республики Казахстан — как суверенного, сильного и развитого государства. В котором главными должны стать принципы: равноправия (статья 14 Конституции); свободного распространения информации (кроме информации, ограниченной к распространению законами Казахстана; статья 20 Конституции); участия граждан в управлении делами государства (статья 33 Конституции); соответствия уровня ответственности и уровня предоставленных полномочий для каждого гражданина. В свете изложенных принципов государственные органы и государственные служащие обязаны информировать граждан Казахстана по всем вопросам, входящим в их компетенцию, за исключением сведений, составляющих государственные секреты. Граждане имеют право использовать такую информацию для анализа и выработки предложений по изменению или улучшению системы государственного управления. При этом и государственные служащие и граждане должны нести персональную ответственность в рамках законодательства Казахстана за последствия своих действий или бездействия. Уровень ответственности для таких случаев должен регулироваться не только тяжестью последствий, но и уровнем полномочий. Если гражданин использовал открытую информацию для противоправного, противозаконного характера – он подлежит привлечению к ответственности, установленной законодательными актами Республики Казахстан. Если государственный служащий (например — министр) скрыл от общественности значимую информацию, подлежащую опубликованию, в корыстных целях, и таковое сокрытие повлекло дестабилизацию общественности, то в этом случае он не только нарушил законодательство Казахстана, но и присягу государственного служащего – он подлежит правовой ответственности. И наказание должно быть более суровым.
Отсюда следует согласиться с тем, именно, в условиях быстро нарастающей сложности социальных процессов и новых экономических вызовов, падения цен на основные энергоресурсы, перестройку мировой экономики — серьезной задачей для системы государственного управления является необходимость формирования моделей принятия решений и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством, а также на использовании современных, именно современных, механизмов общественного мониторинга и контроля, Вопросы доступа к информации, информационной открытости с соблюдением принципов информационной безопасности в системе здравоохранения позволят решать быстро нарастающие социальные вопросы, все что связано с жизнью и деятельностью человека. Доступ к информации усиливает противодействие коррупции, должностным правонарушениям, злоупотреблениям, самое главное повышает эффективность деятельности государственных органов, государственно-управленческой деятельности.
А вот, наоборот, скрытая под грифом «для служебного пользования», неконституционное, незаконное, непрозрачное, субъективное, не соответствующе Конституции Республики Казахстан, законам «О национальной безопасности» и «О государственных секретах», «О доступе к информации», такое регулирование потока информации — подрывает устои конституционной безопасности, создает условия для коррупции, бюрократизма, недоверия к институтам государственной власти. Не соответствует он и международным принципам информационной открытости.
Поэтому, доступ к информации, принцип информационной открытости, конечно, обеспечивают механизм участия общества в управлении государством, то есть принцип народовластия и гарантирует защиту граждан Казахстана от государственного бюрократизма, произвола чиновников. Под понятием «информационной открытости» подразумевается общий режим оборота информации в государстве, обществе и, через него дает необходимую характеристику деятельности органов государственного управления. Международные стандарты устанавливают, что большая часть оборота этой информации должна быть в свободном доступе. Исключая по строгим законным основаниям те, которые находятся в процессе обработки и некоторых других строго очерченных объективных оснований.
Спору нет, в Республике Казахстан в связи с возросшей социальной активностью граждан, органами государственной власти создаются условия по решению вопросов вовлечения граждан в управление государством, конструктивного диалога с обществом, совместному принятию государственно-управленческих решений в сфере здравоохранения. Но пока все это на бумаге и носит формальный характер.
Большинство «помпезной» информации посвящена преимущественно вопросам доступа к информации о деятельности органов государственной власти. Это только один аспект доступа к информации, информационной открытости органов государственного управления. При этом колоссальные бюджетные деньги тратятся на неэффективные, коррупциогенные, имиджевые проекты. На некоторые з них указывает гражданское общество, а также Счетный комитет.
На решение этих проблем противодействия корррупции и укрепления национальной безопасности направлена и широкомасштабная цифровизация страны. Но проблем также в этой сфере предостаточно. Важным и нужным для повседневной жизни является создание портала «электронного правительства». Впереди еще проблемы полного перехода к интернет ресурсам. Эффективности, полноценности их деятельности. Но уже сейчас исключительно важны такие ресурсы, вовлечение население в реальное обсуждение проблем, тем реализация концепции «Слышащего государства» через нижеупомянутые порталы, в которых присутствуют все и направлено на противодействие коррупции и укрепление национальной безопасности:

  1. интернет-портал открытых бюджетов – компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий размещение бюджетной отчетности, консолидированной финансовой отчетности, результатов государственного аудита и финансового контроля, а также публичное обсуждение проектов бюджетных программ и отчетов о реализации бюджетных программ;
  2. открытые данные – общедоступные электронные информационные ресурсы, представленные в машиночитаемом виде и предназначенные для дальнейшего использования, повторной публикации в неизменном виде;
  3. интернет-портал открытых данных – компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий централизованное хранение описательной и ссылочной информации по открытым данным;
  4. интернет-портал открытых нормативных правовых актов – компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий размещение проектов концепций законопроектов и нормативных правовых актов;
  5. блог-платформа первых руководителей государственных органов – компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий возможность направления гражданами запросов и получения ответов на них от первых руководителей государственных органов;
  6. интернет-портал оценки эффективности деятельности государственных органов – компонент веб-портала «электронного правительства», обеспечивающий размещение информации об оценке деятельности государственных органов, отчетов о достижении целевых индикаторов стратегических планов и программ развития территорий, а также публичное обсуждение деятельности государственных органов.
    Кроме того, международный опыт участия заинтересованных сторон в процессе принятия государственных решений с необходимостью включает повсеместно развиваемые инструменты так называемого «открытого правительства». Оно обеспечивает открытость деятельности государственных органов и обусловлено необходимостью принятия в стране стратегических ориентиров в области открытости и прозрачности государственного управления, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу и формирования эффективного диалога органов исполнительной власти с гражданами на всех уровнях.
    Согласно лучшим мировым практикам для противодействия корррупции и укреплению национальной безопасности в принятии решений посредством «открытого правительства» важно:
  7. обеспечивать полноту, достоверность, актуальность информации, раскрываемой и предоставляемой по запросам граждан и организаций;
  8. развивать систему проактивного раскрытия общедоступной информации, образующейся в деятельности органов власти, учитывать востребованность и полезность раскрываемой информации и оперативность поиска;
  9. совершенствовать технологии предоставления информации, обеспечивая при этом доступность, простоту и визуализацию представления, понятность восприятия и оперативность предоставления информации;
  10. повышать доступность государственных массивов данных для использования гражданами и негосударственными организациями, обеспечивая свободный доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов исполнительной власти;
  11. внедрять процессы и инфраструктуру, в т.ч. интернет-сервисы (электронные сервисы и услуги) для проведения публичных онлайн-консультаций с гражданами и организациями, а также онлайн-информирования, обслуживания и отчетности;
  12. формировать и развивать действенные механизмы оперативного реагирования по существу на обращения граждан и организаций.
    В настоящее время портал «электронного правительства», включая его компоненты «открытые НПА», «открытые бюджеты» и «открытый диалог», является единым механизмом взаимодействия государства и граждан. Однако, незначительная часть населения пользуется всеми его возможностями. Причиной непопулярности является низкая информированность, неудобная структура портала и несоответствие современным требованиям, что требует, безусловно, принятия необходимых мер по доработке и обновлению порталов «Открытого правительства». Наряду с этим получит развитие потенциал портала в вопросах поддержки общественных инициатив, направленных на участие институтов гражданского общества в решение актуальных социальных проблем общества. В рамках портала «Открытого правительства» должен быть запущен проект «е-петиция». Население получит дополнительную возможность выразить коллективную точку зрения в отношении различных проблем.
    Для полноценного взаимодействия с населением необходимо не только выстроить системность при решении текущих проблем, но также и предугадывать события и зарождающиеся проблемы.
    Для предупреждения потенциальных проблем и определения уровня социального самочувствия населения должны проводиться на регулярной основе социологические исследования. Проведенный на основе данных исследования анализ поможет выявить уязвимые места и планировать соответствующую программу их разрешения до того, пока они не примут массовый характер.

Марат Башимов