Выступление Председателя АДГСПК РК Шпекбаева А.Ж на Коллегии 07.02.2019г.

Уважаемые дамы и господа!

 В начале своего выступления позвольте представить вашему вниманию то, что мы сделали в прошедшем году. Повышение доходов и качества жизни людей – стратегическая цель, которую поставил перед нами Глава государства. 

Основным трендом всех наших инициатив был и остается переход к стратегически-инновационной, свободной от коррупции государственной службе, в центре внимания которой должен быть человек и его потребности. Этому подчинены все наши инициативы и усилия. Мы вывели на новый уровень взаимодействие с общественностью, значительно повысив его вовлеченность в нашу работу.

Настоящим прорывом стала деятельность специальных мониторинговых групп. Сегодня они представляют собой пример конструктивного взаимодействия с государством.  Вы, наверное, почувствовали это, слушая выступления Рахима Ошакбаева и Рафаэля Гасанова. Среди новых инициатив СМГ – публичная оценка лидеров общественного мнения, крупных предпринимателей с точки зрения уплаты ими налогов. Наряду с этим поднят вопрос общественного мониторинга государственных закупок и закупок квазигосударственных компаний. Уже есть ряд успешных кейсов, когда общественный контроль показал свою эффективность и сомнительные тендера были отменены.  Данные начинания полезны для общества, и мы их поддерживаем. 

В отличии от общественников отдельные госорганы проявляют инертность и слабую заинтересованность при планировании и реализации антикоррупционных мероприятий. Они носят аморфный характер и не нацелены на конкретные результаты. Считаем, что антикоррупционные планы госорганов не должны готовиться в «тиши кабинетов», а подлежат общественному обсуждению и экспертизе.   

Также хочу отметить важность работы, проводимой нашими стратегическими партнерами в лице партии «Нур Отан», Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса, НПП «Атамекен», Первого антикоррупционного медиа-центра, движения Жанару, Общественного и Экспертного советов при Агентстве.  

Новым инструментом          стимулирования гражданской активности стала «Карта общественного контроля». Реализация проекта способствует снижению коррупционных рисков и повышению качества работы госорганов на местах. 

По обращениям граждан решено более 2 тысяч вопросов, входящих в компетенцию различных госорганов, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ремонта дорог, благоустройства.    

По инициативе председателя Фонда парламентаризма госпожи Баталовой и финансовой поддержке Посольства Нидерландов мы осуществили «апгрэйд» этого проекта и создали «Интерактивную карту общественного контроля в Астане» в онлайн-режиме. 

Карта отображает детальные сведения о выделенных бюджетных средствах на строительство, ремонт и содержание городских объектов. Любой гражданин может сообщить о выявленных нарушениях 24 часа в сутки. В этом году мы распространим столичный опыт на другие крупные города страны.

В продолжение темы цифровизации. Мы разработали и запустили мобильное приложение «Цифровой агент», позволяющее казахстанцам оценивать качество госуслуг онлайн. Это позволило Агентству перейти от мониторинга нарушений «постфактум» к  максимально оперативному решению проблем граждан.

Введена практика дистанционных собеседований при проведении конкурсов на занятие должностей в центральном аппарате Агентства. Применение цифровых технологий позволило успешно осуществить реинжиниринг части внутренних бизнес-процессов. Внутренняя отчетность сокращена в 5 раз, что дало экономию в 800 человеко-часов или 100 рабочих дней. Модернизирована информационная система «Е-қызмет». Отныне кадровые менеджеры не тратят время на рутинные процессы, а занимаются развитием человеческого капитала. 

Позвольте перейти к другим аспектам повышения эффективности работы государственных служащих. В 2018 году состоялась апробация новой мотивационной модели оплаты труда, основанной на факторно-балльной системе оценки должностей.

Осуществляется пилотная реализация в 6 госорганах. Положительно сказалось на качестве работы более чем двукратное повышение зарплаты сотрудников. Также снижены коррупционные риски. Ключевые точки для дальнейшей оптимизации госаппарата и подведомственных организаций были определены благодаря глубокому функциональному анализу практически всех центральных и местных госорганов.

Важным фактором стал Указ Главы государства, позволяющий первым руководителям определять штатную численность и структуру органа с направлением высвободившихся средств на повышение заработной платы. По мере готовности с учетом стабильных источников финансирования будут подключаться остальные госорганы. Сегодня заметную активность проявляют руководители регионов. Хочу их за это особо поблагодарить. Но совершенно иная ситуация с центральными госорганами. За исключением министров юстиции, финансов и образования, и науки, большинство не проявляют ни малейшей инициативы что-то менять.

В соответствии с поручением Главы государства о принятии системных мер по оптимизации затрат и экономии средств Агентством осуществлен анализ соблюдения норм обеспечения площадями 7,5 тысяч госучреждений. Выявлен резерв, превышающий 160 тыс. м2. Более того, идет оптимизация госорганов, при которой сокращаются и объединяются структуры, дополнительно снижаются административные расходы.  Вот вам и дополнительные источники экономии. 

Мы решили начать с себя. На треть оптимизирована численность центрального аппарата Агентства, на 20% в территориальных департаментах. Это позволило ввести дополнительные надбавки для сотрудников. В этом году оптимизация будет продолжена, планируется довести показатель до 40% и 30% соответственно. При этом продолжать работу будут наиболее эффективные сотрудники.  Централизованы кадровая, юридическая службы и госзакупки. Сбалансировано соотношение между руководящим и исполнительским звеном. Главное, мы не потеряли в эффективности работы. Как раз наоборот, сотрудники стали более качественно готовить документы, проявлять инициативу и генерировать креативные идеи.

Оптимизация штатной численности и структур, централизация служб, сокращение площадей, соблюдение режима рабочего времени позволило сэкономить 525 млн. тенге в год. Для нас нет мелочей, в том числе имею ввиду, и коммунальные расходы, поскольку каждый сэкономленный тенге идет в «копилку», из которой осуществляются выплаты премий и надбавок.

Проведена большая работа по совершенствованию отбора на госслужбу. Внедрена новая модель Единой рамки компетенций, устанавливающая требования к каждой группе должностей с учетом их сложности и степени ответственности.  Дополнительно учтены наиболее востребованные компетенции: стратегическое мышление, сотрудничество, саморазвитие и инициативность. Единая рамка компетенций увязана с новой системой оплаты труда. Кроме того, впервые введено обязательное написание эссе претендентами на руководящие должности корпуса «Б».

Продолжена работа по внедрению принципов меритократии в правоохранительной системе, стандарты кадровой политики которой планомерно приближаются к административной государственной службе. За два года более 73 тысяч кандидатов приняли участие в тестировании на знание законодательства. Четверо из десяти кандидатов проходят его успешно. 

Одним из принципиально новых направлений нашей работы стало проектное управление. Мы запускали проекты в зависимости от актуальности проблемы, поэтому вполне логичным было открытие проектного офиса «Астана – адалдық алаңы», нацеленного на искоренение бытовой коррупции в столице. О достижениях проекта сегодня подробно говорил Бахыт Турлыханович. По поручению Президента начата работа по внедрению этой инициативы в масштабах всей страны под единым брендом «Регионы, свободные от коррупции». В         настоящее время проектные офисы открыты в каждом регионе. Они имеют поддержку не только Агентства и акимов, но и общественности.  

Не менее актуальным направлением работы Агентства стала защита и поддержка бизнеса в лице проекта «Protecting business and investments». На          сегодняшний день антикоррупционным   сопровождением           охвачено 267 бизнес-проектов, общая стоимость которых превышает 10 трлн. тенге. Наша основная цель – в прямом смысле слова «приучить» чиновников помогать и защищать бизнес, как главный источник роста благосостояния граждан и социальной стабильности. Все выявленные проблемы в работе бизнеса должны быть решены на системном уровне в тесном взаимодействии с НПП «Атамекен».

Главой государства поставлена задача по проведению глубоких и качественных преобразований в работе правоохранительных органов. Национальное бюро – самая малочисленная силовая структура, но несмотря на это мы провели его оптимизацию. Упразднили 254 руководящие должности, излишние структурные звенья и усилили оперативно-следственные подразделения. Централизовали кадровые, юридические и финансовые службы. Это позволило нам         сэкономить более 1млрд.тенге бюджетных средств. Инициированные Президентом организационные меры и проведенная оптимизация позволили увеличить заработную плату сотрудников более чем в два раза.  Сегодня она является самой высокой среди казахстанских правоохранительных органов, достигнув уровня Восточной Европы.  В целях обеспечения принципов меритократии мы впервые ввели открытый конкурс для всех категорий должностей. Это в свою очередь заметно усилило привлекательность нашей службы.

  Логическим продолжением этих процессов стала принятая нами Дорожная карта развития Антикоррупционной службы до 2021 года. Упор в ней сделан на дальнейшую цифровизацию внутренних процессов, модернизацию HR-подходов, а также создание сервисных центров для приема граждан. Это ощутимо повысит нашу открытость, а значит и доверие к нам. 

Если в целом говорить об уровне коррупции в стране, то мы второй год подряд наблюдаем стабильное снижение коррупционных правонарушений. Их число сократилось на четверть (23%).  Только за последние два года в системе здравоохранения произошло четырехкратное снижение уровня коррупции. Аналогичная ситуация наблюдается в налоговой сфере, где снижение произошло на треть, сельском хозяйстве – на четверть. В разрезе регионов – это Актюбинская, Павлодарская и Северо-Казахстанская области. В рамках комплексной превентивной работы мы вносим представления в госорганы по каждому расследуемому делу, проводим выездные встречи.  За прошлый год по нашим представлениям освобождены от занимаемых должностей 135 госслужащих. По поручению          Главы государства проводится гуманизация уголовного процесса.  В два раза сократилось число лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений и заключенных под стражу. В два раза чаще применяются меры – альтернативные лишению свободы – залог и домашний арест. 

Всего за истекший год в совершении коррупции нами изобличено 1 290 лиц, в том числе 25 руководителей республиканского, 91 областного и 142 городского и районного уровней. Выявлено 87 фактов системной коррупции с участием 288 лиц. Пресечена деятельность 4 ОПГ, к уголовной ответственности привлекаются 17 лиц. От незаконной деятельности должностных лиц нанесен ущерб в размере 21 млрд. тенге, из которых 89% возмещено государству. В этом году мы нацелены на комплексную работу по искоренению коррупции в правоохранительных и судебных органах. В этом вопросе мы уже тесно взаимодействуем с их руководством. К этому мы привлечем гражданское общество и будем активно освещать в СМИ.  Только активные силовые методы Национального бюро и Комитета национальной безопасности способны отучить отдельных жадных и алчных чиновников жить за счет незаконного обогащения. Эту работу мы будем усиливать изо дня в день.

Развитие   любой организации и выполнение стратегических задач требует внедрения передового опыта.  Большую роль играет международное сотрудничество, которое мы вывели на качественно новый уровень. Приведу несколько примеров. Впервые в центрально-азиатском регионе в Астане прошло заседание Сети общественной добропорядочности для стран Азиатско-Тихоокеанского региона по линии ОЭСР/АБР.  Наш опыт совершенствования госслужбы в прошлом году изучили коллеги из Российской Федерации, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Македонии и Монголии. Укрепляя региональное лидерство, мы провели тренинг для антикоррупционных органов стран Центральной Азии и Афганистана на базе Международной антикоррупционной академии в Австрии. Активно прорабатывается вопрос присоединения Казахстана к Группе государств против коррупции Совета Европы, что позволит нам перенимать лучшие мировые практики и «экспортировать» свои успешные инициативы. Мы поддерживаем конструктивные отношения с Транспаренси Интернешнл. Поскольку об этом уже говорила госпожа Ольга Шиян, я не буду злоупотреблять вашим вниманием.  От себя хочу добавить, что восприятие коррупции зависит во многом от наличия действенных каналов коммуникаций.  В целом, считаю, нам надо в корне менять подходы к информированию общества о своей деятельности.  Население практически ничего не знает о лидерах позитивных изменений среди государственных служащих. Нужно доступнее освещать и достижения госорганов.

Надо обо всем этом говорить. Но, самое главное, нам надо перестроить коммуникационную стратегию таким образом, чтобы она находила отклик, побуждала людей помогать нам.

Позвольте представить основные направления работы Агентства на предстоящий год. Как вы помните, в ходе осенней коллегии мы заявили о целом комплексе законодательных инициатив в сфере госслужбы. Большинство из них поддержано Администрацией Президента и в ближайшее время найдет отражение в Законе «О государственной службе».

Это:

  • прямой конкурсный отбор на должности корпуса «А» с упразднением института кадрового резерва; 
  • внедрение механизма упрощенного найма высококвалифицированных талантливых специалистов с опытом работы в известных мировых компаниях или имеющих степень PhD топ-университетов мира;

сокращение трех этапов конкурсов при отборе кадров до двух. Концептуальная суть всех изменений – это упразднение каких-либо возможностей внеконкурсного назначения и повышение привлекательности госслужбы. Глава государства поставил перед нами четкую цель: внедрить принципы и стандарты ОЭСР. 

Позвольте озвучить вопросы, которые мы прорабатываем.

Первое. Снижение политизированности госслужбы. Международные эксперты подчеркивают, что в передовых странах (США, Сингапур, Япония, Германия) соотношение корпуса политических назначенцев к корпусу «А» значительно ниже, чем в Казахстане. К политическим служащим не должны относиться лица, чьи обязанности не сводятся к принятию ключевых политических решений. Иными словами, тех, кто реализуют задачи, должно быть больше чем тех, кто их ставит.  Необходимо пересмотреть реестр государственных должностей и соответствующие механизмы с целью устранения дисбаланса. 

              Второе. Профессионализация управления специализированными отраслями. Важно усилить подходы к оценке знаний и навыков, требуемых на политикообразующих должностях в отраслях с узкой специализацией. Зачастую отсутствие глубоких знаний курируемой сферы приводит к отсутствию желаемого эффекта. В целях повышения качества достижения стратегических целей предлагаем установить обязательное требование к наличию профильного образования к должностям председателей комитетов.

Третье. Стратегическая кадровая мобильность. Результаты аттестации 2017 года показали недостаточный уровень стратегического видения у служащих на местах. В то же время сотрудники госорганов, непосредственно задействованные в разработке программных документов, обладают значительным потенциалом для смены этой парадигмы. Предлагаем провести «кампанию» направления опытных сотрудников Администрации Президента и Канцелярии Премьер-министра и наиболее подготовленных сотрудников центральных госорганов для работы в регионы с целью усиления реализации политики Главы государства на местах.

Далее. Будет продолжена автоматизация кадрового делопроизводства. В прошлом году по инициативе Агентства создана Автоматизированная единая служба управления персоналом, на базе которой централизованы рутинные кадровые функции, а в перспективе и начисление зарплаты. В этом принимают участие 11 госорганов, во втором полугодии будут охвачены все остальные. 

Помимо ожидаемой оптимизации мы рассчитываем ощутимо повысить стратегическую роль служб управления персоналом и обеспечить их автономность. Мы отходим от          согласования квалификационных требований и переводов, что позволит госорганам принимать самостоятельные решения по подбору кадров. В сентябре в Академии госуправления будет запущена новая программа магистратуры «Управление человеческими ресурсами», ориентированная на подготовку госслужащих, на основе стратегического HR-менеджмента. 

Сфера госслужбы совершенствуется из года в год. Этот процесс должен быть непрерывным.  На смену чинопочитанию, в    условиях    которого расцветают бюрократизм и протекционизм, приходит время компетентных специалистов, которые дорожат репутацией. Только такие государственные служащие достойны уважения и доверия. Большие надежды общество и Глава государства возлагает на молодежь.  Я обращаюсь к студентам, выпускникам, ко всем молодым специалистам, работающим в других сферах: Двери государственной службы открыты для вас. 

 Говоря о доверии, не могу обойти стороной вопрос этичности государственных служащих. Несмотря на более чем двукратное сокращение этических правонарушений за 4 года, нерешенных проблем в этой сфере достаточно. Полагаем, пора ввести на госслужбе понятие «безупречной репутации». Госслужащий должен быть не только «кристально» чист, но и по-человечески относиться к людям.  Если театр начинается с вешалки, то взаимодействие гражданина с госорганом зачастую начинается с телефонного звонка. Нередко поднимающие трубку госслужащие даже не представляются. На интересующие вопросы отвечают односложно и с нескрываемым равнодушием. Чтобы изменить эту ситуацию, мы намерены разработать и   внедрить стандарт коммуникативных компетенций государственного служащего. Проще говоря, это правила общения госслужащего с гражданами.

На смену традиционным формам обращений граждан в перспективе          должны прийти современные каналы коммуникаций. Это фэйсбук, телеграм, инстаграм, ватсап. Не нужно стесняться заимствовать лучшее из корпоративного сектора. К примеру, создание «пространства для мозговых штурмов» в госорганах, на котором обсуждения проходят без галстуков и должностной иерархии.  Мы еженедельно проводим «фабрику идей» и уже ощущаем результаты: коллеги стали более открыто выражать самые смелые инициативы. В текущем году в Агентстве пилотно будет апробирована практика «кэжуал фрайдэй» – так называемой «пятницы без официального дресс-кода».  Это тоже немаловажно для перезагрузки госслужбы, создания атмосферы простых и доверительных отношений, помогающих раскрыть потенциал специалистов. 

Стратегическая роль в формировании качественно новой корпоративной культуры госслужащих отведена Академии государственного управления при Президенте.  Осуществлена трансформация ее деятельности, обучение госслужащих ориентировано на практическое решение актуальных управленческих проблем.

Теперь переподготовка и повышение квалификации доступны госслужащим не только в столице. Создана единая система филиалов во всех регионах, работающая по стандартам Академии. Академией проведена масштабная работа по обучению проектному управлению сельских акимов, отвечающих за реализацию государственной политики для 40% граждан страны – жителей сельской местности.  От эффективности их работы зависят не только налоговые поступления в бюджет, рост которых составил 7,5% на начало года, но и прозрачность в реализации бюджетов. Отмечу необходимость в активном стимулировании участия граждан в формировании и использовании государственных средств на 4 уровне бюджета. В текущем году в соответствии с поручением Главы государства впервые приступаем к реализации инновационной программы обучения «Руководитель новой формации» для политических госслужащих и ответственных секретарей министерств, а также спецкурсов для корпуса «А».

Это очень своевременная мера, которая поможет перестроить мышление управленцев.  Сегодня в деятельности госорганов показатели строятся «от достигнутого» на основании своих же отчетов.  Президент высоко поднял планку требований к руководителям, в том числе и через призму роста ВВП. Есть реальные потребности общества и потенциал госоргана, исходя из которых должны определяться индикаторы и показатели Стратегических планов. Критически важно каждому госоргану пересмотреть подходы к их формированию. Дальнейшее развитие госслужбы предполагает внедрение стратегического менеджмента и управления изменениями. Если все останется по-старому, то ни о какой «перезагрузке» работы госорганов не может быть и речи. Для улучшений требуется непрерывный цифровой реинжиниринг бизнес-процессов и внедрение прогрессивных процессов принятия решений.  Переход на умные технологии должен быть осуществлен в госорганах в самое ближайшее время. 

Хотел бы затронуть еще одну очень важную проблему и поговорить о балансе между трудовой деятельностью и личной жизнью госслужащих. Госслужащие должны завершать рабочий день в 18.30, посвящая свободное время семьям, личностному развитию. Спорт и иные формы продуктивного досуга являются лучшими способами избавления от вредных привычек, включая праздное времяпровождение и потребление алкоголя.

Следующее приоритетное   направление работы. Агентства – контроль за оказанием государственных услуг. Несмотря на 8-кратное снижение нарушений за последние 3 года, в центре нашего внимания всегда должны находиться вопросы повышения качества. И если мы говорим о сервисном государстве, то должны руководствоваться принципом «услуга для человека»,  а не «человек для услуги».

Во многих вопросах мы все еще остаемся заложниками старой советской системы, требуем собирать никому ненужные справки и т.д. Такого нет ни в одной передовой стране. К примеру, кто-нибудь задумывался, какая необходимость в медсправках №083, №086? Во многих случаях они не влияют на принятие решения. Даже если у абитуриента есть проблемы со зрением и т.д., это же не препятствует поступлению в ВУЗ.

Зато действует целая индустрия по продаже этих справок. Можете зайти в интернет и убедиться. В тех случаях, когда эти сведения действительно нужны, должна быть возможность их просмотра в электронном виде. Я призываю всех внести свои предложения, от каких документов можно безболезненно отказаться. Реестр госуслуг должен быть ориентирован на потребности граждан. Более того, развитие электронных госуслуг – критически важный двигатель в искоренении бытовой коррупции. За последние 3 года их количество выросло на 48%, что привело к пятикратному сокращению услуг, оказываемых в бумажной форме. Очень важно обеспечить максимально удобную и доступную мобильно-цифровую инфраструктуру предоставления услуг, предвосхищая потребности населения и бизнеса. Теперь позвольте представить вашему вниманию прорабатываемые нами меры, которые, на наш взгляд, будут способствовать кардинальному изменению ситуации в сфере противодействия коррупции. 

Первое. Введение ответственности за незаконное обогащение. Предлагается ввести жесткие меры ответственности за те случаи, когда расходы госслужащего несопоставимы с его доходами. Это станет логическим продолжением введения всеобщего декларирования с 2020 года и позволит подорвать основу коррупции – стремление к получению нелегальных доходов.

Второе. Введение института юридических лиц публичного права. Это самоокупаемые организации, выполняющие отдельные государственные функции. Они работают на принципах корпоративного управления и функционируют в условиях конкуренции. Их введение позволит перестроить работу госорганов – от проверок на оказание помощи бизнесу и населению, и приведет к снижению коррупционных рисков. По этому направлению мы работаем совместно с НПП «Атамекен», опираясь на успешную международную практику. 

Третье. Восстановление антикоррупционной экспертизы, которая должна стать самостоятельным институтом и проводиться по всем проектам НПА. Данный вопрос рассматривается Мажилисе Парламента. Важно, чтобы экспертизу проводили квалифицированные специалисты при координации Агентства.

Четвертое. Введение института «Integrity check» или проверки на добропорядочность. Чистота собственных рядов является фундаментальным принципом нашей работы.  Мы говорили, что будем усиливать это направление. Только за прошедший год мы инициировали уголовное преследование в отношении 7 сотрудников Агентства, Нацбюро и Академии, из них 5 осуждены. На регулярной основе сотрудники управления внутренней безопасности будут проводить специальные проверки на коррупционную устойчивость. В перспективе предлагаем распространить этот опыт в отношении всех правоохранительных органов.  

Пятое. Мы предлагаем изменить механизм поощрения граждан за сообщения о фактах коррупции. В настоящее время граждане за подтвердившиеся факты коррупции получают фиксированные суммы. При этом максимально возможная выплата составляет 240 тысяч тенге и это за особо тяжкие преступления. С учетом международного опыта будем прорабатывать вопрос поощрения граждан вознаграждением, исчисляемым в процентах от суммы взятки или хищения, которое удалось раскрыть.

Шестое. Предлагается расширить перечень субъектов коррупции. В настоящее время только высшее руководство вазигосударственных организаций подпадает под действие антикоррупционного законодательства. Между тем коррупциогенные решения принимаются и на более низких ступенях управления этими организациями.  Речь идет о работниках квазигоссектора в сфере закупок, реализации госпрограмм и проектов, финансируемых из бюджета. Действующее законодательство не дает возможности привлекать таких лиц к ответственности за коррупционные о нарушения. В настоящее время соответствующие законодательные поправки рассматриваются в Парламенте. В перспективе необходимо рассмотреть и частный сектор, культивируя корпоративные антикоррупционные ценности.