Депутатский запрос Махамбетова М.М. Генеральному Прокурору Республики Казахстан Нурдаулетову Г.Д.

Уважаемый
Гизат Дауренбекович!
Согласно официальным данным уполномоченных государственных органов, только за 2017 год и 10 месяцев 2018 года в результате дорожно-транспортных происшествий с участием домашних животных по статьям 615 и 620 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях к административной ответственности привлечено более 400 человек – владельцев скота.
Согласно сведениям, полученным Генеральной прокуратурой, в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан «О дорожном движении» и Кодекса об административных правонарушениях владельцы скота не относятся к участникам дорожного движения и не являются субъектами административной ответственности.
Следует отметить, что надзорный орган пришел к такому заключению после специально направленного письма депутатов Мажилиса. В данном письме нами были изложены жалобы граждан, которые были озвучены ими в прошлом году во время общественного приема, организованного Атырауским областным филиалом партии «Nur Otan», а также выражалась просьба разобраться и помочь по вышеуказанным фактам к которым они были безвинно привлечены к ответственности.
В своем ответе компетентным органом было указано, что все изложенные депутатами доводы нашли свое подтверждение. Был внесен протест в Верховный Суд, в результате чего была изменена административная судебная практика: отныне владельцы скота не подлежат привлечению к ответственности в результате ДТП по данной статье.
Однако, нарушенные права незаконно привлеченных лиц полностью не восстановлены. Поскольку, проверка законности и обоснованности постановления суда в кассационном порядке, которое ранее вступило в законную силу, возможна только по представлению должностных лиц или по протесту.
Практически все безвинно привлеченные к ответственности граждане в поисках справедливости обращались в соответствующие органы и суды, но их попытки не увенчались успехом. В соответствии со статьей 765 КоАП РК протокол об административном правонарушении является доказательством и может быть заложен в основу решения по делу. При этом должностные лица, судьи при рассмотрении административных дел обязаны давать правовую оценку на доказательства и в случае несоответствия требованиям Кодекса отменить их (подпункт 3) статьи 765 и пункт 2 статьи 8) и обязаны соблюдать законность.
Однако, во всех административных делах составленные государственными органами протоколы о незаконных правонарушениях не были отменены в качестве доказательства, в связи с тем, что должностное лицо или суд при рассмотрении дела дал правовую оценку однобоко и поверхностно.
За каждым незаконным постановлением уполномоченного органа и суда стоят ущемленные права и финансовые убытки рядовых граждан, их слезы и обиды могут привести к потере доверия с их стороны к правосудию и власти в целом. Здесь на ум приходит восточная мудрость, которая гласит: «если хочешь разрушить страну и общество, то наказывай безвинных и оправдывай виновных».
Уважаемый Гизат Дауренбекович! Просим дополнительно изучить административно-правовую и судебную практики по указанным обстоятельствам, в случае выявления нарушений закона, принять соответствующие меры прокурорского надзора, а также отменить решения вышеуказанных государственных органов и судов, по результатам предпринять и другие меры, предусмотренные законом.
Ответ по результатам рассмотрения просим предоставить в письменном виде в установленные законом сроки.

Депутаты Мажилиса,
члены фракции партии
«Nur Otan»
М. Махамбетов
Д. Мынбай