Интервью директора Алматинского городского филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» Абилдаева Т.Ш. с журналистом газеты «Человек и Закон»

Здравствуйте, Тлеухан Шилдебаевич, расскажите пожалуйста о внедрение системы обязательного социального медицинского страхования в Казахстане и о существовании бесплатной государственной медицины, на которую ежегодно выделяется около триллиона тенге, зачем же вводить еще и ОСМС?

  • Система обязательного социального медицинского страхования – это реформа сложная, но необходимая. Сроки полного введения ОСМС несколько раз переносились, но нет сомнения в том, что данная реформа казахстанскому здравоохранению все же нужна. В сфере уже давно назрели проблемы. Речь и о дефиците финансирования здравоохранения, и о большой доле частных расходов наших граждан на медицину. В частности, уровень общих расходов на здравоохранение в Казахстане (3,7% к ВВП, 2017 г.) значительно ниже, чем в странах с аналогичным уровнем развития (6% к ВВП).
    Доля частных расходов на здравоохранение по итогам 2017 года составила 41%, что вдвое выше предельного уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (20%). Более 30% собственных расходов населения или так называемых расходов «из кармана» направляется на приобретение платных медицинских услуг, декларированных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, так как финансирования на все медицинские услуги не хватает. В 2018 году дефицит средств ГОБМП составил 362,5 млрд тенге.
    ОСМС – это нужная реформа, которая даст толчок к развитию здравоохранения, поможет повысить качество и доступность медицинской помощи для населения.
    Какая работа на сегодняшний день проделана Фондом социального медицинского страхования перед запуском ОСМС и над чем, по Вашему мнению, еще предстоит работать?
  • Работа по подготовке к полному запуску ОСМС идет в рабочем режиме, по плану. Все мероприятия, которые Минздрав как основной идеолог реформы планировал осуществить — реализованы.
    Первое: активно идет дерегулирование рынка, чтобы в оказании медицинских услуг населению могли принимать участие как можно больше частных организаций с опытом и с хорошей базой.
    Второе: поставлен на более высокий профессиональный уровень мониторинг за качеством предоставляемой населению медпомощи.
    Третье: создана база потенциальных поставщиков медицинских услуг, которая постоянно обновляется, продолжается также работа по совершенствованию тарифов, разработаны Единые правила закупа медицинских услуг, которые также постоянно совершенствуются.
    Четвертое: поставлена работа по сбору платежей от работодателей и других плательщиков. Работа с самозанятыми людьми, на проблемы которых обращало внимание руководство страны, продолжается. Инициатива Минтруда по внедрению ЕСП в этом вопросе стала одним из ключевых решений, так как облегчает самозанятым возможность участия в системе ОСМС.
    Тлеухан Шилдебаевич, сколько средств перечислено за обязательное медицинское страхование? Как будут расходоваться эти средства?
  • На начало апреля этого года на счетах Фонда в Нацбанке находилось около 158 млрд тенге. Кстати, от города Алматы доля поступлений самая большая по республике – 21% от всех средств или более 33 млрд тенге.
    Все поступившие за ОСМС средства хранятся в Национальном банке. Между Фондом и Нацбанком заключен договор доверительного управления. В последующем все средства будут направлены на оплату услуг, оказываемых в рамках ОСМС.
    Деньги, собранные на ОСМС сейчас не расходуются: законом запрещено использовать собранные деньги на что-либо, кроме оплаты оказанных населению медицинских услуг и только в рамках пакета ОСМС.
    Сейчас Фонд оплачивает услуги, входящие в пакет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Средства в рамках этого пакета выделяются из республиканского бюджета и утверждаются Правительством. В 2019 году на финансирование здравоохранения из республиканского бюджета выделено 972,7 млрд. тенге. В сравнении с прошлым годом сумма финансирования выросла на 5%. Из этих средств по Алматы сумма договоров на оказание медпомощи по ГОБМП составляет более 105 млрд тенге.
    В чем разница между пакетами ГОБМП и ОСМС? Какие медицинские услуги будут в ОСМС?
  • Пакет гарантированного объема медицинской помощи достаточно обширный, но его главное предназначение — помощь человеку в экстренных ситуациях, недопущение массовых эпидемий, помощь в особых случаях, требующих внимания государства. Это, например, лечение онкологии, требующего больших трат, и контроля государства за социально значимыми заболеваниями.
    В свою очередь, пакет ОСМС — это дополнительные возможности диагностики и лечения. В него входят более дорогостоящие услуги, преимущественно плановые. Предназначение пакета ОСМС — улучшение качества жизни пациента и создание основы для здоровья нации в будущем.
    Сейчас услуги, входящие в ОСМС, недоступны многим из-за финансовых ограничений. Не все могут себе позволить их.
    И если говорить о преимуществах системы в широком смысле, то главное — это возможность за счёт развития культуры медицинского страхования решить проблему чрезвычайно высоких трат на медицину из кармана граждан.
    Тлеухан Шилдебаевич, а кто на сегодня является поставщиком Фонда, каково участие частных клиник в предоставлении медпомощи населению по гарантированному объему?
  • Поставщиками медицинских услуг Фонда медстрахования являются государственные, квазигосударственные и частные медицинские организации. Сегодня в рамках ГОБМП бесплатное лечение можно получать не только в государственных медорганизациях, а еще и частных. В этом году обслуживать население в рамках государственного заказа будут 1408 медицинских организаций, 701 из которых – частные. В сравнении с 2018 годом, количество частных поставщиков выросло на 37 организаций по республике. Участие частного медицинского бизнеса значит, что у населения расширяется выбор, растет доступность медуслуг и конкуренция. А конкуренция – это гарантия повсеместного роста качества в будущем.
    Говоря о нашем городе, то в Алматы с Фондом заключили договоры 185 медицинских организаций. И что нужно отметить особенно: 104 организации, то есть более половины поставщиков медицинских услуг по Алматы в этом году – частные медицинские организации.
    Для сравнения – в 2017 году в Алматы всего 53 частных медцентра работали с государственным заказом. Таким образом за 2 года количество частных поставщиков медицинских услуг по ГОБМП увеличилось вдвое. Еще один важный момент: в этом году в Алматы обслуживать население будут 77 поликлиник, что на 10% выше прошлогоднего показателя, и среди них 38 – частных. Увеличение числа поликлиник позволяет снизить очереди и нагрузку на врачей общей практики. Для достижения этой цели принимаются и меры по открытию новых участков – в 2019 году Управлением общественного здоровья города планируется открытие 88 новых участков. Также для удобства пациентов разработаны мобильные приложения на базе медицинской информационной системы ДамуМед, через которые можно записаться на прием, вызвать врача на дом, просмотреть результаты лабораторных исследований и т.д. В результате комплексного подхода время обслуживания пациентов сократилось на 20%, ожидания в очереди – на 30%.
    Как Вы считаете хватит ли собранных средств на финансирование пакета медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования?
  • По прогнозным данным, к началу 2020 года сумма поступлений на ОСМС составит около 240 млрд тенге. Но это не вся сумма, так как с начала 2020 года за 13 льготных категорий граждан взносы начнет платить государство, а это – поступления почти за 10 млн. человек.
    Для обеспечения финансовой устойчивости закуп медицинских услуг будет осуществляться строго в пределах прогнозируемых поступлений. Страховая медицина определяет четкие пределы обязательств государства, предполагает повышение эффективности медицинской помощи и гарантирует полный охват населения базовым объемом медицинской помощи.
    Спасибо Вам, Тлеухан Шилдебаевич, за столь интересную и содержательную беседу.

Даурембекова А.