Для любого государства и общества в любой исторический период его развития чрезвычайную опасность представляют правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Среди данных посягательств особое внимание хотелось бы сосредоточить на несанкционированных акциях протеста.
И в этой связи необходимость сочетания охраны общественного порядка, поддержания безопасности и гарантий конституционного права напроведение публичных мероприятий предусмотренного 32 статьей Конституции Республики Казахстан является проблемой требующей научной проработки.
Так, указанная статья гласит «Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование…». Однако в редакции указанной статьи существуют и условия, при которых данные права могут ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц, т.к. эффективная реализация свободы собраний требует наличия ответственности у всех субъектов, связанных с этим правом. В противном случае организатор публичного мероприятия будет пренебрегать своими обязанностями, которые на него возложены в силу особой роли руководителя и вдохновителя собрания, участник публичного мероприятия будет нарушать права и интересы других граждан, игнорировать безопасность и общественные нормы, органы государственной власти не будут эффективно обеспечивать безопасность и комфортность проведения собрания, будут нарушать права манифестантов. Это может привести к различным последствиям, начиная от нигилистского отношения к законодательству о публичных мероприятиях, заканчивая параличом общественной жизни.
Необходимо отметить, что организацию и проведение публичных мероприятий в Казахстане регламентирует закон РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» от 25 мая 2020 года за №333-VI. Совершенно очевидно, что, если есть нормы закона, то есть и ответственность за его нарушение. И в этой связи, административная ответственность – наиболее эффективная мера, позволяющая предотвратить нарушения законодательства о собраниях. Ей могут быть подвергнуты как организаторы и участники, так и должностные лица государственных органов.
Административная ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий закреплена в статье 488 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года за № 235-V.
Часть 2 и часть 3 статьи 488 КоАП РК предусматривает административную ответственность за «Нарушение законодательства Республики Казахстан о порядке организации и проведения мирных собраний» как для участника так и организатора мирного собрания и влечет предупреждение или штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток для участника мирного собрания, а для организатора мирного собрания влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере тридцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток, на юридических лиц — в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Отметим, что закон РК О порядке организации и проведения мирных собраний регулирует общественные отношения, направленные на реализацию установленного Конституцией Республики Казахстан права граждан Республики Казахстан собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Закон о мирных собраниях в статье 1 раскрывает и дает определение, что такое «мирное собрание», « участник мирного собрания», «специализированное место для организации и проведения мирных собраний», «организатор мирного собрания», « демонстрация», «местный исполнительный орган», «собрание», «митинг», «согласование заявления», «пикетирование», «уведомление», «шествие».
Чтобы провести мирное собрание, организатор в соответствии со статьей 10 Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний» должен подать уведомление на бумажном носителе или в форме электронного документа в местный исполнительный орган (акимат) о проведении мирного собрания в форме пикетирования, собрания, митинга в срок не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения.
Местный исполнительный орган в течение трех рабочих дней со дня регистрации уведомления сообщает организатору мирного собрания:
1) о проведении пикетирования, собрания, митинга без установления юрт, палаток, иных сооружений, использования звукоусиливающих технических средств;
2) об отказе в проведении пикетирования, собрания, митинга по основаниям, предусмотренным стаьей 14 Закона;
3) о предложении изменения места и (или) времени пикетирования, собрания, митинга в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, государственной безопасности, а также бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности зеленых насаждений и малых архитектурных форм, иного имущества.
В случае отказа МИО в проведении мирных собраний который должен быть обоснованным и мотивированным, предполагаемый организатор имеет полное право обжаловать данный административный акт в Специализированном межрайонном административном суде в соответствии со статьей 91 административного процедурно-процессуального кодекса РК.
Касательно правил поведения сотрудников полиции при задержании участников несанкционированых собрании отмечу, что на текущий момент в Казахстане с января 2023 года действует Инструкция по обеспечению охраны общественного порядка сотрудниками полиции при проведении мирных собраний.
Данная Инструкция утвержденая приказом Министром МВД определяет порядок несения службы сотрудниками полициипо обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан при проведении мирных собраний.
Обращает на себя пристальное внимание глава IV Инструкции, которая детально регламентирует действия сотрудников полиции при нарушении общественного порядка в ходе проведении мирных собраний. Так, пункт 14 Инструкции предусматривает, что в случаях угроз жизни и здоровью граждан (пожар, нанесение телесных повреждений, попытка суицида, ситуации природного и техногенного характера, наезд транспортных средств и т.п.), условиям жизнедеятельности населения и функционированию транспорта, а также невыполнения участниками законных требований представителей МИО и прокуратуры о прекращении собрания, сотрудники принимают следующие меры:
1) пресекают нарушения общественного порядка;
2) обеспечивают безопасность представителей МИО и прокуратуры, журналистов, а также приглашенных лиц, уполномоченных вести переговоры;
3) блокируют территорию проведения мирного собрания с целью обеспечения безопасности участников собрания и иных граждан;
4) производят оцепление, сдерживание и вытеснение организаторов
и участников собрания, в места представляющие наименьшую опасность жизни и здоровью участникам собрания и окружающим гражданам;
5) перераспределяют автомобильный поток по другим направлениям при перекрытии автомобильных дорог, магистралей, минуя район проведения мирного собрания;
6) в рамках применения мер обеспечения производства по делам
об административных правонарушениях задерживают нарушителей непосредственно на месте проведения собрания либо в сроки, установленные Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан;
7) принимают меры предосторожности, исключающие возможность нанесения травм при посадке доставляемых в служебный автотранспорт.
В завершении особо подчеркну, что несанкционированные акции протеста с большой априорной вероятностью могут детерминировать массовые беспорядки представляющие повышенную угрозу жизни и здоровью граждан, и в этой связи, понятна та озабоченность которую проявляют силовые структуры при пресечении административных нарушений в несанкционированных акциях протеста.
Турекулов А.Б.