Проводить контроль социально-значимых объектов без уведомления планируют в Казахстане. Также будет внедрено обязательное лицензирование организаций, оказывающих специальные социальные и образовательно-оздоровительные услуги для детей. Все это в рамках Законов «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» и «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей», которые вчера приняли в Сенате.
Участившиеся случаи жестокого обращения детей и подростков между собой, а также факты непристойного отношения к воспитанникам в социально-значимых объектах и в организациях, оказывающих специальные социальные, образовательно-оздоровительные услуги для несовершеннолетних, заставляют пересмотреть установленные нормы проверок и лицензирования упомянутых учреждений. По словам директора департамента социальных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Казахстана Сырыма Наси, контроль без предварительного уведомления, а также обязательное лицензирование позволят вывести вопросы обеспечения безопасности детей на качественно новый уровень.
– Как ранее работали организации, оказывающие специальные социальные и образовательно-оздоровительные услуги для детей?
– На сегодняшний день Центры по оказанию специальных социальных услуг осуществляют свою деятельность без лицензий. До 2010 года эта процедура была обязательной, однако ввиду того, что отрасль по оказанию специальных социальных услуг нуждалась в активном развитии, расширении и привлечении частного бизнеса, государством было принято решение об исключении барьеров для наших Центров. При этом отмечу, что большая часть имеющихся организаций – государственная. На сегодняшний день в числе основных требований в деятельности организаций – обязательная аттестация сотрудников. Один раз в три года местные исполнительные органы проводят аттестацию социальных работников в сфере социальной защиты населения для присвоения (подтверждения) квалификационной категории.
Вы, наверное, сами слышали о вопиющих фактах в Аягозском детском центре оказания специальных социальных услуг, где в 2020 году умерли четыре воспитанника, а также, к примеру, о массовом отравлении детей в Центре оказания специальных социальных услуг для детей в Караганде. Эти и другие факты наглядно доказывают, что нужно менять подход в работе. Поэтому, в числе прочего и поднимается вопрос о внедрении безуведомительного контроля и лицензирования.
– Сколько организаций, оказывающих специальные социальные, а также образовательно-оздоровительные услуги для детей насчитывается сегодня в Казахстане?
– В стране действует 1030 организаций, оказывающих специальные услуги, из которых 830 – государственные организации, включая 118 государственных центров оказания специальных социальных услуг стационарного типа, 89 государственных центров дневного пребывания, 35 реабилитационных центров, и 547 отделений социальной помощи на дому. В этих организациях обслуживаются 136,3 тысячи граждан, в том числе 65,9 тысячи лиц с инвалидностью и более 25,7 тысячи детей с инвалидностью.
Наряду с госсектором услуги оказывают 193 неправительственных организаций с охватом более 18 тысяч человек. Для детей с инвалидностью специальные социальные услуги оказывают в 455 организациях, где получили услуги 26 тысяч маленьких казахстанцев.
– В упомянутых выше Законах говорится об осуществлении государственного контроля интернатных организаций всех типов и форм без уведомления. Как работа этих учреждений проверялась ранее?
– В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан осуществляются плановые и внеплановые проверки. Делятся они на два вида. Первые – это те, что проводятся на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях». Вторые – внеплановые. Основанием для назначения первого вида проверки является график, сформированный информационной системой оценки и управления рисками в автоматическом режиме.
Орган контроля и надзора обязан уведомить в письменном виде субъект контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо) о начале проведения проверки на соответствие требованиям не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки с указанием даты ее начала.
При проведении внеплановой проверки, за исключением некоторых случаев, орган контроля и надзора обязан известить субъект контроля и надзора о начале проведения внеплановой проверки субъекта (объекта) контроля и надзора не менее чем за сутки до ее начала с указанием предмета проведения проверки субъекта (объекта) контроля и надзора.
В организациях, оказывающих специальные социальные услуги проверочные работы осуществляются на соответствие Стандартам оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения.
– Какие изменения ожидают казахстанцев, после введения в действие безуведомительного порядка проверок?
– Ранее только представители Национального превентивного механизма могли без уведомления проводить проверку. На практике это в основном визуальные проверки. В рамках указанных нововведений в целях защиты прав и безопасности детей государственные органы смогут без предварительного уведомления осуществлять проверку социально значимых объектов согласно проверочным листам.
– Расскажите о мерах наказания в случаях выявления нарушений?
– Меры наказания предусмотрены в соответствии с Кодексом «Об административных правонарушениях» (статья 84). За нарушение законодательства Республики Казахстан в области специальных социальных услуг, совершенное в виде: нарушения установленных сроков проведения оценки и определения потребности в предоставлении специальных социальных услуг, вынесения решения о предоставлении гарантированного объема специальных социальных услуг; невыполнения решения о предоставлении гарантированного объема специальных социальных услуг, – влечет штраф на должностных лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере сорока, на субъектов крупного предпринимательства – в размере шестидесяти месячных расчетных показателей.
Деяние, предусмотренное частью первой статьи 84, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на должностных лиц в размере тридцати, на субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере сорока, на субъекты среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъекты крупного предпринимательства – в размере восьмидесяти месячных расчетных показателей.
– Спасибо за интервью!
Асель Катранова