БЕЗ ПРАВА НА БЕЗГРАМОТНОСТЬ

Как говорят классики и философы, если хочешь изменить мир – начни с себя. Ежедневно новостные ленты буквально пестрят сводками о различных происшествиях, которые относятся к административным, гражданским, уголовным и иным делам. Чем это вызвано? Как можно изменить данную закономерность в сторону положительных тенденций?

Обще доказано, что большинство противоправных действий – результат низкой правовой культуры населения. Именно она порождает коррупцию, мошенничество. Не секрет, что человек, некогда вставший на противозаконный путь, придерживается его долгое время, а точнее до тех пор, пока не переосмыслит свою жизненную позицию. К сожалению, многие ошибочно связывают низкий уровень самосознания (культурного, правового, психологического) человека с социально-экономической политикой государства. Мол, если человек идет на преступление, значит в этом виновато Правительство, правоохранительные органы, финансовые институты, школы, вузы – в общем, все, но только не сам правонарушитель. Конечно, никто не снимает ответственность с данных организаций, тем не менее, каждый человек сам ответственен за свою судьбу. Ежегодно государственные органы принимают комплекс мер по сокращению безработицы (создаются новые рабочие места, действуют курсы по переобучению, повышению квалификаций и т.д.), улучшению культурной, социальной составляющих общества.

Не меньшая работа проводится и по повышению правовой культуры граждан, совершенствованию конституционного, административного, гражданского, банковского, налогового, финансового, таможенного, экологического, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательств Республики Казахстан.  Например, по Указу Елбасы Нурсултана Назарбаева в Уголовном Кодексе РК внесены поправки, смягчающие ответственность за менее опасные преступления. Цель такого шага – сократить количество людей, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Благодаря данному решению ежегодно судьи все меньше выносят приговоры, согласно которым преступника отправляют в тюрьму. Как правило, стороны процесса либо примеряются (для этого работает служба медиации – прим.автора), либо вместо сроков лишения свободы применяется практика условного наказания  или отсрочка исполнения приговора. В уголовном законодательстве Казахстана наряду с гуманизацией используется и так называемая методика «кнута». Теперь за неоднократное совершение кражи преступника не штрафуют, он не может пойти на примирение с потерпевшими. Для него предусматривается ответственность в виде ограничения свободы на срок от двух до семи лет либо лишения свободы на тот же срок, с конфискацией имущества. Такая мера была принята для того, чтобы как можно эффективнее сократить количество краж, совершаемых одними и теми же лицами. И все это в рамках «Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы». Данный документ, утвержденный десять лет назад, отразил в себе все области правовых взаимоотношений. Более того, некоторые сегменты таких связей перешли на более новый уровень. Этому во многом способствовали современные технологии. Создание «электронного правительства», онлайн консультации, отчетность исполнительных органов, диалог власти и населения посредством использования социальных сетей – все это и многое другое наглядно доказывает эффективность некогда принятой Концепции. А с недавнего времени акимы городов и районов Казахстана стали активно использовать мессенджеры для налаживания обратной связи с людьми.

Отрадно, что социальные сети задают новый формат работы, где руководство области может напрямую работать с населением и оперативно решать ту или иную проблему. Кроме того, в регионе активно ведут официальные аккаунты в социальных сетях 25 управлений и департаментов, общий охват которых составил 90 тысяч подписчиков. 60 процентов руководителей этих государственных структур активно информируют население о своей деятельности. Таким образом, сегодня посредством Интернета решается большинство вопросов, в том числе и в области соблюдения прав и свобод граждан.

Наряду с работой по созданию прозрачности в направлении «власть-народ», создаются все необходимые условия для разрешения споров мирным путем без привлечения сотрудников Фемиды. Так, к примеру, в городе Тараз есть Центр внесудебного примирения. По информации пресс-службы Жамбылского областного суда, в нем оказываются консультативные и информационные услуги. Там работают медиаторы, адвокаты, нотариусы, психологи, специалисты НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», судебные исполнители, стажеры-кандидаты в судьи, студенты юридических вузов. В числе улучшения правовой системы Казахстана отметим и модернизацию судебной политики, отмену смертных казней, гуманизацию, нулевую терпимость и т.п. О чем это говорит? В первую очередь о том, что власть и общество повернулись в сторону улучшения правовой составляющей. В нашей стране принят ряд важнейших законодательных актов, способствующих этому. Однако вопрос повышения уровня юридической грамотности граждан сегодня не закрыт. А ведь правовое воспитание – сложная система деятельности, которая предусматривает целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса формирования личности. Для того, чтобы это правовое воспитание было всесторонним, недостаточно надеяться на школы, вузы, внешние факторы. Грамотность в вопросах юриспруденции нужно воспитывать в семье. На собственном примере родителям необходимо показывать детям, что является «правильным», а что «неправильным». От этого ведь зависит то, насколько завтра ребенок будет успешным. Знания в  областях права, религии, финансов – костяк в будущем. Не секрет, что если человек хоть немного подкован в тех же юридических вопросах, ему намного легче жить.  Юридически грамотный человек в нашем обществе имеет огромное преимущество, поскольку в словах своих может апеллировать к конкретным положениям и статьям, а безграмотный чиновник будет опираться на ничем не подкрепленное личное мнение.

Особо знания в сфере юриспруденции важны для решения трудовых споров. Как отмечают юристы, именно такие препирательства являются одними из самых актуальных категорий гражданских дел. По информации Федерации профсоюзов Республики Казахстан, основными категориями ответчиков в судах являются предприятия малого и среднего бизнеса, которые несвоевременно заключают трудовые договоры, не принимают коллективные договоры, не создают согласительные комиссии, допускают нарушения трудовых прав граждан. А ведь согласно Конституции Казахстана, каждый человек имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы и гарантию минимального размера заработной платы и пенсии. Чтобы уберечь гражданина от беззакония в стране действует Соглашение о продвижении принципов глобального договора ООН в сфере социально – трудовых отношений, развивается система социального партнерства, внедрения коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и социальной ответственности бизнеса. На предприятиях страны внедряются международные стандарты безопасности и охраны труда (OHSAS 18001:1999). Благодаря таким и иным мерам по итогам восьми месяцев 2018 года на предприятиях и организациях республики в результате несчастных случаев пострадало 975 человек, что на 8,9 процента ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (за аналогичный период 2017 года – 1070 человек).

Для дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественной правовой системы следует продолжить работу по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве, минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией могут приниматься законодательные акты.

Из вышесказанного следует, что движение Казахстана к гражданскому обществу невозможно без формирования правовой культуры, которая подразумевает под собой увеличение уровня правосознания, правовой активности, юридических знаний граждан, а также повышение эффективности правоохранительной деятельности, повышение культуры правоприменения и правотворчества. Законы должны стоять на защите граждан, граждане должны знать и уважать законы.

Комплексное развитие казахстанского законодательства в соответствии с установленными правовой Концепцией основными принципами будут способствовать дальнейшему укреплению режима законности, соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны, укреплению казахстанской государственности.

Даурембекова Алия