ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ – КЛЮЧ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ

Первые десятилетия Независимости Казахстана ознаменованы принятием Первым Президентом Н.А. Назарбаевым стратегических решений по созданию условий для развития бизнеса, работы предприятий, налаживанию деятельности финансовых институтов и торговых отношений страны. Это стало залогом формирования экономического фундамента Республики, а значит и появление возможностей для реализации государственных программ.

         Обеспечение роста экономики, динамика развития ее отраслей, перспективные долгосрочные прогнозы и расчеты дали возможность досрочно выполнить Стратегию «Казахстан-2030», разработать новую еще более амбициозную Стратегию «Казахстан-2050». В ней «красной линией» проходит нацеленность государства на индустриально-инновационное развитие.

Для этого в 2010-2014 годах была принята и реализована первая пятилетка Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана (ГПФИИР). В рамках пятилетки были заложены важнейшие законодательные, инфраструктурные и институциональные основы для индустриального развития. Таким образом, были сделаны реальные шаги в сторону изменения структуры экономики.

В Казахстане стали работать крупнейшие мировые индустриальные гиганты. За ту пятилетку было построено и реконструировано более 4 тысяч километров автомобильных и 1 700 километров железных дорог.

Впечатляют итоги первой пятилетки ГПФИИР и в относительно новых сферах национальной экономики, таких как железнодорожное, автомобилестроение. Так, выпуск железных вагонов вырос в 10 раз. Автопром за 5 лет увеличил производство легковых автомобилей в 12 раз, а тракторов – в 6 раз, промыслового оборудования было выпущено в 3 раза больше, чем было до первой пятилетки.

Вторая пятилетка программы рассчитана на 2015-2019 годы, упор был также сделан на стимулировании конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров. И это неудивительно, ведь прошедшая пятилетка показала, что именно реализация этих целей является залогом существенного, а главное системного роста национальной экономики, что означает и рост благосостояния граждан.

Последние 4 года свидетельствуют о том, что эти отрасли обрабатывающей промышленности как раз так и стали теми драйверами роста, о которых говорил Елбасы еще во время первого объявления курса страны на реализацию программы ФИИР.  

Несмотря на то, четыре года из пяти реализации  Госпрограммы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы уже позади, предстоит реализовать немало задач по открытию новых рабочих мест, увеличению объемов производства.

Еще одним важным итогом двух пятилеток, безусловно, является создание 12 специальных экономических зон (СЭЗ). Три СЭЗ — «Парк инновационных технологий», «Өңтүстік» и «Хоргос — Восточные ворота» уже имеют полную инфраструктурную готовность. Запущена работа 22 индустриальных зон. Начато строительство еще семи индустриальных зон. На стадии проектирования девять зон. 

В программу ФИИР также вошла реализация таких крупных проектов, как «Производство моторного топлива К5» АО «Конденсат», модернизация Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, реконструкция и модернизация Атырауского НПЗ, реконструкция и модернизация Шымкентского НПЗ, строительство завода по производству полипропилена.

          Особое внимание в Программе уделено повышению доступности финансовых услуг для предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, снижению инфраструктурных издержек (коммунальные, транспортные услуги и другое)  производства в отрасли, созданию условий для расширения сбыта отечественных продовольственных товаров и т.д.

Для расширения доступа к финансированию предприятий пищевой перерабатывающей промышленности внедрены инструменты государственной поддержки в виде субсидирования части затрат по кредитам и лизингу. Субсидирование реализуется через частичную компенсацию расходов на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, сельскохозяйственной и специальной техники. Также внедрена система страхования и гарантирования займов. Эти меры способствуют повышению чистых доходов предпринимателей, облегчают развитие бизнеса.

В рамках реализации новой – третьей пятилетки государственной программы на 2020-2025 годы поставлены не менее масштабные и амбициозные задачи. Пятилетка нацелена на обеспечение реального роста производительности труда в 1,7 раза, повышение экспорта обработанных товаров в 2,3 раза, увеличение числа действующих предприятий в 2,3 раза и т.д.

Данные показатели будут достигаться путем осуществления перехода от отраслевых приоритетов в пользу поддержки эффективных производителей во всех отраслях обрабатывающей промышленности.

Акцент в программе ФИИР на 2020-2025 годы будет сделан на освоении новой, расширении, «усложнении» существующей номенклатуры производимой продукции, в том числе товаров народного потребления.

Вместе с этим, будет продолжена реализация конкретных государственных мер по оказанию финансовой поддержки бизнесу, который работает на экспорт готовых товаров с наибольшей добавленной стоимостью. В целом, в ближайшие годы по меньшей мере 150 субъектам бизнеса будут возмещены транспортные расходы. Это существенная поддержка.

Оказывая эту поддержку, государство нацеливает предприятия на то, чтобы они проводили модернизацию, наращивали объемы производства.

Многие предприятия страны используют в практике ручной труд или имеют полуавтоматизированное производство. Многие предприятия в вопросах автоматизации производственных мощностей нуждаются в господдержке. Такая поддержка также будет проводится в рамках программы ФИИР. Подготовка промышленности к «цифровой эпохе», создание необходимой для этого инфраструктуры и стандартов – одно из важных направлений программы индустриализации.

Ожидается, что благодаря реализации третьей пятилетки программы ФИИР Казахстан повысит Индекс экономической сложности до 55-го места, а также увеличит количество действующих предприятий на тысячу человек экономически активного населения более чем в 2 раза.

Таким образом, анализируя достижения программы индустриально-инновационного развития с 2010 года и планы до 2025 года, можно отметить, что важным в ее реализации является то, что каждая из ее трех пятилеток является не обособленной, отдельной программой, а  логическим продолжением друг друга. Они сохраняют преемственность основной и неизменный фокус на стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

В целом, пятилетки ГПИИР за почти 10 лет показали свой мультипликативный эффект. Ведь реализуя главные цели госпрограммы, происходит расширение рынков сбыта товаров, технологичность предприятий выходит на новый уровень. В свою очередь, модернизация предприятий дает новый толчок к развитию человеческого капитала, способствует тому, чтобы специалисты повышали свои компетенции, переобучались и осваивали новые профессии. Для этого в стране определены одиннадцать базовых высших учебных заведений по подготовке кадров современных профессий. В этих вузах ведется обновление учебно-методического материала в соответствии с современными специальностями и достижениями, больше уделяется внедрению практических занятий.

Тихонов Олег