ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ИЛИ КАК ИХ ЗАЩИТИТЬ?

Сегодня мы затронем тему о защите прав потребителей. Узнаем, что делать, если продан некачественный товар, а так же разберем действенные методы по защите потребительских прав, если продавец либо исполнитель услуг нарушил их. А итоговую часть статьи подытожим некоторыми выводами, проведенными на основе исследований. Отношения продавец-потребитель одни из наиболее частых явлений в нашей повседневной жизни, ежедневно с ним сталкивается практически каждый.
Как известно, покупка товара всегда сопрягается с необходимостью удовлетворения потребностей. Если какая-то функция купленного товара не работает либо работает не совсем так, как должна работать по инструкции, то это называется браком товара. Потребитель в данном случае вправе обратиться к продавцу за возвратом товара либо изменением стоимости покупной цены либо за обменом на аналогичный товар. Все это касается и услуги.
Перед обращением непосредственно к продавцу нужно: а) завернуть товар в упаковку (отсутствие упаковки не является препятствием для сдачи некачественного товара продавцу); б) взять чек, пойти в магазин, в котором приобретался товар; в) обратиться с письменной претензией о возврате данного некачественного товара либо о его замене.
При подаче претензии, необходимо четко прописать ее суть. Тогда между продавцом и потребителем создастся понимание: у потребителя будет понимание юридической процедуры оформления претензии к магазину, а у магазина – что от него хотят. Магазину крайне важно знать суть требования, его формулировку, с которым в последующем ему предстоит работать.
Подачу претензии с требованием к магазину лучше всего сделать с отметкой магазина о приеме претензии. Для этого обращение регистрируется, присваивается входящий номер, а также делается отметка о приеме с подписью и фамилией, принявшего претензию продавца либо должностного лица. Только после этого можно исчислять срок. В законе «О защите прав потребителей» указано, что срок рассмотрения обращения составляет десять календарных дней. Если в течение десяти дней продавец не даст ответа на претензию или откажется устранять нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток, то потребитель вправе обратиться в суд.
В нашей стране пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений между продавцами, производителями и потребителями, из-за чего потребитель является наиболее уязвимым и нуждается в защите со стороны государства.
Основные права потребителей законодательно провозглашены нашей страной. В Законе Республики Казахстан «О защите прав потребителей» выражена готовность Казахстана защищать потребителей. Помимо этого, на защите прав потребителей и их интересов стоят все отрасли казахстанского законодательства: гражданская, конституционная, административная, уголовная.
Из наблюдений за изменениями, внесенными в Закон о защите прав потребителей и Гражданский Кодекс РК, видно, что законодатель несколько ужесточает требования к продавцам, вступающим в отношения с потребителями. Отныне розничным продавцам необходимо серьезнее учитывать требования Закона о защите прав потребителей.
Проведенные исследования в области защиты прав потребителей также позволяют сделать некоторые выводы:
a) следует расширить само понятие «потребитель», юридические лица можно причислить к потребителям;
б) предоставить потребителю право обменять некачественный товар на любой иной товар, с перерасчетом его стоимости;
в) создать информационную систему для решения существующих в современном казахстанском законодательстве проблем посредством оперативного обмена данными о поступающей на рынок опасной продукции. В случаях необходимости иметь возможность изъятия из оборота опасных для жизни и окружающей среды товаров (работ, услуг). И не забывайте, Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» по большей части на стороне потребителя, потому что он всегда прав!

Мухамеджан Д.С
Ведущий специалист
специализированного межрайонного
военного суда по уголовным делам