Выступление акима Астаны Бахыта Султанова по итогам 2018 г и задачах на 2019 г.

Құрметті жиналған қауым! Қадірлі әріптестер!

Бүгін біз елордамыздың өткен жылғы әлеуметтік-экономикалық дамуын қорытындылап, алдағы жоспарларымызды бірге талқылау үшін бас қосып отырмыз.

Мемлекет басшысы өзінің халыққа арнаған Жолдауында  негізгі басымдықты жаңа әлеуметтік саясатқа бұрып, халықтың әл-ауқатын көтеруге бағытталған маңызды бағдарламаларды іске асыруды қадап айтты.

Елбасы алдымызға қойып отырған міндеттер әсіресе біздің шаһарымыз үшін айрықша мәнге ие. Биыл 20 жылдығын тойлаған Астана әлеуметтік-экономикалық даму тұрғысында жаңа жылға жоғары көрсеткіштерімен жетіп отыр. 2019 жылға да ауқымды жоспар құрылып, Елордамыздың абыройын асыру жолындағы игілікті істер жалғасын табатын болады.

Бұл ретте, өздеріңізбен кездесіп, қаламызда атқарылған жұмыстардың қорытындысы бойынша пікірлесуді және алдағы дамудың басым бағыттарын айқындауды жөн көрдік.

Уважаемые участники встречи! Уважаемые коллеги!

Сегодняшняя встреча инициирована для подведения итогов истекшего года и определения задач на стратегическую и ближайшую перспективу.

В целом, благодаря реализации государственных программ по индустриализации, строительству, поддержки малого и среднего бизнеса, достигнуты намеченные показатели развития.

Истекший год был для нас юбилейным. Астана преодолела 20-летний путь становления в качестве столицы нашей Родины.

Говоря о развитии Астаны, порою сложно выделить лишь один год из многообразной жизни столицы. Её перенос обусловил стремительное развитие Астаны, короткие временные границы которого вместили широкие преобразования.

В этом плане каждый последовавший год в летописи Астаны не просто приумножал достижения предыдущих лет, а ускорял обороты экономического развития города и страны.

За 20 лет Астана стала символом независимости страны и успешной реализации инициатив Главы государства, центром общественно-политической и культурной жизни Казахстана. Поэтому я хотел бы остановиться на некоторых показателях, достигнутых за 20 лет.

За этот период территория города увеличилась в 3 раза, объем построенного жилья – в 19 раз, население выросло более чем в 4 раза. Если 20 лет назад средняя заработная плата не достигала и 10 тыс. тенге, то сейчас она превышает 230 тыс. тенге. Уровень безработицы с 1998 года сократился с 12,8% до 4,5%.

В результате масштабной программы строительства социальной инфраструктуры за 20 лет построено более 20 республиканских и городских объектов здравоохранения, свыше 300 детских садов и школ.

Общий жилой фонд Астаны за 20 лет увеличился более чем в 4 раза и превысил 20 млн. кв.м, в том числе за счет коммерческих застройщиков, что позволило Астане стать лидером по уровню обеспеченности качественным жильем. В 2018 году введено в эксплуатацию почти четверть странового объема — 2,4 млн. кв.м. жилья.

Астана, как образец регионального развития, играет особую роль в экономическом потенциале страны. Здесь производится свыше 11% валового внутреннего продукта республики, формируется 10% инвестиций в основной капитал страны.

Более половины экономики города на сегодня уже формируется малым и средним бизнесом. Его доля составила 58,5%.

Астана это единственный город-регион в стране, который перешагнул этот рубеж.

Всего в городе работают более 100 тыс. субъектов бизнеса. За последние восемь лет их количество увеличилось почти в пять раз.

Каждый третий астанчанин занят в сфере предпринимательства.

Более половины налоговых поступлений в бюджет — это налоги малого и среднего бизнеса.

Астана уже превратилась из города госслужащих и нацкомпаний в город предпринимателей.

Всего за 2018 год привлечено более 1 трлн. тенге инвестиций. В их структуре мы видим положительные изменения.

Раньше почти больше половины привлеченных инвестиций в город шла из госбюджета, сейчас же доля бюджетных инвестиций сократилась до десятой части.

Таким образом, сегодня 90% инвестиций города формируют частные инициативы, при этом главным инвестором города является малый бизнес.

Мы стали более привлекательными для иностранного капитала. В прошлом году четверть общего объема инвестиций пришла из-за рубежа.

В рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в 2018 году было трудоустроено более 11 тыс. человек. Активными мерами согласно Комплексному плану содействия занятости было охвачено более 29 тыс. человек, что на 18% больше плана. Увеличена оплата труда участников общественных работ с 48 тыс. до 84 тыс. тенге.

Отдельно хочу остановиться на поручении Главы государства по снижению тарифов на услуги  субъектов естественных монополий.

С 1 января текущего года снижены тарифы для горожан на электроэнергию — на 13%, на теплоснабжение – на 9%, на водоснабжение и водоотведение – на 10%, на вывоз твердо бытовых отходов, лифтовые услуги  и на услуги КСК – на 5%.

Құрметті әріптестер!

Білім беру саласында соңғы екі жылда балаларды мектепке дейінгі білім берумен қамтуда оң үрдіс байқалады.

Мысалы, 2016 жылы мектепке дейінгі білім берумен қамту 70% құраса, бүгін бұл көрсеткіш 90% дейін өсті. Бұған жекеменшік секторды тарту қомақты әсерін тигізді. Дәл қазір сол кәсіпкерлер арқылы 30 % жуық бүлдіршін балабақшамен қамтылған.

Мемлекет басшысының тапсырмасына сәйкес, биылғы оқу жылынан бастап 80 елордалық мектеп жан басына шаққандағы қаржыландыру механизіміне көшті. Жалпы жекеменшік мектептерде мемлекеттік тапсырыстарды орналастыру білім беру ұйымдарындағы орын тапшылығын азайтуға айтарлықтай оң ықпалын тигізіп отыр.

Астана қаласы бастауыш сынып оқушыларын тегін ыстық тамақпен қамтамасыз ететін үш өңірдің бірі болып саналады. Бұл мақсатта біз осы оқу жылына жергілікті бюджеттен 4 млрд. теңге бөлдік. Тамақ өнімдерінің сапасын үнемі қадағалап отырмыз.

Мониторинг нәтижесінде кейбір мектептердегі жауапсыз өнім берушілер анықталып, азық-түліктің сапасын жақсартуға мүмкіндік берілді.

Денсаулық сақтау жүйесінде дәрігерге жүктемені азайту үшін амбулаторлық-емхана желісі қайта ұйымдастырылуда. Сонымен қатар, 105 жалпы тәжірибе дәрігері учаскелері ашылды. Осылайша, біз Экономикалық Ынтымақтастық және Даму Ұйымы елдерінің көрсеткішіне қол жеткіздік және азаматтардың алғашқы медициналық-санитар-лық көмекке қол жетімділігін қамтамасыз еттік.

Бұған қоса тұрғын үй кешендерінің бірінші қабаттарында «Үй жанындағы дәрігер» отбасылық дәрігерлік амбулатория ашу жобасы жүзеге асырылуда. Ол қала тұрғындары үшін барынша қолжетімділікті қамтамасыз етеді. 2018 жылы мемлекеттік-жекеменшік әріптестікті дамыту шеңберінде 7 амбулатория ашылды.

Жобаны жүзеге асыруда қаланың шеткі аймақтарына ерекше назар аударылады. Атап айтқанда, жеке инвестициялар есебінен «Пригородный» және «Өндіріс» тұрғын алаптарында дәрігерлік амбулатория бой көтерді.

Уважаемые коллеги!

Вопросы развития столицы находятся на постоянном контроле Главы государства. Новые цели и задачи, озвученные Президентом страны, требуют корректировки долгосрочного развития города. Поэтому мы приступили к разработке Стратегии развития Астаны до 2050 года.

Одним из главных глобальных вызовов на сегодня стала стремительная урбанизация. В настоящее время города становятся ключевой платформой глобальных и локальных структурных трансформаций. По прогнозу ООН к 2050 году в городах будет проживать более 70% человечества, сейчас этот показатель достиг 54%.

Астана — город-миллионник с больши́м демографическим потенциалом. К 2030 году ожидается увеличение численности населения до 2 млн. человек, а к 2050 году – более 3 млн. человек.

Глава государства поставил перед нами задачу — преобразовать Астану в глобальный город, который станет основным центром притяжения креативных людей, талантов, молодежи, а также туристов и иностранных инвесторов. Безусловно, для этого нам необходимо использовать современные урбанистические решения, новые подходы к градостроительству, ориентированные на полицентричность.

В этой связи, развитие столицы как глобального города планируется по нескольким основным направлениям.

Первое – человеческое развитие. Главный капитал города – это его жители.

Для привлечения и удержания талантов нужно сделать городскую среду более привлекательной и комфортной для проживания.

В первую очередь, это доступное качественное жилье, безопасный общественный транспорт, высокое качество здравоохранения и образования, общественная безопасность.

Второе – креативная экономика города. Как не раз было отмечено Главой государства, большое внимание будет уделено именно превращению Астаны в умный и доброжелательный город, трансформировав в привлекательную туристическую дестинацию.
Это и формирование атмосферы гостеприимства, и улучшение городского сервиса для населения и туристов.

Астана должна стать хабом глобальных торговых потоков, самым крупным потребительским рынком и ключевым транспортно-логистическим узлом страны. Соответственно это дополнительные налоги в казну города.

Третье – городское планирование. Это подразумевает переход на новый формат стратегического городского планирования. Для этого мы разрабатываем Мастер план развития Астаны до 2035 года.

Новый формат планирования даст инвесторам четкое видение приоритетных направлений развития столицы и планируемой застройки в долгосрочной перспективе, что повысит инвестиционную привлекательность города.

Работа Международного финансового центра Астаны дает возможность развить у нас новые современные  технологии, создавать наиболее благоприятные условия для реализации FinTech проектов, а также развить деловой туризм.

При этом Стратегия города не будет просто «сухим» бюрократическим планом, а станет «общественным» документом, разработанным с учетом мнения широкого круга заинтересованных лиц – горожан, предпринимателей, экспертов, в том числе международных.

Мы проведем публичные слушания, где каждый, кому не безразлична судьба родного города, сможет высказать свои предложения по дальнейшему развитию столицы.

После всех обсуждений мы планируем презентовать новую Стратегию жителям и гостям города.

Стратегия для нас, с одной стороны, будет «проекцией будущего», с другой — четким указанием к действию «здесь и сейчас» для достижения поставленных задач.

Уважаемые коллеги!

В целях повышения качества городской среды в прошлом году был принят Комплексный план по компактной застройке города Астаны на 2019-2023 годы. Это наш план действий на среднесрочный период.

Если кратко о каждом направлении.

В сфере транспортной инфраструктуры с учетом ежегодного роста уровня автомобилизации на 8-9%, до 2023 года планируется построить 121 км дорог, 2 транспортные развязки, 3 моста, 1 путепровод, 1 тоннель, а также 1-ю очередь легкорельсового транспорта (LRT).

                                  В сфере образования до 2023 года за счет прибывающих в столицу прирост контингента детей школьного возраста составит 124 тыс. новых ученических мест. Для устранения дефицита будет построено 37 школ и 10 пристроек.

Кроме того, для обеспечения 100% охвата детей дошкольным образованием планируется построить 25 новых детских садов.

В сфере здравоохранения планируется построить15 объектов. 

В целях обеспечения качественными услугами ЖКХ для населения будет построено 150 км сетей водоснабжения и 81 км сетей водоотведения.

Реконструкция ТЭЦ-2 обеспечит дополнительно 2~2,5 млн. кв.м жилой и коммерческой площадей централизованным теплоснабжением.

Строительство 1-очереди ТЭЦ-3 обеспечит теплоснабжением западную и левобережную части города, 2-очередь ТЭЦ-3 мощностью 418 Гкал/час планируется реализовать через механизм ГЧП. Также планируется строительство 3-х подстанций 110 кВ и реконструкция воздушных линий 110 кВ. Это позволит обеспечить электроснабжением ЛРТ, Аллеи Мынжылдык, пос. Железнодорожный, снизить нагрузку в юго-западной части города.

По газификации на первом этапе к 2020 году планируется перевести на газ водогрейные котлы ТЭЦ, а также малые частные котельные и жилые массивы. Это снизит выбросы вредных веществ на 30%.

Комплексным планом решается и проблема ливневой канализации.

В 2019 году будут продолжены работы по обеспечению беспрепятственного отвода поверхностных стоков. Общая площадь водосбора за 5 лет вырастет с 13 тыс. га до 23 тыс.га, что составит 66,2% от площади освоения до 2030 года.

В целом на реализацию Комплексного плана предварительно предусмотрено 1,5 трлн. тенге.

Это внесет положительный эффект в развитие экономики как города так и страны в целом. За 5 лет в бюджет поступит 7 трлн. тенге, а также планируется привлечь 6 трлн. частных инвестиций. Это позволит создать 300 тыс. новых рабочих мест и привлечь 3 млн. туристов.

Кроме того, как вы знаете, Главой государства запущены масштабные жилищные программы «Нурлы жер» и
«7-20-25».
На сегодняшний день по Астане банками второго уровня одобрено кредитов на общую сумму 20,4 млрд. тенге, что обеспечит квартирами 1400 семей.

Для того, чтобы программа была еще доступнее и для привлечения в муниципальные службы востребованных специалистов, мы из местного бюджета выделяем социальную помощь в размере 1 миллиона тенге на первоначальный взнос для приобретения жилья работникам образования, здравоохранения и полиции.

Перед новым годом мы выделили первые 100 субсидий в виде сертификатов, в 2019 году планируем предоставить еще 2 000 субсидий (сертификатов).

Вместе с тем, в строительстве одним из проблемных вопросов остаются недостроенные объекты или так называемые «долгострои». В городе таких объектов у нас сейчас 29. Для решения проблем дольщиков мы разработали Дорожную карту по завершению строительства всех проблемных объектов до конца 2022 года.

Она строится на четких экономических расчетах и в скором времени, мы постараемся перелистнуть эту проблемную страницу.

Уважаемые коллеги!

В 2018 году большая работа проделана в рамках формирования трехлетнего бюджета на принципах программно-целевого бюджетирования, то есть основные направления бюджетных расходов увязаны с общей стратегией развития города.

В рамках нового бюджетного цикла предусмотрен механизм предварительного планирования госзакупок, т.е. основная часть конкурсов должна быть уже объявлена.

Поэтому, каждый администратор должен держать на контроле этот вопрос до выполнения всех работ и услуг подрядчиком.

В 2018 году мы достигли рекордного уровня самодостаточности бюджета. Доля собственных доходов в общем объеме затрат достигла 63%  против 51% в 2017 году.

Главой государства было поручено разработать новую модель развития города.

Это работа будет продолжена.

Коллеги! Достигнуто немало положительных результатов, однако нам предстоит еще больше совместной работы для дальнейшего процветания столицы.

В 2019 году основным ориентиром нашей работы будет развитие жизненно-важных сфер развития города.

Город – это живой организм. Ежедневно сотни тысяч человек совершают поездки по своим делам.

Уже при первом своем шаге по дороге на остановку, во время своего пути в общественном транспорте, на подъездах в школу или детский сад человек понимает, насколько эффективно продумана система организации городской среды.

Если где-то ему становится неудобно и не комфортно, то это влияет на настроение и самочувствие граждан, поэтому при каждом совещании я говорю о важности того, чтобы каждый аким района ежедневно занимался вопросами благоустройства и держал на личном контроле решение проблем астанчан.

В Послании Президента в центре внимания – укрепление человеческого капитала.

Поэтому здравоохранение и образование, это сферы, которые финансировались, и будут финансироваться в приоритетном порядке. Так, на развитие инвестиционных проектов сферы образования и здравоохранения в 2019 год предусмотрено 23,2 млрд. тенге.

Сейчас в Астане 48,5 тыс. детей в дошкольных учреждениях и 146 тыс. детей школьного возраста. С учетом ежегодного роста их количества в текущем году планируется завершение строительства 7 школ и 5 пристроек. Продолжится строительство еще 2х школ, 3х пристроек, 1 профтехшколы, а также 1 детского сада для детей с нарушением зрения.

Для подведения подъездных путей к объектам социальной сферы и на проведение среднего ремонта более 8 км дорог, в том числе и на окраинах города предусмотрено 5 млрд. тенге.

В целом на развитие транспортной инфраструктуры предусмотрено более 24 млрд. тенге, которые будут направлены на продолжение работ по строительству Малой кольцевой дороги, строительство и реконструкцию дорог и инженерных сетей в жилых массивах, улицы № 27 на участке от ул. Ш. Бейсековой до пр. Тұран.

Мы активно используем сервисные контракты для разгрузки местного бюджета, перейдя от капитальных затрат к операционным, которые должны повысить качество выполнения услуг и обеспечить экономию бюджета.

Для этого сформирован Перечень из 37 проектов ГЧП, включающий такие виды контрактов как организация питания, оказание услуг по транспортировке, передача сопутствующих услуг в сфере здравоохранения, открытие семейно врачебных амбулаторий, сервисное обслуживание по оснащению мебельного фонда госучреждений и др.

Вместе с тем, руководителям управлений и акимам районов необходимо усилить работу по развитию механизма ГЧП.

Проводится последовательная работа по привлечению частных и иностранных инвестиций.

Сегодня в работе находятся 193 инвестиционных проекта на сумму около 3 трлн. тенге.

В 2019 году запланирован запуск 4-х индустриальных проектов на сумму 27,6 млрд. тенге с созданием более 500 новых рабочих мест. Начнется строительство 2-х проектов на сумму 7 млрд тенге.

Каждый аким – менеджер на своей территории. Поэтому, акимы районов должны не просто управлять выделенными средствами, а также искать внебюджетные средства и привлекать инвесторов.

В текущем году в городе планируются проведение крупных международных мероприятий, направленных на позиционирование Астаны в качестве центра делового туризма и инноваций, такие как VIII Всемирный саммит UNWTO по городскому туризму, первого в Центральной Азии форума авиамаршрутов «Routes Silk Road», который объединит на своей площадке крупнейшие аэропорты и авиакомпании планеты, Костюмированный Фестиваль «Comic Con».

Одним же из ключевых событий станет открытие на территории Международного финансового центра «Астана», городской инновационной площадки, которая реализуется совместно с Международным бизнес-акселератором «Seedstars», базирующимся в г. Женева. Это будет первый в СНГ коворкинг-центр, управляемый «Seedstars», в сеть которого входят более 70 тысяч стартаперов, предпринимателей и инвесторов.

В своем Послании к народу Глава государства делает особый акцент на вопросах цифровизации, ставших краеугольным камнем развития экономики и улучшения качества городской жизни.

Астана является своего рода «эталонным» стандартом «Умного города» для всех регионов.

В городе применяются технологии Smart Astana. Начат первый этап реализации проекта Интернет вещей (Умное освещение), Big Data, Smart Образование, Smart Медицина,  электронное КСК, в том числе и первый аукцион на основе технологии блокчейн в реализации программы «1000 мест уличной торговли» — это первый в стране проект такого формата.  С помощью Единого контакт-центра акимата iKомек мы еженедельно формируем и анализируем рейтинг системных проблем. В прошлом году мы приняли и рассмотрели более 1 млн. обращений граждан.

Благодаря первому в стране реализованному ГЧП проекту по видео-наблюдению «Сергек» дороги Астаны стали самыми безопасными по республике.

Вдвое сократилась смертность (48%). На 15% снизилось количество дорожно-транспортных происшествий, на 16% уменьшилось количество раненых в ДТП.

Поэтому мы продолжим внедрение современных цифровых технологий для повышения комфортности и качества жизни наших граждан.

В этом годумы должны завершить работу по формированиюкаркаса «умного города» в Астане.

Құрметті жиналысқа қатысушылар!

2019 жылды Елбасы «Жастар жылы» деп жариялады. Қазіргі уақытта «Астана жастары — 2019» атты өңірлік Жол картасы әзірленді.

Құжат 11 өзекті бағытты қамтитын 90 жобаны құрайды. Бұл — жастар инфрақұрылымын дамыту, білім беру, жұмыспен қамту, денсаулық сақтау, қолжетімді баспана, бизнесті дамыту және қаржылық сауаттылық, талантты жастарды қолдау және тағы да басқа маңызды салалар.

Қазіргі уақытта біз Астанада алғашқылардың бірі болып «2019» қысқа нөмерімен call-center жұмысын іске қостық. Ол жастарға жұмысқа орналасу, кәсіпкерлікпен айналысу, тұрғын үй алу және білім беру мәселелелері бойынша жан-жақты құқықтық консультациялық кеңестер береді.

Жастар инфрақұрымын дамытуға айрықша басымдық беріледі. 2018 жылдың басында елордада 16 аула клубы болса, қазір оның саны 32-ге жетті. Осы жылы аула клубтарының санын кем дегенде 50-ге дейін өсіру жоспарланып отыр.

Бұл ретте, осынау ерекше жыл аясында «Жастар» сарайын Қоғамдық даму істері басқармасының балансына беріп, оның базасында Жастар ресурстық орталығын ашуды ұсынамын. Ол қаладағы барлық жастар ұйымдарының институционалдық қызметтерінің сапасын жақсартатын және мемлекеттік органдармен өзара іс-қимылын арттыратын орталық болады. Сонымен қатар, онда Азаматтық бастамалар орталығы мен «Рухани жаңғыру» жобалық орталығы орналасады.

Биылғы жылы Мемлекет басшысының «Рухани Жаңғыру» және «Ұлы даланың жеті қыры» бағдарламалық мақалаларын жүзеге асыру бойынша іс-шаралар жалғасатын болады. Олардың шеңберінде бірнеше виртуалды музейлер құру, мұрағаттық деректерді цифрлау, мектептерде өлкетану музейі мен тарихи-археологиялық қозғалыстарды құру жоспарлануда.

Атап айтқанда, Қазақстан Республикасының Мәдениет және спорт министрлігімен бірлесіп Бозоқ тарихи-мәдени кешенін құру жұмыстарын жүргіземіз. Бозоқ — халықаралық деңгейдегі мәдени, туристік және ғылыми-зерттеу орталығы, сондай-ақ Еуразия аймағындағы археологиялық-этнографиялық зерттеу ғылыми-әдістемелік базасы болады.

Сонымен қатар, «Ұлы даланың ұлы өркениеттері» жалпыұлттық тарихи-реконструкциялар клубын құру және оның негізінде Астана және Қазақстанның өңірлерінде көне сақтар; ғұндар, ұлы түркі қағандарының дәуірі тақырыптарында  фестиваль өткізіледі.

«Киелі Астана» жобасы аясында тарихи ескерткіштерді зерттеу үшін 4 археологиялық ескерткіштер аумағында ғылыми экспедициялар ұйымдастырылып, имидждік өнімдер шығарылады.

Мұның барлығы елордадағы туризм дамуының іскерлік келбетін дамытып ғана қоймай, сонымен бірге тарихи-мәдени әлеуетін арттырады.

Құрметті әріптестер!

Біз 2018 жылдың қорытындысын шығарып, болашақ міндеттер мен бағыттарды айқындадық.

Бүгінгі баяндамамда елордамыздың әлеуметтік-экономикалық дамуының басым бағыттарына қысқаша тоқталып өттім. Алда атқарылатын жұмыстар көп. Осы орайда, жоспарланып отырған шаралар бойынша алдағы уақытта менің орынбасарларым және басқарма басшылары толығырақ таныстырып өтетін болады.

Астананың тұрақты дамуы және тұрғындардың әл-ауқатының артуы біздің қызметіміздің нәтижесіне тікелей байланысты. Сондықтан, әкімдік қызметінде қала тұрғындарының проблемалық мәселелерін жедел шешуге басымдық берілетінін ерекше атап өтемін.

Біз алдымызда тұрған маңызды стратегиялық міндеттерді шешуге белсенді атсалысуымыз қажет. Баршаңызды Елорданың дамуындағы оң өзгерістерді еселей түсу үшін жұмыла еңбек етуге шақырамын.

Назарларыңызға рахмет!