Из выступления вице-министра юстиции РК Натальи Пан по проекту Административно-процессуального кодекса (АППК) на презентации в Мажилисе Парламента.
На открытии сессии Парламента Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич выступил с ежегодным посланием к народу Казахстана, в котором были определены основные направления внутренней и внешней политики Республики. Обеспечение прав и безопасность граждан обозначены как одно из ключевых направлений послания. В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях и их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Данный факт обуславливает необходимость внедрения административной юстиции как особого механизма разрешения споров в соответствии с общепризнанными стандартами. Наряду с этим, в Концепции правовой политики Казахстана подчеркивается важность развития административно-процессуального права посредством процессуального обособления и легитимации порядка разрешения публично-правовых споров. Министерством юстиции совместно с Верховным Судом разработан проект Административного процедурно-процессуального кодекса, направленный на реализацию вышесказанных задач.
Проект Кодекса нацелен на следующее. Во-первых, закрепить гарантии, которые позволят гражданам реально принимать участие в процессе принятия управленческих решений. Во-вторых, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде.
Регулируемые проектом Кодекса сферы являются достаточно чувствительными для общества. Примерами могут стать результаты государственного контроля и надзора, оказание государственных услуг, разрешительные и уведомительные процедуры, налоговое и таможенное администрирование и т.п. Посредством перечисленных видов деятельности государство участвует в реализации прав и обязанностей граждан. Несмотря на что, то что в настоящее время любое взаимодействие органов власти с гражданами регулируется тем или иным законодательным актом
(к примеру, ЗРК «О государственных услугах»,
«О разрешениях», ПК), проект Кодекса закрепляет новые положения, отвечающие интересам граждан, в независимости от того, содержатся ли они в специальном законе или нет.
Основные положения законопроекта, регулирующие административные процедуры. Во-первых, учитывая, что властные полномочия осуществляются не только государственными органами, но и иными субъектами, предлагается закрепить понятие «административный орган». Для чего это нужно?
В случае если негосударственный субъект уполномочен принимать управленческие решения, то он будет обязан соблюдать порядок, установленный проектом Кодекса. К примеру, несмотря на то, что субъекты естественных монополий обязаны оказывать гражданам услуги по тарифам, их решения нельзя обжаловать в порядке, установленном Законом
«Об административных процедурах», поскольку субъекты естественных монополий не являются государственными органами (справочно: действие Закона распространяется исключительно на деятельность госорганов).
В свою очередь, положения Кодекса будут распространяться на любую деятельность как государственных, так и негосударственных субъектов, если она связана с реализацией прав граждан. Кроме того, вводятся новые принципы (соразмерности, охрана права на доверие и т.д.), призванные защитить лиц от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов. Каждый из этих принципов заслуживает отдельного внимания, так как направлен на улучшение положения граждан.
Так, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать все сомнения, противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан. Также закрепляются процедурные гарантии, которые должны обеспечить «обратную связь» с гражданами при принятии управленческих решений органами власти. Иными словами, устанавливается обязанность властного субъекта заслушать мнение заинтересованного гражданина до принятия окнчательного решения. Наряду с изложенным, гражданин будет иметь возможность ознакомиться с материалами, которыми административный орган руководствовался при вынесении правового решения.
Далее устанавливаются детальные и понятные стадии осуществления административной процедуры, в частности, стадия возбуждения (подача обращения), рассмотрения дела (исследование, заслушивание и т.д.), принятия решение (издание адм.акта, ответ на обращение). Вводимая система стадий позволит, с одной стороны, унифицировать всю управленческую деятельностть, ограничив ведомственные различия, а, с другой стороны, оптимизировать работу госорганов, освободив от разработки множества правовых актов, регулирующих их деятельность.
Вводится особый порядок отмены правовых решений, которые благоприятны для граждан. Гражданин должен быть уверенным, что однажды принятое решение является законным, последовательным и не может быть отменено, если в этом нет его вины. Допустим, после выдачи лицензии на осуществление той или иной деятельности орган контроля и надзора выясняет, что печать на данной лицензии является устаревшей. Однако в данном дефекте нет вины гражданина. В этом случае лицензия не должна отзываться, если незаконное решение не нарушает права других лиц.
Проектом Кодекса внедряется обязательное досудебное обжалование, за исключением отдельных категорий споров (например, налоговые, таможенные споры, где предусмотрен особый порядок обжалования решений указанных органов). Производство по рассмотрению жалобы будет проходить в сравнительно ускоренном порядке
(15 рабочих дней, когда как процесс рассмотрения споров в суде может занимать месяцы). Данный институт позволит сэкономить время и избежать судебных расходов.
Кроме того, оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, что предоставит бóльшую правовую защиту интересам частных лиц. Важно заметить, что вводимая модель регулирования административных процедур не сможет полностью реализовать свой потенциал при отсутствии должного контроля со стороны судебных органов.
В этой связи проект Кодекса вводит новый вид судопроизводства – административный. Учитывая фактическое неравенство сторон в публично-правовых отношениях, полагаем необходимым усилить роль суда в процессе сбора доказательств, а также предусмотреть иные компенсационные механизмы при рассмотрении данной категории споров.
Европейская комиссия за демократию через право Совета Европы, а также Организация экономического сотрудничества и развития рассмотрели и, в целом, дали положительные заключения по проекту Кодекса.
Венецианская комиссия отметила, что проект Кодекса является качественным и может дать важный импульс для дальнейших реформ в административной сфере. Представляется, что принятие Административного процедурно-процессуального кодекса придаст новый формат отношениям, возникающим между государством и обществом, в соответствии с высшими ценностями Конституции Республики Казахстан.