Повышая качество государственных услуг

«Если ты хочешь перемен в будущем – стань этой переменой в настоящем»
Махатма Ганди.

Одним из ключевых направлений в целях повышения качества предоставляемых услуг является перевод всех услуг в электронный формат, а также развитие электронных услуг и сервисов. Электронные услуги позволяют минимизировать контакты, упрощают исполнение обязательств, сокращают время и затраты на их получение. Кроме того, электронную услугу можно получить в любое время суток в онлайн режиме не выходя из дома или офиса.
За 1 полугодие в Актюбинской области было оказано около 3,5 млн. государственных услуг, из них в электронном виде оказано 78%.
Не оспорим тот факт, что обойтись без государства, увы, не удается: государственные услуги охватывают все сферы и весь период жизнедеятельности человека. С момента рождения в течение всей своей жизни человек взаимодействует с государством посредством получения государственных услуг.
К примеру в 2017 году Казахстане стартовал новый проект – мобильное приложение электронных медицинских сервисов «DamuMed».
«Damumed» — это пациентоориентированная медицинская цифровая экосистема, которая интегрирована с порталами Министерства здравоохранения.
Возможности данного сервиса представляют собой цифровую трансформацию процессов профилактики, выявляемости и контроля за заболеваниями, ведение электронных медицинских карт.
Безбумажная медицина, позволяет повысить эффективность работы каждого врача, каждой клиники, отрасли здравоохранения в целом.
С помощью данного сервиса пользователи могут записаться на прием или вызвать врача на дом, посмотреть выписанные рецепты и результаты лабораторных исследований, скачивать больничные листы. Функция «Тревожная кнопка» позволяет родителям детей до 5 лет, беременным и пациентам по отдельным группам диспансерного наблюдения экстренно, в один клик, вызывать врача на дом.
Пациентам стало гораздо проще записываться к врачам- профильным специалистам, так как это можно делать дома или сидя на рабочем месте, то есть, не выходя никуда, а работодатели получили возможность проверять достоверность медицинских справок.
Руководителям медицинских организаций (менеджерам) стало удобно и эффективно анализировать работу своих подчиненных, посмотреть нагрузку на того или иного врача и принять какие-либо управленческие решения. К примеру, если идет нагрузка на врача, менеджер может оперативно, дополнительно увеличить ставку на ту или иную специальность. Кроме того, если раньше необходимо было сформировать отчеты от своих структурных подразделений, сейчас достаточно зайти в ситуационный центр и посмотреть все интересующие отчеты: как работает то или иное подразделение, как работает тот или иной врач в режиме реального времени.
Только за 1 полугодие текущего года в Актюбинской области через «Damumed» оказано 1 652 929 государственных услуг, что показывает высокоэффективность данного сервиса.
Процесс цифровизации электронных услуг сегодня затрагивает практически все страны мира. В то же время, каждая страна сама определяет приоритеты цифрового развития.
Здесь показателен опыт Эстонии, одной из ведущих стран мира по развитию электронных услуг — страна сразу отказалась от «печатно-бумажного» формата и начала работать с гражданами онлайн.
Услуги, возможно, получить как с помощью ID-карточки, документа, удостоверяющего личность, в микросхеме которого содержится набор личных данных владельца, так и посредством смартфонов с помощью мобильного ID (чипы с данными и ЭЦП интегрируются в SIM-карты). Все необходимые данные, запрашиваемые сведения и справки направляются на электронную почту граждан.
Принципиально важным моментом же становится то, что, реформируя систему предоставления государственных услуг государство должно советоваться с гражданами. Именно гражданин может дать полноценную оценку качества оказания государственных услуг, выявить существующие недостатки.
Специально для налаживания «обратной связи» и для получения мнения людей, запущена система общественного контроля качества оказания государственных услуг в виде мобильного приложения «Digital Agent».
Приложение дает беспрецедентную возможность в режиме реального времени информировать Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы о качестве обслуживания по государственным услугам, оказываемые государственными органами Республики Казахстан.
Кроме того, приложение позволяет подать жалобу по фактам нарушения закона со стороны субъектов, оказывающие государственные услуги. К жалобе можно прикрепить фото фиксацию нарушения. Из этого следует, что государство перешло от мониторинга нарушений «postfactum» к максимально оперативному решению проблем граждан. Стоит отметить что регистрация в мобильном приложении займет не более 1 минуты!
Сегодня Казахстан имеет все для того, чтобы начать революцию в сознании людей. Принимаемые на сегодня меры уже позволили занять лидирующие позиции в индексе развития электронного правительства среди стран Азии, а в аналогичном индексе ООН Казахстан занимает 33 место из 174 стран мира.
В этой связи государственным служащим следует постоянно внедрять принципы, свойственные бизнесу, а именно, конкурентоспособность, клиенто-ориентированность и выстраивать обратную связь с населением. Другими словами — людям нужно больше информациии о проводимых реформах в сфере оказания государственных услуг.
В заключении хотелось бы отметить, что в эпоху высоких технологийи полной цифровизации жизнедеятельности человека, теперь получить государственную услугу становится проще.

Гильманов А.
главный специалист
департамента Агентства РК
по делам государственной службы
по Актюбинской области