«В публично-правовых спорах при обжаловании решений и действий органов власти граждане зачастую находятся в неравных условиях. Их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата. Поэтому необходимо внедрение административной юстиции, как особого механизма разрешения споров, нивелирующего эту разницу» — из послания Главы государства
Касым-Жомарта Токаева
В Мажилисе состоялась презентация проекта Административного процедурно-процессуального кодекса с сопутствующими поправками в некоторые законодательные акты по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства.
Одна из целей создания Кодекса и административной юстиции в целом — это создание отдельного судопроизводства для рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, а также выделение его из состава гражданского судопроизводства.
Внедряется обособленное судопроизводство, разрешающее публично-правовые споры по правилам административного процесса.
При этом необходимо отметить, что данный законопроект не будет распространяться на отношения, связанные с привлечением к ответственности (деликт), порядок которого установлен в КоАП и УПК.
Этот совершенно новый документ для правовой системы Казахстана был разработан в рамках реализации положений Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858. Одной из задач, поставленных в Концепции правовой политики, является внедрение административной юстиции, разрешающей споры, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией).
Все это время вопросам административной юстиции было уделено значительное внимание, как государственными органами, так и неправительственным сектором, учеными, международными и зарубежными организациями.
Государственными органами — разработчиками проводилось большое количество конференций, семинаров, круглых столов.
Так, Министерством юстиции совместно с Верховным Судом проведена значительная работа по изучению действующего законодательства, регулирующего порядок принятия органами власти управленческих решений, которые затрагивают права и свободы частных лиц, изучен передовой опыт развитых стран.
Итогом такой работы стала разработка проекта Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Особое внимание следует обратить, что главный смысл и назначение законопроекта – обеспечение реальной помощи гражданам в защите своих прав в правоотношениях с государственными органами, соблюдение баланса интересов сторон, способствование повышению законности и эффективности государственного управления.
В частности, сейчас споры граждан и организаций с органами власти разрешаются в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом. Однако гражданскому судопроизводству характерно юридическое равенство сторон, состязательность процесса, т.е. суд при рассмотрении дела опирается лишь на доказательства, которые были заявлены сторонами.
Судопроизводство же, где одной из сторон выступает властный орган, должно учитывать неравные возможности граждан (организаций) и органов государственной власти в публично-правовых отношениях.
В этой связи, Кодексом предусматриваются правовые инструменты, которые позволят уравнять правовые возможности граждан и организаций в судебном процессе в споре с государственными органами. В частности, бремя доказывания возлагается на государственный орган, принявший оспариваемый акт, закрепляется принцип активной роли суда. Усиление активности суда в процессе сбора доказательств является главной отличительной чертой нового вида судопроизводства — административного — от гражданского. Руководствуясь данным принципом, суд будет выяснять обстоятельства дела вне зависимости от ходатайств сторон.
Активная роль суда заключается в следующем:
- принимая во внимание неравные возможности сторон, суд исследует обстоятельства дела по собственной инициативе;
- суд не ограничивается объяснениями, заявлениями участников процесса, представленными сторонами доводами и доказательствами;
- судья обязан содействовать устранению допущенных в исках формальных ошибок, разъяснить и уточнить неясные исковые требования, содействовать постановке надлежащих целесообразных заявлений, дополнению неполных фактических сведений, а также в представлении объяснений, имеющих значение для определения и оценки обстоятельств (разумные меры) и др.
То есть, судья будет активно помогать гражданину противостоять аппарату государственной власти.
Судья при разрешении публично-правового спора будет проверять решения государственных органов на соответствие не только общим конституционным принципам, но и специальным принципам, которые вводятся Кодексом.
Это такие принципы осуществления административных процедур, как соразмерность, приоритет прав участников административных процедур, охрана права на доверие, запрет злоупотребления формальными требованиями, достоверность, призванные защитить граждан и организации от возможных злоупотреблений со стороны властных субъектов.
Например, принцип приоритета прав обяжет правоприменителей толковать возникающие сомнения, противоречия и неясности актов законодательства Республики Казахстан в пользу участника административной процедуры (заявитель, заинтересованное лицо), которым, как правило, является гражданин или организация.
Закрепляется процедурная гарантия быть заслушанным. Данная гарантия обеспечивает возможность лица, в отношении которого принимается правовое решение, выразить свою позицию до принятия окончательного решения.
За исключением отдельных категорий споров (налоговые, таможенные и др.), внедряется обязательное досудебное обжалование. Данный институт обладает некоторыми преимуществами. Так, производство по рассмотрению жалобы будет проходить в ускоренном порядке (15 рабочих дней), что позволит сэкономить время и избежать судебных расходов. Кроме того, оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, тем самым предоставив большую правовую защиту интересам лиц.
Еще одной отличительной особенностью Кодекса является введение института разумных сроков. Такой институт является характерной чертой административной юстиции для многих стран Европы, где она введена и успешно действует странах (Германия, Португалия, Италия, Чехия и др.), а также и постсоветского пространства (Россия, Латвия, Украина).
При этом, максимальная продолжительность рассмотрения дела ограничивается 6 месяцами.
По проекту Кодекса разумный срок: - включает в себя такие обстоятельства как: правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников процесса, процессуальная достаточность и эффективность действий суда по оперативному рассмотрению дела;
- применим в судах первой, апелляционной, кассационной инстанциях;
- не применяется при производстве отдельных категорий дел;
- может быть ограничен и установлен судьей по результатам рассмотрения заявления стороны об ускорении дела.
В целях необоснованного затягивания рассмотрения дела, проектом предлагается предоставить право стороне обратиться к судье с заявлением об ускорении дела. При этом судья, посчитав мотивированным такое заявление, обязан установить срок, в который административное дело должно быть окончено.
Кодексом, будет предусмотрен институт примирения. Применение примирительных процедур будет иметь важное значение для развития административного производства. Как известно, рассмотрение дела в суде по существу, не всегда разрешает спор, а лишь пресекает его, определяет победителя и проигравшего, не исчерпывая конфликт по сути. При заключении мирового соглашения его условия будут выполнены добровольно, судебные расходы минимально снизятся, а отношения перестанут быть конфликтными.
Конечно же, данное положение применимо не ко всем спорам публично-правового характера. Невозможно будет заключить мировое соглашение, например, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку обжалуемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы граждан, а также по бюджетным правоотношениям.
Вместе с тем, практика показывает, что институты медиации, мирового соглашения становятся все более востребованными у сторон для урегулирования споров.
Предлагается ввести новый административный специализированный суд, к подсудности которого будут отнесены споры об оспаривании действий и решений административных органов, за некоторым исключением, предусмотренным Кодексом.
Создание административного судопроизводства планируется на базе действующей системы специализированных административных судов.
Административные споры в апелляционном порядке будут рассматриваться судебными коллегиями по гражданским делам областных и приравненных к ним судов.
В кассационном порядке пересмотр дел будет осуществляться Специализированной судебной коллегией Верховного Суда Республики Казахстан.
Административная юстиция – это важнейший атрибут правового государства, государственного управления и административного права. Развитый институт административной юстиции является своего рода индикатором зрелости правовой системы, ее готовности в реальности защищать права, свободы человека. Поскольку и гражданин, и государство заинтересованы в надлежащем государственном управлении, основанном на законности и справедливости, в снижении конфликтов в публично-правовой сфере, в эффективном механизме защиты прав и свобод граждан. Всему этому должно способствовать и современное административное законодательство.
Принятие и введение в действие Административного процедурно-процессуального кодекса:
во-первых — обеспечит прозрачность деятельности государственных органов и исключит административный произвол, предотвратит условия для проявления фактов коррупции;
во-вторых — повысит эффективность деятельности государственной администрации и уровень доверия населения к государству;
в-третьих — установит критерии для действенного и полноценного судебного контроля за решениями административных органов;
в-четвертых — выстроит принципиально новые, доступные и прозрачные подходы к диалогу: государство и общество, а также улучшит благоприятный экономический климат страны.
Мажитов Р.
Председатель Есильского
районного суда г. Нур-Султан