«Слышащее государство» Президента К.-Ж.Токаева

В своей монографии «Свет и тень», тогда известный государственный деятель и дипломат, ныне Глава государства Касым-Жомарт Кемелович Токаев писал, что за всеми благими делами всегда стоит напряженная, порой изнурительная работа. Это удел всех тех людей, кто пытается в стремительно развивающееся время что-то делать.
Применительно к нашему времени, безусловно многое кардинально меняется в общественном сознании. И это реальный факт. Этому способствовали объективные причины. Потребность в новом, меняющемся мире, потребность в справедливости и ответственности, потребность в позитивных изменениях в связи со стремительным распространением социальных сетей, интернета. Надежды на то, что, наконец, научимся слушать и слышать друг друга. Поэтому концепция «слышащего государства» Президента К.-Ж.Токаева, обратная связь государства и общества, открытого и честного диалога, более эффективной защиты конституционных прав наших граждан, необходимость плюрализма мнений и прагматизма — возымело действие и стало быстро проникать в повседневную жизнь и приносить определенные результаты. Это не сиюминутная акция, а стратегическая задача и веление времени. Это борьба с глубоко проникшими в наше общество — двойными стандартами. Это уже начинают ощущать многие. И симпатии, как указывают социологи и политологи, к главе государства постоянно растут. Президент К.-Ж. Токаев подчеркивает, что любую проблему следует решать только конструктивным и мирным путем.
Все структуры государственного аппарата, правоохранительных органов стали «открываться», быть более восприимчивыми и позитивно разговаривать с народом по проблемных вопросам, а главное, искать и стараться находить пути конструктивного решения. Видно, и то, что г-н Токаев и сам внимательно смотрит социальные сети и мгновенно реагирует на злободневные вопросы. Теперь, в социальных сетях появились аккаунты практически всех руководителей государственных и правоохранительных органов. Им наши граждане уже прямо пишут о своих жалобах.
Прежде приемы граждан носили некоторый формальный характер. Отписки, перенаправление жалобы в тот орган, на который идет жалоба. Закрытость. Бюрократизм. Сейчас требование времени другое. Помочь. А если ответ, пусть даже отрицательный, должен быть объективен, понятен и аргументирован. Вот чего так часто ждет простой человек.
Именно закрытостью страдают еще некоторые государственные органы. Создание специального органа при Главе государства, который занимается только обращениями граждан – это кардинальный шаг в сторону конкретной защиты прав граждан, когда не на бумаге, а на деле ведется само общение с гражданами, прием и высокопоставленный чиновник, правая рука главы государства докладывает о том, что реально происходит в той или иной области общественных отношений. Последние общения-приемы всех граждан с министрами и акимами– указывают на необходимость продолжения этой системной работы. Чтобы лично они, кто руководит отраслью – не через кого, а сами знали обо всем, что происходит. Даже отрицательный ответ должен доступно и аргументированно объяснен простому человеку, который далек от казенных чиновничьих языков.
Еще, что очень важно для общества. Очень много внимания стратегически надо уделять государственно-правовой политике. Работа идет, эти движения видны, есть определенные плюсы, но много и минусов. Хотелось бы, считают граждане, чтобы этих минусов было меньше. Об этом свидетельствуют большинство обращений и жалоб населения.
Но именно закрытость, коррупциогенность этой сферы вызывает много вопросов. А почему не говорить о проблемах правоохранительных, контрольно-надзорных органов вслух, открыто, объясняя обществу в чем тут дело. А когда не объясняешь, слухи разрастаются и начинают приобретать, мягко говоря, нехороший оттенок обмана, недоверия ко всему. Необходимо поднимать проблемы и предлагать пути решения. И сейчас много таких вопросов на которые никто не отвечает. Надо и нужно обсуждать проблемные вопросы совершенствования правоохранительной и судебной систем. Это тоже волнует гражданское общество.
Несколько слов о Национальном совете общественного доверия.
Из-за накопившихся проблем у общества были завышенные ожидания по поводу работы Национального совета общественного доверия. Особенно у тех, кто трудно представляет конституционное устройство государства.
У юристов все проще. Они объясняют, что по основному закону нашей страны — это не представительный орган, с законодательными функциями — как парламент (ветвь власти). Не исполнительный орган (правительство), который должен исполнять принятые законы. Не судебная власть, осуществляющее – правосудие. То есть не ветвь единой государственной власти. Не надзорный орган, как прокуратура и т.д.. Это по нашему Основному закону (Конституции) — это конституционный, именно, конституционный консультативно-совещательный орган при Президенте Казахстана, то есть создаваемый Главой государства в соответствии со статьей 44 (п.20) Конституции. Важно то, что Национальный Совет возглавляет сам Президент страны. Рекомендации, подписанные от его имени, конечно, имеют важную определяющую силу. На сегодняшний день, важность этого органа — Совета в том, что этот Совет играет важную прогрессивную роль связующего звена, диалоговой площадки для решения актуальных вопросов взаимоотношений государства и гражданского общества, предложений по эффективной защите конституционных прав наших граждан и решения актуальных проблем во многих сферах общественных отношений. И время показывает, что Национальный Совет с этим справляется. Совету, конечно, все не решить. И не такая задача. Главное быть активными и конструктивными. Но даже за короткий промежуток они пытаются сделать очень многое. Эти люди не претендуют на власть, обозначенную в Конституции, на посты на государственной службе, за это им никто не платит — а они хотят по мере возможности помочь обществу и государству. Они в силу активной гражданской позиции, отстаивают свои мнения везде и в социальных сетях тоже. И это, конечно, во благо общества.
Часть из них, кто активно выступал в СМИ, социальных сетях, интернете – их пытаются облить ушатой грязи, дискредитировать, бросить тень. Некоторые выдержали это испытание, некоторые затихли, не выдержали. Тех, кто особенно не выступал, не «высовывался» – никто и не обливал. Просто это удел всех мало-мальски публичных людей. А замарать, замазать, к сожалению, плохая черта некоторых людей. Если у человека больше плюсов чем минусов, и он полезен для общества – надо всегда поддерживать. Как во всем цивилизованном мире. Справедливо отмечают эксперты, что развитое гражданское общество является важным партнером государства, чтобы оно быстро реагировало на возникающие проблемы, видело широкую спектр мнений и принимало наиболее эффективные и полезные для людей решения. И еще нам нужно держаться за межнациональное и межрелигиозное согласие и дружбу. И не расшатывать его. Это и права человека, и национальная безопасность.
Началась работа по качественному, содержательному обновлению работы важных консультативно-совещательных органов, создаваемых при Президенте Казахстана в соответствии с п.20 статьи 44 Конституции Республики. От их работы, помощи Президенту страны – зависит многое. Это ведь работа с гражданским обществом, диалог с народом, обсуждение и конструктивные предложения путей решения. Почему стал подниматься этот вопрос? А потому, что работа некоторых консультативно-совещательных органов оказалось практически «закрытой» Их реальную, плодотворную, адекватную работу общество не видит. Участия в этой работе — социально-активной общественности, именно активной, которая может поднимать сложные, проблемные вопросы, пути конструктивного решения – практически немного. Многое заформализировано. Много чиновников, которые итак каждый день встречаются на всех правительственных, министерских заседаниях. Их можно приглашать без членства в комиссиях и советах. Есть депутаты, но у них есть – своя собственная площадка, как парламент, со своими механизмами контроля, инициативы и т.д..
На сайте «Akorda.kz» указано, что Государственный секретарь Крымбек Кушербаев провел совещание по вопросам дальнейшего совершенствования работы консультативно-совещательных органов при Президенте РК. «Нашей общей задачей является активизация и модернизация работы комиссий в соответствии с требованиям времени. Самое главное, решения комиссий должны быть результативными для страны, – заявил Государственный секретарь, обращаясь к участникам мероприятия.» На совещании были рассмотрены вопросы обновления составов республиканских комиссий посредством включения общественных деятелей, представителей интеллигенции, гражданского сектора, неправительственных организаций, обеспечения дальнейшего углубления диалога власти и общества в соответствии с требованием Главы Государства, а также вопросы изучения международного опыта совершенствования работы комиссий.
Но тут всплывает другой вопрос. Как перестроить эту работу, собрать эффективных людей, чтобы не числились для галочки, не было «свадебных генералов», чтобы не было «синекурой». Чтобы члены комиссий и советов не боялись отстаивать свое мнение. За деятельность этих комиссий отвечают секретари комиссий, зав. отделами Администрации Президента — то есть сотрудники АП. Они формируют списки, готовят повестку. Поднимать или не поднимать, не боясь злободневные, актуальные, пусть даже не устраивающие вопросы. Они формируют материалы, звать или не звать СМИ, блогеров, активистов и т.д. От их работы зависит многое. А также от контроля со стороны заместителей руководителей АП, курирующих эту сферу. И в этом их вклад должен быть большой. От них зависит очень многое. И общество надеется, что оно так и будет.
То есть проведенное Государственным секретарем РК «перестроечное» совещание в соответствии с требованиями Главы государства — крайне важно, значимо и должно быть эффективно реализовано для благо общества и государства.

Марат Башимов