Передовые технологии формирования здорового образа жизни

Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, обработки, доставки, передачи, сохранения и использования сведений и данных. Цель использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе — обеспечение воспитанников незамедлительным и обоснованным обучением и воспитанием, достижение запланированного качества воспитания. Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, так и общества в целом. Нельзя в этой связи не подчеркнуть главный вопрос: никакая информация, если она не подкреплена личной заинтересованностью, ничего для человека не значит. Сегодня это особенно важно в отношении молодежи, находящейся в зоне риска. Школа является центром формирования мирововоззрения и интеллектуального уровня молодого человека. Именно здесь в течение всего периода есть возможность дать детям и родителям глубокие знания о сущности психического и физического здоровья, в доступной форме изложить причины его нарушений, научить методам его восстановления и укрепления.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что существуют четыре составляющих, определяющих формирование здорового образа жизни:

  1. Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.
    Только через текущую, повседневную информацию человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени влияют на поведение, а следовательно, и на образ жизни человека. При этом информация должна учитывать состав целевой группы, заинтересованность аудитории.
  2. Второе важное направление формирования здорового образа жизни — это так называемое «обучение здоровью».
  3. Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств.
    Необходимо особо отметить, что от степени заинтересованности людей в собственном здоровье напрямую зависит успех данного направления в работе по формированию здорового образа жизни.
    «Кейс»- технология может быть использована в обучении любого предмета либо в воспитательной работе. Реальная ситуация не дет правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению. Анализ современных исследований показывает наличие предпосылок формирования ЗОЖ: понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами; необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников; недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами ЗОЖ, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни; реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка; необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни в условиях общеобразовательной школы. Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.
    Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требуют осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни». Существующая школьная практика показывает, что приобщение школьников к здоровому образу жизни, формирование осознанных побуждений к нему не всегда носит целенаправленный характер. Обозначенное состояние практически объясняется отчасти отсутствием в теории целостной концепции, раскрывающей пути и условия формирования мотивации к ЗОЖ в условиях общеобразовательной школы.
    Процесс формирования мотивации ЗОЖ у подростков целесообразно рассматривать как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера, ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс. Таким образом, реализация процесса формирования мотивации ЗОЖ подростков предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, валеологизация содержания учебных дисциплин, с другой стороны, — на изменение внутриличностной сферы посредством сознательно — волевой работы по осмыслению, переосмыслению подростками отношения к здоровому образу жизни, к стилю своей жизни. С позиции системно-целостного подхода процесс формирования мотивации здорового образа жизни выстраивается с учетом логики развития данного психологического феномена, предполагающей движение мотивации от системных проявлений к устойчивому функционированию, и предусматривает несколько этапов:
    Ориентационный этап, в процессе которого у подростков формируется положительное отношение и интерес к здоровому образу жизни, осознается ценность здоровья для самореализации. Этап становления, в ходе которого формируются потребности в здоровом образе жизни, стремление к самообразованию в данной сфере с позиции ценностей здоровья. На этом этапе цель определяется как формирование устойчивой мотивации ЗОЖ, характеризующейся устойчивым интересом к проблеме, стремлением к самообразованию в области ЗОЖ, самооценке и коррекции отдельных компонентов жизнедеятельности с позиции ценностей здоровья. Этап генерализации, основным содержанием которого является становление целостной системы мотивов здорового образа жизни, обеспечивающее проектирование жизнедеятельности с позиции здорового образа жизни. На этом этапе четкой становится субординация мотивов, углубляются социально-ценные мотивы учебной деятельности с позиций здорового образа жизни, стимулируются побуждения к уверенной реализации валеологических знаний и умений в организации учебной деятельности, в новых ситуациях, потребность в творческом проектировании жизнедеятельности с позиций здорового образа жизни.
    Цели этапа становления достигаются с помощью углубления содержания учебных дисциплин; созданием ситуаций саморегуляции, побуждающих к анализу и коррекции своего образа жизни с позиции здорового образа жизни (оценка уровня сформированности готовности к здоровому образу жизни, гигиенической и нравственной воспитанности и составление на основе полученных результатов программ саморазвития), практико-имитационных ситуаций («Точка зрения», «Передача эмоций» и др.), стимулирующих более глубокое осмысление необходимости знаний и умений ЗОЖ в учении и других видах деятельности, побуждающих школьников к высказыванию оценочных суждений, отстаиванию своих убеждений по различным проблемам ЗОЖ.
    Для реализации цели этапа генерализации подростки включаются в ситуации самореализации, стимулирующие стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов к построению целей в ходе решения валеологических проблем и в процессе реализации учебной деятельности (создание индивидуальных программ ЗОЖ, разработка и обоснование вариантов валеологизации учебного процесса в школе, проведение круглых столов «Мое мнение о ЗОЖ», проблемные и практико-имитационные ситуации, моделирующие типичные черты здорового образа жизни, будущей профессиональной деятельности).
    Формирование мотивов здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия подростку в осознании им здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении ребенка в здоровьетворение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Этот процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья. Модель формирования мотивов здорового образа жизни у подростков представлена ценностным, личностным, целевым, деятельностным, когнитивным и результативным компонентами, взаимосвязанными между собой.
    Ценностный компонент модели представляет собой самоопределение в сфере здорового образа жизни, отношение к здоровью как к ценности; когнитивный компонент — получение и перевод информации о целостности здоровья в знание законов здоровья, факторов риска и устойчивости; личностный компонент — личностные структуры, востребованные в процессе формирования здорового образа жизни (чувства, характер, воля, креативность); деятельностный компонент — опыт овладения здоровым образом жизни, здоровьетворением, самодиагностикой, проявление потребности в сохранении и укреплении здоровья; результативный компонент — целостное представление и ответственное отношение к здоровому образу жизни, опыт овладения его средствами.
    В результате проведенного исследования учёные пришли к убеждению, что необходимо: проводить систематический сбор информации о характере потребностей детей и подростков в занятиях по формированию здорового образа жизни, выявлять и изучать предложения занимающихся по совершенствованию внеклассной воспитательной работы; максимально индивидуализировать процесс подбора и реализации программ занятий в зависимости от пожеланий, исходного уровня подготовленности и желаемого уровня достижений занимающихся; расширять перечень культивируемых в школе форм работы по формированию мотивов ЗОЖ у учащихся с учетом импонирующих им видов деятельности, возрастных психологических и индивидуальных особенностей, а также гендерных различий; привлекать к внеклассной работе по данному направлению специалистов различных служб и ведомств; большое внимание уделять разнообразию и нестандартности применяемых на занятиях упражнений и условий их выполнения, активнее применять интерактивные методы; вводить в занятия творческие задания, тем самым обучая учащегося, как субъекта здоровьетворения, на основе знаний, убеждений выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами; занятия строить с опорой на реальную жизнь подростка, использование субъектного опыта выстраивания «Я — реального» и определение путей движения к «Я — идеальному»; использовать в процессе формирования ЗОЖ эмоциональные стимулы, создающие положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья; своевременно осуществлять мониторинг качества внеклассной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся.
    В мире существуют определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия с целью формирования установок на здоровый образ жизни. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало их употребления лицами, ранее их не употреблявшими. Вторичная профилактика ориентирована на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Третичная профилактика является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ.
    Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, и поэтому ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь. Существует множество концептуальных моделей профилактических, в том числе антинаркотических программ. Э.Чарлтон выделяет 5 концептуальных моделей, по которым строятся профилактические программы: медицинскую, образовательную, политическую модели, модель «самоусиления» и модель «действия на благо здоровья».
    Медицинская модель построена на информировании школьников и является чисто когнитивной. Она предполагает, что, если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Зарубежные специалисты оценивают эффективность такой модели как крайне низкую. В определении поведения человека участвует слишком много факторов, и хотя информация действительно необходима как основа для принятия решения, тем не менее она редко имеет шанс реально изменить поведение индивида.
    Зарубежные исследования показали, что после первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так, например, программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, почти не оказывают влияния на подростков. Сегодня любой из них запросто может перечислить все пагубные последствия для здоровья, связанные с курением, однако многие из них все же курят. Чисто информационные программы борьбы с курением могут дать эффект только в странах, где детям не известны вредные свойства табачного дыма; к тому же реальная угроза для здоровья из-за курения возникает позднее, а в детском возрасте болезни — еще слишком далекая перспектива, чтобы реально взволновать детей. Э.Чартон считает, что в целом программы, основанные исключительно на информационном подходе, в том числе рассматривающие различные факторы риска для здоровья, «скучны, излишне назидательны и часто лишь провоцируют нежелательное поведение подростков». Решение принимается на основании имеющейся информации, но нужно еще и умение принимать решения. В этом отношении образовательная модель пошла по стопам медицинской: одним из основных стал следующий принцип: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком.
    Образовательная модель, делающая упор на принятие решений, ориентируется на индивида. Однако известно, что решения не всегда принимаются им лично. Часто причинами, заставляющим людей вести нездоровый образ жизни, оказываются социальные обстоятельства, загрязнение окружающей среды, низкий материальный статус. Например, дешевые и легко приобретаемые сигареты, реклама табака могут подтолкнуть молодежь к началу курения. Недостаток денег, отсутствие продуктов питания, традиции и семейные предпочтения и представления могут определять то, что человек ест. Политическая модель делает шаг дальше по сравнению с образовательной и включает в себя содействие становлению здорового образа жизни. Иногда требуется изменить внешние обстоятельства, чтобы помочь принятию правильных с точки зрения здоровья решений. Лоббирование законодательных изменений, субсидии на питание и другие меры могут помочь создать среду обитания, способствующую рациональному образу жизни.
    Если объединить достоверную информацию, даваемую медицинской моделью, навыки принятия решений, развиваемые в рамках образовательной модели, и поддержку здорового образа жизни окружение, обеспечиваемую политической моделью, возникает модель самоусиления. Другая модель, учитывающая факторы, влияющие на поведение человека в отношении здоровья, — это модель действий на благо здоровья английского ученого К.Тоунса.
    Профессионально направленные технологии дают возможность организовать воспитательный процесс с учетом личных ориентиров учащихся. Основа создания такой технологии создается за счет проектирования руководяще-направляющей деятельности преподавателя и эффективной работы учащегося. Как основной источник проектирования профессиональной направленной технологии берется учебная и профессиональная квалификация с учетом цели и содержания учебно-воспитательной работы. Вместе с этим не следует забывать и о положительных сторонах личности и ее творческих возможностях.
    В нашей стране существует своя специфика внедрения профилактических, в том числе антинаркотических программ для подростков. На сегодняшний день в России идет эта работа ведется в двух наиболее общих направлениях: — совершенствование существовавшей ранее антиалкогольной пропаганды и распространение ее принципов на новый предмет — предупреждение наркомании; — адаптация к отечественным условиям зарубежных антинаркотических программ. Однако работа по освоению и практическому применению зарубежных программ в нашей стране сильно затруднена. Основная причина этого — резкое различие социокультурных аспектов, несовпадение идеологии демократической и тоталитарной культур, различия в понимании роли и места человека в мире. В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к системе образования и воспитания подрастающего поколения, к его целям, задачам, содержанию и способам их реализации. Это проявляется, прежде всего, в смене парадигмы воспитания и образования, обусловленной смещением акцентов в общественном сознании: подросток из объекта педагогических воздействий превращается в обладателя неповторимой индивидуальности, в субъект собственного развития.
    Зарубежные анинаркотические программы предполагают воспитание детей свободными по отношению к внешним обстоятельствам жизни и себе самим. Чем бы ни определялось поведение — собственными ценностями, переживанием стресса, давлением СМИ и влиянием сверстников, ребенок сам позволяет или не позволяет себе быть детерминированным всем этим. Его свобода состоит в возможности занять по отношению к психоактивным веществам ту или иную личностную позицию. Обучение владению собой и обстоятельствами предлагает возможность сделать свободный выбор, принять или отвергнуть наркотики, сказать им «нет». Очевидно, что традиционная профилактика в нашей стране основывалась на совершенно ином понимании. Она ратовала за безальтернативное отношение к психоактивным веществам. Профилактика, сформировавшаяся в русле тоталитарной культуры, располагала единственным средством — пропагандой, манипулирующей пассивными носителями факторов риска и использовала для этого соответствующие средства: от пропаганды в СМИ и до антиалкогольных постановлений. Воспитание личности считалось не имеющим к профилактике наркомании прямого отношения, объективность информации о наркотиках вызывала опасения в появлении нездорового интереса, а способом его предотвращения были запреты и запугивание.
    Сегодня рудименты этой традиции остаются еще очень сильны. Виды инновационных технологий особенно эффективны в воспитательном процессе современных сельских школ, так как они дают возможность достичь эффективных результатов путем объединения традиционных и инновационных воспитательных мер. Вместе с этим эти педагогические технологии обладают гуманистическим характером с точки зрения философской, психологической педагогики и в формировании здорового образа жизни учащихся, их свободы и нравственности. Так на пути освоения зарубежного опыта антинаркотического воспитания встает проблема культурологического несовпадения, и это на сегодняшний день является главным препятствием на пути внедрения эффективных социальных технологий. Тихонов О.