Некоторые вопросы судебной практики рассмотрения страховых споров, вытекающих из дорожно-транспортных происшествий

Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (Закон) принят 1 июля 2003 года, регулирует отношения, возникающие в области обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, и устанавливает правовые, финансовые и организационные основы его проведения.
Целью обязательного страхования гражданской ответственности собственников транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровью и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.
В соответствии со статьей 7 Закона предусмотрено, что эксплуатация транспортного средства в случае незаключения договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств не допускается.
То есть, если свою гражданско-правовую ответственность автовладельцы обязаны застраховать, к сожалению, застраховать себя от дорожно-транспортного происшествия не может ни один водитель.
Как страховой случай рассматривается дорожно-транспортное происшествие, которое произошло с участием лиц, застраховавших гражданско-правовую ответственность за причиненный вред имуществу, жизни и здоровью третьих лиц.
Согласно статье 828 Гражданского кодекса Республики Казахстан страховщик обязан при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в размере, порядке и сроки, установленные в договоре страхования или законодательных актах и в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона за вред, причиненный имуществу потерпевшего, возмещению подлежит ущерб в размере причиненного вреда, но не более 600 МРП.
Фактический размер ущерба по Закону определяется с учетом амортизационного износа транспортного средства, имевшего место до наступления страхового случая, следовательно, страховщик должен возмещать вред, исходя из фактического размера ущерба, определяемого в соответствии с нормами названного Закона.
Как правило, споры порождает несогласие автовладельцев с размером ущерба, определяемого страховыми компаниями.
Оно и понятно, страховые компании ориентированы на то, чтобы минимизировать свои расходы по страховым выплатам, автовладелец заинтересован в том, чтобы полученной страховой выплаты было достаточно на восстановление поврежденного транспортного средства.
В связи с этим в судебной практике часто встречаются споры по взысканию разницы между уже полученной страховой выплатой и суммой, фактически затраченной на производство восстановительного ремонта автотранспортного средства.
Как правило, вина нарушителей Правил дорожного движения Республики Казахстан устанавливается постановлениями административного суда.
Автовладельцы в установленном законом порядке обращаются в страховые компании, в свою очередь, определяющие размер ущерба.
С отчетом страховой компании по стоимости восстановительного ремонта потерпевший автовладелец не соглашается, и обращается в суд о взыскании разницы страховой выплаты по отчету независимой оценочной компании, согласно которому рыночная стоимость по восстановительному ремонту выше.
При разрешении споров по данной категории необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Согласно пункту 3 статьи 22 Закона определение размера вреда, причиненного имуществу, производится страховщиком в течение десяти рабочих дней на основании заявления об определении размера вреда по форме, установленной нормативным правовым актом уполномоченного органа. Определение размера вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется страховщиком в соответствии с нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Выгодоприобретатель, имуществу которого причинен вред, обязан сохранять данное имущество в таком состоянии, в каком оно находилось после транспортного происшествия до подачи им или страхователем (застрахованным) заявления об определении размера вреда страховщику, а также в течение десяти рабочих дней со дня подачи указанного заявления предоставить возможность страховщику произвести осмотр поврежденного имущества.
Пунктом 18 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года №8 «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования» разъяснено, что при несогласии с результатом определенного страховщиком размера вреда потерпевший (выгодоприобретатель) вправе оспорить его в суде путем предъявления отдельного иска о признании недействительными результатов оценки размера вреда, либо в ходе рассмотрения требований о взыскании страховой выплаты. При возникновении такого спора с целью исключить необоснованное назначение судебной экспертизы суд проверяет соблюдение страховщиком требований, содержащихся в Правилах определения размера вреда, при необходимости привлекает специалиста к делу.
Осмотр и оценка поврежденного транспортного средства осуществляется в соответствии с Правилами определения размера вреда, причинённого транспортному средству, утвержденным постановлением Правления Национального Банка от 28.01.2016 года №14, и действовавшим на момент спорных правоотношений Законом РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан».
То есть, при возникновении спора относительно оценки размера вреда, проведение авто — товароведческого исследования путем назначения экспертизы возможно только в случае, если объект исследования — автомобиль не видоизменен, не отремонтирован.
Нередки случаи, когда автовладельцы указывают, что транспортное средство восстановлено, что исключает проведение экспертизы.
И так как объект исследования восстановлен, то подлежит возмещению действительный и прямой ущерб, подтвержденный достоверными и допустимыми доказательствами (квитанциями, счет-фактурами).
Безусловно, граждане и юридические лица по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им гражданскими правами, в том числе правом на их защиту.
Вместе с тем не допустимы действия субъектов права, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в любых формах, а также извлечение преимуществ из своего недобросовестного поведения.
Поэтому при несогласии с суммой оценки материального ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия автовладельцам надлежит действовать в соответствии с требованиями законодательства и не допускать злоупотребления правом, предоставляя транспортное средство на исследование, либо подтверждать произведенный восстановительный ремонт соответствующими доказательствами.

Судья суда города Нур-Султана
А.К. Рамазанова


вытекающих из дорожно-транспортных происшествий