Усвоение материала студентами должно происходить посредством интерактивных лекций, ролевых деловых игр, состязаний между командами, учебных судебных процессов, спор-диалогов, семинаров по подобию «Следствие вели…», тренингов «блиц-вопросы – блиц-ответы». Такие формы занятий должны стать традиционными, а не временным уделом отдельных преподавателей-энтузиастов.
Необходимо ввести в учебные планы бакалавриата, магистратуры и докторантуры учебного предмета по ИТ-технологиям, цифровым технологиям, привязанным к специфике каждой специальности. Причем будущие юристы должны быть обучены ИТ-технологиям не хуже программистов. В этой связи необходимо вместо общего ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) ввести следующие конкретные учебные дисциплины: «Цифровые технологии в прокурорской деятельности», «Цифровизация направлений деятельности судов», «Цифровое обеспечение следственно-криминалистической деятельности», «Внедрение цифровых технологий в деятельность адвокатуры, адвокатов», «Изучение и применение цифровых технологий в деятельности юрисконсультов, нотариусов». Студенты должны быть обучены и иметь качественный доступ к платформам цифровой трансформации всех правоохранительных, правоприменительных и судебных органов.
Студенты должны быть профессионально обучены скорочтению и мгновенному улавливанию основных мыслей документа, скоростному печатанию на клавиатуре компьютера «вслепую». Экзамены по учебным предметам по скорочтению и скоропечатанию должны приниматься комиссионно: должны быть установлены критерии и время, в рамках которых студент должен справиться с заданием. К примеру, он должен в течение 1 минуты грамотно набрать юридический текст на компьютере в объеме от 300 до 400 знаков.
Такое скоропечатание нужно будущему юристу не только для скоростного написания нужных документов, протоколов, постановлений, но и для того, чтобы посредством сверхскоростного печатания на клавиатуре компьютера выходить на новейшие цифровые технологии с тем, чтобы опередить преступника, обезвредить на расстоянии взрывное устройство, моментально зайти в «гости» кибер-преступнику, кибер-мошеннику, заблокировать и задержать его. Или на ознакомление с 2-страничным документом предоставляется время в 1 минуту, после чего студент должен раскрыть суть документа и предложить свой лаконичный вариант решения изложенного в документе проблемы. Или на ознакомление с фабулой дела предоставляется 1 минута, после чего студент должен четко, лаконично, логично в течение 4-х минут изложить свои версии по раскрытию данного дела, преступления, административного и гражданско-правового нарушения, посредством учебного компьютера. И студент должен будет неоднократно пересдавать все эти экзамены, пока не уложится во все эти установленные количественно-качественные нормативы.
Предполагается, что магистратура и докторантура являются ступенями переподготовки квалифицированных юридических кадров в Республике Казахстан. Последние годы функционирования магистратуры и докторантуры свидетельствуют, что эти формы образовательной деятельности превратились преимущественно в переподготовку научно-педагогических кадров в университетах, на юридических факультетах и вузах. Причем многие идущие нам на смену преподаватели юридических вузов и факультетов преподают после 19-летней теоретической подготовки (школа – 10 лет, юрфак – 4 года, магистратура – 2 года, докторантура – 3 года). Многие из них в этой жизни, кроме парты, компьютера и книг, ничего не видели. Нельзя, чтобы только круглые теоретики готовили практиков для работы в правоохранительных органах. Этот перекос надо выправлять.
Как нам выйти из этой теоретической ловушки?
1) Магистрантам и докторантам научно-педагогического направления надо разрешить в период учебы работать в соответствующих правоохранительных, правоприменительных органах, министерствах и ведомствах на 0,25 и 0,5 ставки сотрудника, чтобы они могли набираться практического опыта, а ведомствам вменить в обязанность принимать их на работу на соответствующий размер ставки.
2) Было бы целесообразно нам перенять американский опыт о сабатикле. Это означает: каждый профессор, преподаватель юридической школы (юрфака) американского университета каждый 7-й год выходит в творческий отпуск в течение 1 календарного года с сохранением среднемесячной зарплаты. Он, в частности, работает в это время в соответствующем ведомстве, министерстве с учетом профиля преподаваемого предмета, собирает там материалы, интервью, записки, составленные им самим документы, на базе которых он пишет и представляет учебник (учебное пособие) для студентов. И так через каждые шесть лет. Это стало бы неплохим выходом на практику наших казахстанских преподавателей-теоретиков.
Насколько мне известно, в каждой нашей магистратуре и докторантуре обучаются по несколько человек. Преимущественно, это в основном будущие преподаватели юридического факультета. Юристов-практиков в них нет, или очень мало. Поэтому в этой связи мы предложили бы следующий расклад. Надо вначале внести приказом министра труда и социальной защиты нормы о том, что выпускник бакалавриата может занимать должности низового звена, выпускник магистратуры – должности среднего звена, выпускник докторантуры – может занимать должности высшего звена. Нужно четко обозначить границы между звеньями должностей и ввести категорический запрет на занятие должности, если академическая степень претендента не соответствует данной должности. Чтобы магистр мог претендовать на должность высшего звена, он должен для поступления в докторантуру представить не только диплом магистра, но и документ о наличии не менее 3-летнего стажа практической работы в правоохранительном органе в должности среднего звена. Обладатели красных дипломов должны иметь преимущество при назначении на должность. Учеба в магистратуре и докторантуре должна быть с полным отрывом от производства с сохранением среднемесячной зарплаты, как это было с учебой в свое время в партийных школах или сейчас — в академиях генерального штаба. Если в обществе все это будет воспринято, то эти нормы можно будет включить в Трудовой кодекс республики.
В магистратуре и докторантуре, кроме теоретических дисциплин по специальности, было бы желательно ввести, в частности, такие предметы, как: психология трудового коллектива; способы укрепления дисциплины в трудовом коллективе; способы мобилизации членов трудового коллектива на решение сложных служебных задач, способы разрешения конфликтов в трудовом коллективе; способы переговоров на митингах и с их организаторами и представителями; особенности цифровизации соответствующего правоохранительного, правоприменительного органа, культура служебного общения, судебное красноречие (ораторское искусство, умение аргументировать и контрагументировать).
Каждый юридический факультет (вуз) должен уметь подавать работодателям качество своих выпускников. Для этого в каждом юридическом вузе (факультете) нужно дать возможность нашим юношам и девушкам проявить себя в профессиональном смысле этого слова перед работодателями. В этой связи было бы желательно ежегодно проводить правовой триатлон в соревнующихся командах выпускных курсов: 1) умение обезоружить вооруженного ножом или пистолетом потенциального преступника; 2)скоростное умение раскрыть киберпреступление; 3)умение быстро и четко предлагать решения по сложному делу той или иной отрасли казахстанского права. Работодатели, родители, сокурсники, проявившие интерес люди могли бы наблюдать такое профессиональное состязание в режиме оффлайн и онлайн. Работодатели могли бы подбирать себе понравившиеся кадры: это стало бы началом работы более справедливого социального лифта.
Нам нужен рейтинг по стране, чтобы определять, какой юрфак лучше, а какой хуже и почему. Это реально будет способствовать резкому улучшению юридического образования по всей стране. Такой рейтинг должны составлять специализирующиеся в вопросах высшего юридического образования аккредитованные профильные рейтинговые агентства совместно с журналистами и работодателями (их ассоциациями) как это делают в США. В Казахстане мы могли бы ориентировать такие рейтинговые агентства на объективные данные Пенсионного фонда страны по отчислениям для каждого трудоустроенного выпускника. Мне думается, определять места в рейтинге юридических факультетов и вузов они должны не по наличию книг в библиотеках, не по остепененности преподавателей, не по наличию красивых помещений, не по типу собственности (государственный или частный вуз), а по реальным количественным данным в процентном соотношении трудоустройства выпускников юридических факультетов и вузов в отечественных и международных структурах, по их качественному продвижению по карьерной лестнице, по их заработной плате. Специальные неправительственные организации могли бы критически и обоснованно оценивать подобные рейтинги. Занявшие в рейтинге 3 последних места должны стать объектом пристального внимания Министерства образования и науки на предмет возможного лишения лицензии. И такой подход должен стать традиционно ежегодным на основе ежегодных рейтингов. Это стало бы мерилом качества работы юридического факультета (вуза) и средством стимулирования к совершенствованию работы каждым факультетом (вузом).
Переподготовку работающих юридических кадров в республике следует осуществлять на основе цифровизации всех юридических профессий. Для этого в аппарате центральных правоохранительных органов (Генеральной Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции), Верховного суда Республики Казахстан нужно создать управление по цифровым технологиям, при областных органах надо создать отделы по цифровым технологиям, где должны работать профессиональные программисты, специалисты по цифровым технологиям, которые должны цифровизировать деятельность каждого правоохранительного, судебного органа, а также обеспечивать повышение квалификации всех сотрудников этих ведомств по всей стране. Координацию по повышению квалификации в вопросах соединения цифровых технологий с юридическими вопросами по всем министерствам, ведомствам правового характера должно проводить Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы.
Переподготовку кадров судебной системы по всей стране можно и нужно возложить на Верховный суд Республики Казахстан, тем более нынешний председатель Ж.К. Асанов большой энтузиаст этого дела – дела внедрения цифровых технологий в судебную деятельность. На основе китайского опыта им нужно довести до совершенства деятельность Интернет-судов в Казахстане: здесь, в Китае, в 3-х Интернет-судах Ханчжоу, Пекина и Гуанчжоу ежегодно рассматривается по 700 дел по 11 категориям дел (споры о нарушении онлайн договоров на оказание Интернет-услуг, споры в отношении нарушения авторских прав на произведения, опубликованные в сети Интернет, споры по вопросам управления сети Интернет компетентными органами КНР, например). Казахстанский Верховный суд мог бы более глубоко изучить китайский опыт деятельности платформы Интернет-суда для медиации для его распространения на территории Казахстана: на этой базе по данным на апрель 2020 года в ряде регионов Китая было урегулировано 5 миллионов 950 тысяч 340 досудебных медиационных дел. Кроме того, есть смысл судебным органам республики присмотреться к китайским «умным» судам, микросудам, к иным судебно-цифровым платформам и распространить их опыт в судебной сфере Казахстана. Такое успешное распространение и будет одним из существенных направлений повышения квалификации судебных работников республики.
Повышением квалификации прокурорских и полицейских работников достаточно успешно занимается Академия правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан на основе совместного с рядом министерства приказа Генерального прокурора Республики Казахстан от 24 декабря 2015 года «Об утверждении содержания и правил профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов». В нем ничего не сказано ни об информационных, ни о цифровых технологиях. Поэтому им самим (преподавателям) нужно подтянуть вопросы цифровизации прокурорской деятельности и повышать на основе цифровизации квалификацию сотрудников правоохранительных органов республики. Исходя из опыта Российской Генеральной прокуратуры, Казахстан мог бы принять аналогичную Концепцию цифровой трансформации органов и организации прокуратуры до 2030 года. Исходя из американского опыта казахстанская прокуратура могла бы размещать на своем сайте методические пособия по противодействию преступлениям и их профилактике. Здесь же в электронном варианте размещена методика аналитической работы прокурора в схемах. За рубежом внедрена практика электронных уголовных дел. В Саудовской Аравии переход на электронные уголовные дела позволил сократить сроки расследования на 80 процентов. Прокуроры могут через электронную систему в любое время осуществлять надзор за ходом расследования, что дисциплинирует следователя. Тем самым работа становится транспарентной, а процесс – открытым для населения. У нас этот опыт был востребован. Все проявления отечественного и зарубежного цифрового опыта в совокупности могут стать основой повышения цифровой квалификации работников прокуратуры Республики Казахстан.
Процесс переподготовки и повышения квалификации в МВД Республики Казахстан урегулирован приказом министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 апреля 2016 года «Об утверждении содержания и правил осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан». Данный документ нуждается в дополнении пунктами о необходимости повышения квалификации сотрудников МВД республики по вопросам цифровизации. В рамках цифровизации необходимо создание электронных досье на преступников и на преступления по видам. Видеокамеры, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, если он направлены на общественное место, должны быть в распоряжении полиции республики. Надо, чтобы все полицейские умели пользоваться данными видеокамер и электронных досье. Искусственный интеллект может быть использован в виде робота в виде собаки с винтовкой, которая может проникать в помещения и обезвреживать преступников (в таких случаях жизни полицейских ничто не угрожает). Такие цифровые знания и навыки могли бы стать полезными для сотрудников внутренних дел. Чтобы побудить всех полицейских и их руководителей к повышению цифровизированной квалификации, нужно показать, что современный преступный мир, активно используя достижения цифровизации в виде дронов, механизмов искусственного интеллекта, своими преступлениями приводят к масштабным и тяжелым последствиям. Повышая квалификацию полицейских сотрудников, мы должны содействовать им и внушать им, чтобы в борьбе с интеллектуализированной киберпреступностью они работали на опережение.
В заключение хотелось бы сказать, что цифровизация должна быть не только профильной, но и общегосударственной задачей. В этой связи есть смысл продумать, разработать и принять новый казахстанский закон под названием: «О всеобщем обучении всего казахстанского населения цифровым технологиям применительно ко всем профессиям и жизненным проявлениям», что коснется и юридического образования, и юридических профессий. Право на получение образования, в том числе юридического образования, право на повышение профессиональной квалификации должно быть насыщено более емким и ценным содержанием.
Сарсембаев Марат Алдангорович
доктор юридических наук,
профессор (Институт
законодательства и правовой
информации Республики Казахстан)