Мы строим – «Новый Казахстан»

Президент Казахстан Касым-Жомарт Токаев обозначил стратегическую задачу, как кардинальная реорганизация всей системы обеспечения национальной безопасности. Глава государства четко указал на необходимость перестройки работы Вооруженных сил, правоохранительных структур, органов национальной безопасности, внешней разведки. Все они должны слаженно работать во имя одной цели – максимально эффективной защиты наших граждан, конституционного строя и суверенитета от угроз любого характера и масштаба. Этого требуют коренные интересы нашего государства. Для решения данной задачи необходимо сфокусироваться на приоритетах: 1. внести срочные коррективы в реформирование правоохранительной системы. Мы значительно продвинулись в деле создания сервисной модели полиции и модернизации уголовного процесса. Но нужно быть готовыми противостоять тотальным террористическим атакам. Командованию силовых структур незамедлительно приступить к отработке боевых навыков, оснащению эффективными средствами защиты и нападения.
Второе, это необходимо укрепить количественно и качественно Национальную гвардию. Предстоит сформировать ее новые подразделения в регионах и усилить действующие, решить вопросы с транспортным и материально-техническим обеспечением. Увеличить численность подразделений специального назначения МВД и Национальной гвардии. Повысить уровень боеготовности. Дооснастить необходимыми специальными и транспортными средствами. Увеличить оплату труда сотрудников спецподразделений всех силовых органов. Повысить правовую защищенность полицейских. Ужесточить ответственность за нападения на представителей власти и неподчинение законным требованиям.
Четвертое, кардинально повысить боеспособность армии. В кратчайший срок создать командование Сил специальных операций. Пересмотреть принципы организации и управления Пограничной службой. Провести ревизию реформ, которые сместили акцент с войсковой охраны государственной границы на оперативные методы работы. Президент акцентировал внимание, что исключительно важно, так это полностью перестроить деятельность разведывательного сообщества, включая внешнюю, военную, криминальную и финансовую разведку.
Седьмое. Обеспечить эффективную координацию между различными силовыми структурами. Актуализировать алгоритмы действий госорганов в кризисных ситуациях, усилить межведомственную координацию. Наладить оперативную и военно-техническую совместимость всех силовых структур.
Что еще важно – это обеспечить самостоятельность силовых структур при принятии решений, повысить уровень ответственности их руководителей. Кроме того, реализовать комплекс системных мер по противодействию религиозному экстремизму. Ни в коем случае не допустить его сращивания с криминалом, особенно в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Обеспечение национальной безопасности – это защита конституционного строя и безопасности, конституционных прав наших граждан, как показала «Алматинская трагедия» — должны стоять на первом месте и во главе угла кардинальной реорганизации системы обеспечения национальной безопасности. В ближайшее время пройдет заседание Совета Безопасности, на котором будут рассмотрены конкретные направления реализации всех этих задач.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев справедливо указал, что «комплексного реформирования требует система государственного управления». Главой государства было указано, что необходимо признать невысокий кадровый потенциал, формализм, коррупцию, большую текучесть кадров. Поэтому сохраняется низкий уровень доверия общества к институтам государственной власти. Следует усовершенствовать систему отбора кадров на государственную службу, убрать излишние препоны и барьеры для поступления.
Реальным принципом приема и продвижения по службе должен стать принцип «меритократии». Государственная служба должна быть открыта любому казахстанцу. Это реализация конституционного принципа право на участие человека в управлении государством.
Объективно отмечено, что следует упростить порядок «выхода» из государственной службы. Некоторые безынициативные чиновники могут просиживать штаны годами в своих кабинетах. Они не дают расти молодым и перспективным ребятам, снижают эффективность госаппарата. С такими чиновниками надо легко прощаться, хотя, что касается государственного аппарата, институциональная память чиновников имеет очень большое значение.
Нельзя просто так, «чохом», заменять всех чиновников на молодых. Здесь должен быть абсолютно разумный подход. Если человек справляется в свои 60 лет с работой, обладает институциональной памятью, очень полезен для государственной службы, его ни в коем случае увольнять нельзя. То есть здесь должен присутствовать разумный, дифференцированный подход.
Важен инициированный Касым-Жомартом Токаевым проект «Президентский молодежный кадровый резерв». Это социальный лифт для перспективной молодежи и в то же время механизм формирования нового мышления, внедрения новых подходов в работе госаппарата. Эта практика будет продолжена.
Госаппарат является двигателем и исполнителем реформ, оказывает гражданам важные государственные услуги, обеспечивает реализацию концепции «Слышащего государства». Без государственного аппарата само государство не может успешно существовать. Необходимо констатировать, что в целом эффективность диалога чиновников с гражданами по-прежнему низка. Руководители госорганов не умеют, а порой и боятся общаться с народом. Президентом справедливо было указано, чтобы члены Правительства должны регулярно выезжать в регионы, а акимы регионов обязаны проводить постоянные встречи с жителями каждого населенного пункта.
Еще одна проблема – тотальная бюрократия. Она справедливо формирует у граждан представление о госаппарате как медлительной, равнодушной машине. Бюрократия – одна из главных причин некачественной реализации реформ. От этой болезни предстоит излечиться. Приоритетом должно стать содержание, а не форма. Отчет ради отчета и контроль ради контроля должны уйти в прошлое. Конечный результат важнее процесса. Все процессы, неоправданно усложняющие и замедляющие реальные решения, должны быть ликвидированы.
Сегодня госорганы ориентированы не на содержательную реализацию поручения, а на его бюрократическое исполнение. Готовятся документы – образцовые по форме, но выхолощенные по содержанию.
Несмотря на интеграцию ключевых информационных систем, госорганы по-прежнему плодят макулатуру и бессмысленную переписку. Данные информационных систем государственных органов следует признать официальными и не требующими бумажного переподтверждения. Главой государства было сказано, что в противном случае, зачем мы вводим цифровизацию? Цифровизация – это ведь не модная игрушка. Она должна практически функционировать, быть полезной с точки зрения исполнения функций госаппарата.
Большинство совещаний нужно проводить в онлайн-формате. В функционале Агентства по стратегическому планированию и реформам и Агентства по делам государственной службы следует предусмотреть конкретные функции мониторинга и реализации мер по дебюрократизации и повышению эффективности госаппарата.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев честно указал на обострение проблем неравенства и обман с данными доходов населения. На бумаге они как бы приличны, но на деле скрывается сильное имущественное расслоение в обществе.
Поэтому Глава государства четко отметил, что «обеспечение благополучия и качества жизни – главная задача государства. Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел.» Именно реальных дел. Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает.
Касым-Жомарт Токаев объективно сказал, что «созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении». Вот основная проблема – богатые богатеют, бедные беднеют.
Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы. Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны. Глава государства открыто заявил, что эффективность и доступность мер государственной поддержки — фикция. Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону». Еще более усиливается «олигополия» в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ.
Например, Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы. Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для реализации своих проектов. На эти проекты отвлекаются ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства. Правительству поручено перестроить деятельность Банка развития Казахстана.
Правила рынка у нас практически не работают. Картельный сговор происходит постоянно. Поэтому Генеральной прокуратуре поручено взять все контроль.
Четко поставлен вопрос о целесообразности фонда «Самрук – Казына». Сохраняются вопросы по прозрачности закупок Фонда. Жалобы приходят регулярно, отметил Президент и указал, что следует обязательно сократить основания, позволяющие заключать договоры по государственным закупкам способом из одного источника. Предстоит в целом пересмотреть порядок закупок «Самрук-Казына» и иных национальных компаний.
Поручено принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжения утилизационным сбором ТОО «Оператор РОП». Этим должна заниматься государственная организация, как в зарубежных странах. А не наживаться бессовестно пролоббированная частная компания.
Строительство LRT. Это проект с сильным запахом коррупции, отметил ГГ. и «у нас нет иного выбора, как пригласить отечественных и зарубежных архитекторов и урбанистов, которые определят возможные варианты использования данного проекта.»
В условиях благоприятной конъюнктуры рынка производители бензина и различные посредники получают дополнительные прибыли. Президент указал, что необходимо изымать часть этой маржи в пользу бюджета посредством акцизов. Правительство должно провести соответствующие расчеты. При этом нельзя допустить роста цен.
Значительный потенциал в повышении доходов бюджета кроется в наведении порядка на таможне. Особенно на границе с Китаем. Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся. Расхождения в «зеркальной» статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов. Существуют некие «уполномоченные операторы», имеющие статус неприкасаемых. Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдет. Поручено Генеральной прокуратуре совместно с Минфином, Агентством по финансовому мониторингу и другими заинтересованными органами провести комплексную проверку и обеспечить порядок на таможенной границе.
Все вышеперечисленное – сильнейший раздражитель в обществе. Все поставленные Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым задачи актуальны, важны и их надо претворять в жизнь и это позволяет смотреть на будущее с оптимизмом.

Марат Башимов