Депутатский запрос Депутата Сената Парламента Уполномоченный по правам ребенка в РК Айтпаева С. Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

На фоне принимаемых государством мер по социальной поддержке семей с детьми, обострилась проблема недобросовестного отношения к выполнению алиментных обязательств по отношению к детям.
Об этом свидетельствуют обращения граждан, данные статистики КПСиСУ Генеральной прокуратуры.
В 2018 году из 248087 документов судоисполнителями окончено лишь 25 %, за 3 месяца текущего года из 201739 — 8 %.
Как видим, исполнительская дисциплина низкая. Один родитель может быть должен нескольким детям, количество детей, которые живут на алименты, госорганам, занимающимися вопросами детей, точно неизвестно. В официальной отчетности достоверно суммы задолженности по алиментам не отражаются. В настоящее время КПСиСУ совместно с МЮ этот вопрос еще прорабатывается.
Проблемы, по данному вопросу из года в год остаются одни и те же, вышли из разряда внутрисемейной и требуют скорейшего урегулирования:

  1. С 2016 года алиментные дела исполняются как государственными, так и частными судебными исполнителями. У частных судебных исполнителей (далее –ЧСИ) от 80-90% исполнительных производств. ЧСИ не заинтересованы в исполнении и окончании таких исполнительных производств, так как нет оплаты за их работу. Из 206308 (83%) в 2018 году исполнено 18%, из 187370 (92,9 %) исполнительных листов, находившихся в производстве по итогам 1 квартала 2019 года, исполнено — 6,6%;
  2. Запросы родителя, органов опеки и попечительства на местном уровне о работе по взысканию алиментов часто остаются без ответов;
  3. Перечислений денежных средств нет в связи с тем, что должники ведут асоциальный образ жизни, не имеют источника доходов, и взыскать с них алименты не представляется возможным;
  4. По приговору суда родители отбывают наказание в местах лишения свободы, а алименты с них не взысканы;
  5. Место нахождения должников судебным исполнителям неизвестно или они находятся в розыске;
    По статистике за 2018 год в розыск объявлено 1864 алиментщиков, прекращен розыск в отношении – 1786 алиментщиков (с учетом объявленных в прошлые года); за 1 квартал 2019 года в розыск объявлено 451 алиментщиков, прекращен розыск в отношении – 522 алиментщиков (с учетом объявленных в прошлые года);
  6. Исполнительные листы, направленные судами, не получены судоисполнителями, соответственно исполнительное производство не заведено. Таким образом, время утрачивается в поисках, граждане вынуждены обращаться в суд с заявлениями о выдаче, и выдаются дубликаты;
  7. По алиментам на детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеется вмешательство бабушек и дедушек, которые как опекуны и попечители сами забирают (отзывают) исполнительные листы, чтобы не обременять алиментными обязательствами своих детей, лишенных родительских прав, а частным судебным исполнителям это удобно для уменьшения неисполненных листов;
    7. Совместное имущество ответчиком переоформляется нотариально договорами дарения и другими способами на других лиц;
    8. Нет должной разъяснительной работы о правах и обязанностях родителей, сотрудников органов опеки и попечительства по защите имущественных прав детей;
    С 2014 по 2018 гг. принят ряд законодательных и иных нормативных актов, призванных созданию эффективного механизма взыскания алиментов, причем не только в интересах детей. Законами разработана комплексная система принудительного взыскания алиментов с должников. Расширены меры, принимаемые судоисполнителями на основании нормативного постановления Верховного Суда «Об ответственности за неисполнение судебных актов».
    Современные средства поиска и идентификации личности по ИИН, сотовым данным в стране развиты, государственные и частные судоисполнители подключены к системе информационного обмена правоохранительных и специальных органов, комитет по исполнению судебных актов находится в одной системе министерства юстиции, наряду с регистрационной службой, нотариальной палатой, уже между ними есть отличная возможность обеспечить безупречность и эффективность работы при скоординированных действиях внутренних служб по обмену информацией.
    Тем не менее, значительная часть нуждающихся в алиментах имеет лишь философско-мечтательную надежду на их получение и недовольство работой исполнительных органов.
    Граждане должны видеть процесс оказания услуги, процесс исполнительного производства должен быть автоматизирован.
    В этой связи вопрос: имеют ли возможность или когда граждане будут иметь возможность отслеживать работу судебного исполнителя по его алиментному производству по электронному документу? Будет ли выстроена и когда система уведомлений сторон о ходе исполнительного производства в режиме онлайн посредством личного кабинета на Едином портале государственных услуг?
    Порядок и сроки направления информации в Единую государственную информационную систему для отслеживания по ИИН и работу Банка данных исполнительных производств предлагаю выстроить таким образом, чтобы стороны в таком же режиме отслеживали запросы в кредитные организации (к примеру, в АО «KaspiBank»), межведомственные запросы в электронном виде постановления о наложении запрета на совершение регистрационных действий с объектами недвижимого имущества, в пенсионный фонд — запросы сколько денежных средств, в каком месте и с какой периодичностью получает должник — физическое лицо?
    К вопросу розыска должников и беглецов есть практический опыт ГП РК и МВД, когда находили по купленным авиа/железнодорожным и автобилетам, сделкам по недвижимости.
    Судебным исполнителям следует своевременно доводить до сведения соответствующих прокуроров об известных им фактах непринятия представления о привлечении к уголовной ответственности, их несвоевременного рассмотрения и других нарушениях закона, допускаемых органами уголовного преследования по направленным им материалам.
    Для решения вопросов взыскания задолженности по алиментам предлагается внести изменения и дополнения в Закон «О занятости населения» по расширению компетенции местных исполнительных органов по установлению квоты рабочих мест для лиц, имеющих задолженность по алиментам. (Статьей 9 Закона «О занятости населения» установлено, что в компетенцию местных исполнительных органов входит установление квоты рабочих мест для инвалидов, для лиц, состоящих на службе пробации, для лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т.д.). И вменить в обязанность судоисполнителя направление алиментщика в центр занятости населения (а их у нас 203) для постановки его на учет в качестве безработного или для трудоустройства
    Алименты должны выплачиваться ежемесячно в размере:
    на одного ребенка — одной четверти (1/4) от заработка и/или иного дохода родителей;
    на двух детей — одной трети (1/3) от заработка и/или иного дохода родителей;
    на трех и более детей – половины (1/2) заработка и/или иного дохода родителей.
    Чаще всего для сокрытия дохода плательщика предоставляется недостоверная информация и указывается МЗП в сумме 42 500 тенге и таким образом к уплате алиментов, на 1 ребенка идет 10625 тенге, на 2 детей 14167 тенге и на 3х и более детей 21250 тенге.
    Согласно статье 147 Кодекса супруги обязаны материально поддерживать друг друга. На взыскание алиментов по содержанию ребенка может подать : нетрудоспособный нуждающийся супруг; супруга в период беременности и в течение 3 лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет, а также в случае определения общему ребенку-инвалиду по достижении 18 лет I — II группы инвалидности.
    Таким образом, величина ответственности родителя за своих детей, составляет в месяц менее 1 минимального прожиточного минимума (26915 тенге).
    Поскольку действующая система взыскания алиментов на содержание детей в долевом соотношении к заработку не способна в полном объеме обеспечить ребенка и не отвечает потребностям, если ребенок с особыми потребностями, прошу изменить подход к взысканию алиментов путем определения их максимального фиксированного размера.
    Предлагается размер алиментов определить по специальной таблице, которая построена следующим образом: доходы родителей поделены на группы в соответствии с их размерами, а возраст детей — на четыре группы (ясельные, дошкольные, средних и старших классов). В соответствии с возрастом ребенка и размером дохода определяется максимальный размер алиментов. Вместе с тем, в данной таблице необходимо учесть категорию детей с особыми потребностями, где ставка к уплате будет выше ввиду расходов по здоровью;
    Вместе с тем, в данной таблице необходимо учесть категорию детей с особыми потребностями, где ставка к уплате будет выше ввиду расходов по здоровью;
    В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» просим о результатах рассмотрения депутатского запроса дать письменный ответ в установленный законом срок.