Международная научная конференция в Польше: «Реформы административной судебной системы в странах молодой демократии»

10-11 июня 2021 года в Польше дистанционно проведена международная научная конференция, организатором которой являлась Агнешка Кравчик, судья административного суда, проф. кафедры административно-процессуального права и административной юрисдикции факультета права и администрации Лодзинского университета.
На конференцию в качестве участников были приглашены судьи административных судов, ученые и специалисты в области административной юстиции, владеющие в совершенстве немецким языком, из стран Европейского союза, а также Украины, Грузии и Казахстана.
Конференция состояла из трех частей. 10 июня 2021 года — часть I. «Современные вызовы верховенству закона и административной юрисдикции», в ходе которой выступили: с вводной лекцией проф. Гернот Зюдов (Мюнстерский университет, Германия), с докладами док. Ратко Радошевич (Нови-Садский университет, Сербия), док. Павел Кандалец (Университет Масарика Брно, Чехия).
По части II. конференции «Направления изменений в национальных системах административной юрисдикции» выступили с докладами: док. Петер Хвоста (Федеральный административный суд Вены, Австрия), Славица Банич (Хорватия), док. Беа Барси-Фодор (Городской суд Будапешта, Венгрия), док. Анна Хмеларц-Грохал (Лодзинский университет, Польша).
11 июня 2021 года — часть III. «Будущее административной юстиции в Европе» представили свои доклады: проф. Юргита Паужайте-Кульвинскене (Вильнюсский университет, Литва), док. Лариса Зуева (Одесский апелляционный суд, Украина), док. Максим Томошек (Оломоуцкий университет, Чехия), Бидзина Стуруа (Мцхетский городской суд, Грузия), проф. Марцин Камински (Ягеллонский университет, Польша).
По итогам конференции были обсуждены модели функционирования административной юстиции в европейских странах, Украины, Грузии, а также пути становления данного института, как в Казахстане.
Данная конференция прошла на высшем уровне благодаря организатору — Агнешка Кравчик, судьи административного суда, проф. кафедры административно-процессуального права и административной юрисдикции факультета права и администрации Лодзинского университета.
Мною был представлен доклад на немецком языке на тему «Внедрение административной юстиции в Республике Казахстан. Административный процедурно-процессуальный кодекс».
Тема административной юстиции является актуальной на сегодняшний день. С 1 июля 2021 года в Казахстане начнет функционировать административная юстиция — заработают новые специализированные межрайонные административные суды, начнет действовать Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК).
Целью принятия АППК является внедрение и функционирование эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров, а также установление гарантий, которые позволят нашим гражданам реально принимать участие в процессе принятия решений органами власти. Основными задачами АППК является регулирование общественных отношений, связанных с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления, с осуществлением административных процедур.
Одними из первых в нашей республике среди ученых, судей, юристов, еще в 2009-2010 годах поднимали вопрос внедрения административной юстиции в РК, — это Н.И. Мамонтов, судья Верховного Суда РК в почетной отставке, М.И. Жумагулов, д.ю.н., Р.А., Р.К. Сарпеков, к.ю.н., профессор, Р.А. Подопригора, д.ю.н., глава представительства Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Й. Пуделька, А.Габбасов, к.ю.н. и другие представители юридического сообщества, которые изначально говорили о том, что административные суды должны разрешать споры лиц с публичной администрацией, а не налагать административные взыскания, поскольку административная юстиция является правозащитным, а не карательным по отношению к лицу институтом. Только в таком случае, судьи административных судов своими решениями смогут внедрять в деятельность государственных органов лучшие мировые стандарты качественного управления.
В настоящее время, в рамках исполнения поручения Главы государства К-Ж.Токаева, данного в Послании народу Казахстана, принятый АППК объединил в себе нормы по регулированию административных процедур и нормы по регулированию административного судопроизводства. Его главной целью, с одной стороны, — является обеспечение гарантий, которые позволяют гражданам активно принимать участие в процессе принятия управленческих решений, с другой стороны, — установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров в вышестоящем государственном органе и административном суде. Считаем, что положительным достижением АППК является:

  • введение понятия «административный орган», позволяющий распространять нормы проекта Кодекса как государственных, так и негосударственных органов в том случае, — если она связана с реализацией прав граждан;
  • введение дополнительных принципов с целью защиты частных лиц от злоупотреблений со стороны органов власти: «принцип приоритета прав», который обяжет правоприменителей толковать все противоречия и неясности актов законодательства в пользу граждан; «принцип соразмерности» даст возможность проверить устанавливаемые ограничения с учетом пригодности, необходимости и пропорциональности преследуемой цели;
  • установление процедурных гибких гарантий заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения органом власти. При этом, каждому гражданину предоставляется возможность ознакомиться с материалами, на основе которых административный орган вынес правовое решение;
  • закрепление последовательности процедурных стадий органов власти от стадии возбуждения процедуры до принятия решения;
  • внедрение особого порядка отмены правовых решений государственного органа;
  • внедрение механизмов административной юстиции, то есть административного вида судопроизводства с активной ролью судьи в процессе собирания доказательств;
  • внедрение института судебного контроля за исполнением судебных актов;
  • введение возможности применения судами денежных взысканий как одного из видов процессуального принуждения;
  • введение процедуры обязательного досудебного обжалования решений, за исключением отдельных категорий споров. При этом, предусматривается возможность проверки решений на предмет законности и целесообразности.
    Полагаем, что административная юстиция будет способствовать улучшению работы государственных органов, а также повлияет на качество выносимых решений публичной администрации.
    Выражаем надежду, что принятый Административный процедурно-процессуальный кодекс позволит не только усилить защиту прав граждан при рассмотрении споров с органами власти, но и повысить гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений на уровне государства, а механизмы административной юстиции получат высокий уровень доверия у граждан.

Айым Шаяхметова
судья Есильского районного суда
г.Нур-Султана