
По данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, на 1 февраля этого года в Казахстане проживают 10 381 377 женщин и 9 919 241 мужчина. Несмотря на незначительное численное преобладание прекрасной половины человечества над сильной, дамы пока неактивно представлены на высоких руководящих постах, а их домашний труд до сих не признается должным образом в современном обществе. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что для соблюдения гендерного равенства в Казахстане проводится соответствующая работа на государственном уровне.
Равенство прав и свобод всех казахстанцев и запрет на дискриминацию по половому признаку – это то, что гарантировано Конституцией страны. Помимо Главного закона страны есть и другие документы, в которых отражены меры по продвижению и соблюдению гендерного равенства. В 1998 году страна стала участником Конвенции ООН, направленной на ликвидацию всех форм дискриминации в отношении женщин. Также были ратифицированы Конвенции ООН «О политических правах женщин» и «О гражданстве замужней женщины». Казахстан подписал международные пакты, касающиеся гражданских и политических прав, а также экономических, социальных и культурных прав, и в целом присоединился к десяткам международным соглашениям по правам человека.
Постановлением Правительства от 27 ноября 2003 года была одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Этот документ определил ключевые направления гендерной политики в стране, включая достижение равного участия мужчин и женщин в органах власти, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развитие их бизнеса и карьерного роста, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье и защиту от насилия по половому признаку. Если говорить о нынешних реалиях, то в рамках исключения гендерного неравенства был устранен список работ, которые ограничивали возможность применения женского труда, что способствует расширению профессиональных возможностей для женщин. Важным шагом также стало утверждение Плана действий по обеспечению равных прав и возможностей для мужчин и женщин на 2024-2027 годы. Этот план направлен на улучшение условий труда, содействие карьерному росту и повышению роли женщин в экономике и обществе в целом. Обновленная Концепция семейной и гендерной политики, рассчитанная до 2030 года, включает в себя стратегию, направленную на увеличение доли женщин до 30% в процессах принятия решений на всех уровнях власти, а также в государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах. Кроме того, данная политика предусматривает меры по противодействию домашнему насилию в отношении женщин, улучшению ситуации с гендерным разрывом в оплате труда и повышению доли женщин, обладающих активами.
Для поддержки женщин было значительно усовершенствовано трудовое законодательство: продлены выплаты по уходу за ребенком с одного года до полутора лет, а также введены гибкие и скользящие графики работы, что позволяет родителям более эффективно совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями. Дополнительно акцент сделан на обеспечение доступа женщин к образовательным программам и курсам повышения квалификации, что помогает им более успешно конкурировать на рынке труда и занимать руководящие позиции в различных сферах. Эти меры призваны создать более справедливое и равноправное общество, в котором каждый сможет реализовать свой потенциал независимо от принадлежности тому или другому полу.
Согласно аналитическому отчету по результатам социологического исследования «Гендерная политика в современном казахстанском обществе», подготовленного Казахстанским институтом общественного развития (КИОР), занятость женщин сосредоточена в сферах образования, медицины, легкой промышленности, а также в социальной отрасли. При этом краеугольными факторами до сих пор остаются вопросы, связанные с несбалансированным распределением домашних обязанностей, низкой оплатой труда и стереотипами в выборе профессии. К слову, в упомянутом социологическом исследовании был впервые рассмотрен феномен неоплачиваемого женского труда.
По итогам опроса КИОР 95% женщин тратят на домашний труд в день от 1 до 6 часов и более, при этом лишь 14% из опрошенных не работают (суммированы варианты ответов: «домохозяйка», «безработная», «не работаю по причине инвалидности», «затрудняюсь ответить»). Исходя из чего был сделан вывод, что большая часть женщин вынуждена совмещать домашний труд и официальную занятость. «При этом, как и предполагается, женщины, имеющие детей, тратят на домашний заметно больше времени, чем женщины, не имеющие детей, что в свою очередь создает дополнительную нагрузку в совокупности с работой и выполнением домашних обязанностей» – говорится в тексте аналитического отчета. На плечи хранительниц домашнего очага по-прежнему возлагаются основные нагрузки в виде неоплачиваемой домашней работы, что значительно ограничивает их возможности для карьерного роста, повышения квалификации и самообразования. В результате у них остается меньше времени и ресурсов для профессионального развития и участия в общественной жизни. К сожалению, наше общество до сих пор не признает экономическую ценность домашнего неоплачиваемого труда, выполняемого женщинами, включая заботу о детях, ведение домашнего хозяйства и уход за пожилыми членами семьи. Это игнорирование ведет к недооценке вклада женщин в экономику и общество в целом. Для изменения этой ситуации необходимо проводить активные информационные кампании, подчеркивающие значимость домашнего труда и его влияние на экономическую стабильность семьи и страны. Также важно вводить общественные и государственные программы, направленные на распределение домашних обязанностей между всеми членами семьи, а также создавать условия для предоставления услуг по уходу за детьми и домом, что позволит женщинам больше времени уделять своей карьере и личностному развитию. Только в таком случае можно достичь истинного равенства возможностей и признания роли женщин в современном мире. При этом следует учитывать, что расширение экономических прав и возможностей женщин включает в себя множество важных аспектов, которые способствуют созданию более справедливого и равноправного общества. Это означает, в первую очередь, обеспечение возможностей для участия женщин на равной основе в достойном труде и социальной защите. Достойный труд включает в себя не только обеспечение справедливой заработной платы, но и создание безопасных и здоровых условий труда, возможность карьерного роста и профессиональной подготовки.
Важно также подчеркнуть, что расширение прав женщин включает в себя свободу действий и возможность принимать активное участие в процессе принятия экономических решений на всех уровнях – от ведения домашнего бюджета до участия в управлении на уровне государства и в международных институтах. Привлечение женщин к таким процессам позволяет учитывать их взгляды и потребности, что, в свою очередь, приводит к более эффективному и сбалансированному экономическому управлению.
Таким образом, равенство и расширение экономических возможностей женщин не просто способствует их индивидуальному развитию, но и приносит значительные выгоды для общества в целом, повышая уровень жизни, способствуя экономическому росту и социальному прогрессу. Реализация этих принципов требует совместных усилий государств, частного сектора и гражданского общества, чтобы обеспечить устойчивое и равноправное благосостояние для всех.
Айдана Нұрланқызы