
Институт следственных судей внедрен в уголовный процесс с начала 2015 года и к сегодняшнему дню показал свою эффективность.
Образование следственных судов обусловлено реализацией 22-го шага Плана нации – 100 конкретных шагов, предусматривающего обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех процессуальных действий.
10 января 2018 года Главой государства подписан Указ об образовании специализированных следственных судов во всех областных центрах Республики.
В уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан внесены соответствующие изменения и с августа 2018 года в Республике начали функционировать специализированные следственные суды, в том числе в Уральске.
В компетенцию следственного судьи входит рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) лиц, осуществляющих досудебное расследование, прокурора, осуществляющего надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, досудебного расследования, санкционирование процессуальных действий, связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина на стадии досудебного расследования, то есть таким образом, осуществление судебного контроля за соблюдением конституционных прав человека и гражданина.
Изменения в любом законе обусловлена веянием времени. Всем известно, что мы являемся правовым государством, где действует принцип верховенства закона и для улучшения качества жизни населения необходимо, в первую очередь, вносить соответствующие изменения в законодательство.
Расскажу Вам про основные изменения в части расширения прав граждан, вовлеченных в уголовный процесс.
С введением в действие нового уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан в 2015 году, началась поэтапная передача санкционирования следственных действий в полномочия следственных судей. На сегодняшний день, в полномочия судей следственных судов входит санкционирование 18-ти видов следственных и процессуальных действий, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора, рассмотрение вопроса о реализации вещественных доказательств, по ходатайству стороны защиты истребование и приобщение в уголовное дело любых сведений, документов, предметов, имеющих значение для уголовного дела, а также назначение экспертизы. Все полномочия следственных судей определены в статье 55 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Главной задачей конечно же является – расширение прав граждан, вовлеченных в уголовный процесс и обеспечение баланса между обвинением и защитой, то есть обеспечение исполнения принципа состязательности на стадий досудебного производства.
В Уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрены различные способы обжалования. Жалобы на действия или же бездействие сотрудников органов уголовного преследования можно подавать соответствующие вышестоящие инстанции. Жалобы на действия руководства подается прокурору, а действия последнего можно обжаловать вышестоящему прокурору. Но вместе с тем, закон предусмотрел возможность обжалования действий всех этих органов в судебном порядке. То есть, граждане имеют право обратиться с жалобой напрямую следственному судье, минуя всех предусмотренных процедур.
Следственный судья, в свою очередь, в течении 10 суток принимает соответствующее решения по жалобе.
Наглядная статистика работы следственного судьи показывает, что за 12 месяцев 2024 г. в производство суда поступило 197 жалоб, из которых 122 возвращено и отозвано по различным причинам. Рассмотрено 75 жалоб, из которых 32 удовлетворено с признанием действий и решения органа незаконным, в удовлетворении остальных 43 жалоб было отказано.
В 1 квартале 2025 г. в производство суда поступило 58 жалоб, из которых 29 возвращено и отозвано по различным причинам. Рассмотрено 29 жалоб, из них удовлетворено 15 жалоб, в удовлетворении отказано 14 жалоб.
Анализ показывает, что большинство отзывов жалоб связаны с устранением нарушений самим органом до принятия соответствующего решения следственным судьей. Хотелось бы отметить, что число удовлетворяемых жалоб имеет динамическую нарастающую тенденцию.
Это является одним из свидетельством повышении доверия граждан к следственным судам.
Но в то же время с сожалением можно констатировать множество примеров, когда суду приходится вмешиваться в ход расследования уголовного дела. Основные нарушения допускаемые органом уголовного преследования – это затягивание хода расследования того или иного уголовного дела. Следователями оставляются без должного внимания ходатайства сторон, несвоевременно проводятся процессуальные действия, затягивание расследования в течение месяцев. Все эти факты порождают обоснованные жалобы со стороны заинтересованных участников уголовного процесса.
Но, с уверенностью можно сказать, что следственные суды повысят гарантии защиты конституционных прав граждан и будут способствовать усилению судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса.
Исмайлов А.К.
Председатель
специализированного
следственного суда г. Уральска