
В 2025 году Казахстан отмечает важную дату — 30 лет со дня принятия своей Конституции. Этот документ стал не просто юридической основой государства, а символом его независимости, суверенитета и стремления к прогрессу. За три десятилетия Конституция превратилась в надежный щит прав и свобод граждан, прочный фундамент для построения справедливого и гармоничного общества.
Основной закон является главным правовым документом, отражающим ценности народа и определяющим направления внутренней и внешней политики страны. В рамках международных научных форумов, таких как конференция «Конституция XXI века – верховенство права, ценность человека и эффективность государства» и IV Конгресс Ассоциации азиатских конституционных судов и аналогичных институтов, Президент Республики Казахстан К.К.Токаев подчеркнул: «Конституция заложила прочную правовую основу нашей независимости. В ней провозглашены высшие ценности — человек, его жизнь, права и свободы. Документ закрепил принципы территориальной целостности, общественного согласия, политической стабильности, верховенства закона и демократии. Эти положения легли в основу формирования новой казахстанской государственности» [1].
Конституция 1995 года закрепила ключевые принципы государственного устройства [2], среди которых:
- государственная независимость: Казахстан был провозглашен суверенным государством с четко определенными границами, что соответствует современным концепциям национальной идентичности и международного права о суверенитете;
- форма правления: установлена президентская республика с разделением властей (исполнительной, законодательной и судебной), что соответствует моделям разделения власти для обеспечения баланса и предотвращения узурпации;
- права и свободы человека: гарантированы равенство перед законом, свобода слова, собраний, вероисповедания — что является фундаментом демократических ценностей и соответствует международным стандартам прав человека (например, Всеобщей декларации прав человека);
- многонациональный характер: закреплен статус казахского народа как государственной нации при уважении к другим этносам, что отражает современные концепции межэтнического согласия и мультикультурализма;
- экономическая основа: признание рыночных отношений и частной собственности как движущих сил экономического развития страны — что соответствует современным теориям экономической либерализации и институциональной экономики (например, теории о роли институциональных факторов в стимулировании экономического роста).
Как свидетельствует история, в процессе подготовки и утверждения Конституции было проведено свыше 30 тысяч коллективных дискуссий и консультаций, в которых активно участвовали граждане, эксперты и представители различных общественных и государственных институтов. Эти обсуждения способствовали формированию консенсуса и обеспечили широкое общественное участие в создании Основного закона страны, что соответствует современным принципам демократии и гражданского участия, закрепленным в международных стандартах правового развития.
Референдум по принятию Конституции собрал в поддержку 90,6% избирателей, что является показателем высокого уровня гражданской ответственности и заинтересованности населения в судьбе государства. Такой высокий уровень участия свидетельствует о зрелости политической культуры и доверии к институтам власти. Большинство проголосовавших выразило согласие с новыми конституционными принципами, что подтверждает готовность общества к трансформации политической системы и принятию новых нормативных правовых основ.
С момента принятия Конституции происходили постоянные процессы ее адаптации к новым вызовам глобализации, развитию информационных технологий и изменению социально-экономических условий. В рамках современных научных подходов подчеркивалась важность динамической конституционной системы как механизма обеспечения устойчивого развития государства в условиях быстро меняющегося мира.
За весь период действия Конституции Казахстана в нее вносились важные изменения и дополнения в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 и 2022 годах.
Особенно значимой стала конституционная реформа 2022 года, инициированная Президентом Республики Казахстан К.К.Токаев, которая ознаменовала новый этап правовой модернизации политической системы страны и усовершенствования законодательных основ и правозащитных институтов. Эта реформа имела ярко выраженную правозащитную направленность и включала ряд ключевых мер, среди которых:
• законодательные поправки, направленные на усиление независимости судов. Расширены категории дел для суда присяжных, что способствует более справедливому рассмотрению дел. Решения суда имеют окончательную силу и не подлежат пересмотру ни должностными лицами, ни государственными органами;
• усиление роли национальных механизмов по защите прав человека. В стране полноценно функционирует институт Омбудсмена по правам человека. Указанный институт получил конституционный статус. Казахстан также назначил Омбудсменов по правам человека и ребенка, Омбудсмена для людей с особыми потребностями;
• воссоздание Конституционного Суда как важнейшего механизма защиты прав и свобод, куда напрямую могут обращаться граждане Казахстана. Конституционный Суд стал высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, ни одно должностное лицо и госорган не могут подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан и другие конституционные поправки.
Представляется возможным сегодня констатировать, что в новой редакции Конституции четко сформулированы и реально гарантированы конституционные права и свободы граждан. При этом Основной закон нашей страны также содержит исчерпывающий перечень конституционных инструментов защиты прав человека, отвечающих международным стандартам.
В области обеспечения прав человека и верховенства закона были также приняты следующие меры:
• принят Социальный кодекс, который направлен на всестороннюю поддержку уязвимых категорий граждан. Утверждена специальная выплата для лиц, занятых в опасных условиях труда;
• подписан Указ Президента «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона» в полном соответствии с международными обязательствами Казахстана;
• Казахстан отменил смертную казнь и передал от Министерства внутренних дел гражданские функции Министерству здравоохранения по обеспечению защиты прав осужденных на охрану здоровья. Казахстан ратифицировал Факультативные протоколы ООН о правах детей и инвалидов;
• ужесточена уголовная ответственность за пытки, усилен Национальный превентивный механизм борьбы против пыток, введено законодательное определение пыток и жестокого обращения;
• значительно усилена административная и уголовная ответственность за домашнее насилие. Возможность повторного примирения сторон в таких случаях законодательно исключена;
• принят закон, регулирующий отчисления детям из Национального фонда;
• принят новый закон о митингах, где вместо разрешительного введен уведомительный порядок, по итогам которого число мирных митингов в Казахстане кратно увеличилось;
• скорректирован закон о СМИ с целью создания более безопасного цифрового пространства.
Вышеназванные изменения и дополнения создали предпосылки для более эффективного функционирования всех ветвей власти, повышения качества законотворческой работы, что, в целом, направлено на укрепление режима конституционной законности в стране. Этому также способствовало придание нового статуса конституционного закону «О прокуратуре». Работа данного государственного органа должна усилить системную правозащитную деятельность и соответственно высший надзор за соблюдением законности на территории страны от имени государства.
В отличие от прежних действовавших практик, в современных условиях в Казахстане формируется качественно новое правовое пространство, предусматривающее все условия для самореализации граждан, открывается простор для дальнейшей демократизации общества.
Конституционные новеллы убедительно свидетельствуют об усилении потенциала права в целях обеспечения прямого доступа граждан к правозащитным механизмам, нивелирования социальных конфликтов и имеющихся противоречий и их предотвращения.
Таким образом, приняты нормы, нацеленные на укрепление социальной роли государства и его правозащитных институтов в части расширения участия населения в управлении страной, закрепления решения по отмене смертной казни, а также введения и усиления институтов Конституционного Суда и Уполномоченного по правам человека.
Также следует сказать, что Конституция Казахстана адаптировалась к вызовам времени, отражая изменения в политической и экономической ситуации в стране. Внесенные поправки в Основной закон были направлены на обеспечение эффективности государственного управления. Эти изменения позволяют Конституции соответствовать новым реалиям и вызовам.
Президент Республики Казахстан К.К.Токаев отметил, что «содержание Конституции совершенствуется и обновляется в соответствии с требованиями времени, и это закономерно. Казахстан динамично развивается, процессы трансформации охватывают сегодня весь мир, поэтому в текст Основного закона включаются дополнительные правовые механизмы и нормы, отражающие новые реалии» [1]. По словам Главы государства, сегодня основными задачами, стоящими перед нашей страной, являются последовательное укрепление общепризнанных демократических принципов, усиление гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, Конституция является динамичным правовым механизмом, отвечающим требованиям времени и потребностям общества.
В данном контексте приоритетными вопросами выступают задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, так как от их качественного и своевременного решения зависит соблюдение общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека, раскрытие и реализация возможностей каждой личности, ее нормальная жизнедеятельность в различных социальных общностях.
Другими словами, современная повестка дня в числе важной и значимой обязанности государства содержит правовое обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. Это обусловлено и тем, что от надлежащей реализации прав и свобод человека и гражданина и их защиты в значительной степени будет зависеть качество и динамизм решения социально-экономических, политических, культурных и многих других проблем общества.
Известно, что права и свободы человека и гражданина являются результатом их социального взаимодействия и жизнедеятельности. При этом изначально все граждане имеют определенный объем собственных целей и интересов, который не всегда может соответствовать другим предпочтениям, вследствие чего возникает закономерное противоборство, которое должно решаться посредством правового урегулирования.
Поэтому роль правовых регуляторов и, прежде всего, Основного закона страны состоит в упорядочении процессов социального и социально-государственного взаимодействия, гармонизации индивидуальных, общественных и государственных интересов, обеспечения защиты нарушенных прав и свобод, тем самым будет обеспечено поступательное развитие личности, общества и государства на основе конституционно-правовых норм.
Содержащиеся в Конституции страны нормы служат базой для развития национального законодательства Республики в части возникновения новых правовых норм, которые дополняют и усиливают имеющиеся конституционно-правовые механизмы.
Как справедливо отмечено в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента РК от 15 октября 2021 года № 674, «следует продолжить развивать потенциал, заложенный в положениях важнейшего правового документа – Конституции, поскольку неукоснительное соблюдение конституционных прав и гарантий является залогом достижения высоких задач, поставленных перед государством» [3].
Вместе с тем, нормы Конституции Республики Казахстан как Основного закона государства являются ключевыми факторами для реализации прав и свобод человека и гражданина в стране. В этой связи, представляется важным, чтобы объем прав и свобод человека и гражданина стал неотъемлемой частью национальной законодательной системы для того, чтобы на практике реализовывались стандарты прав и свобод человека и гражданина, а допускаемые в этой сфере нарушения подвергались осуждению и санкциям.
Важно отметить, что Республика Казахстан проводит полномасштабные демократические и правовые реформы, защищая права и свободы человека и гражданина в полном соответствии со своими международными обязательствами.
Признание приоритета прав человека, в том числе и международных стандартов в данной сфере, является качественно новой характеристикой, позволяющей отнести Республику Казахстан к категории современных стран.
Принимая на себя обязательства по обес¬печению прав и свобод человека и гражданина, государство имеет право требовать от личности такого поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственнос¬ти за их невыполнение.
Данная практика общепризнана во всем мире и соответствует международным предписаниям и требованиям, которые вырабатываются на международных встречах, где принимаются соглашения, предметом которых являются права и свободы человека и гражданина.
Эти соглашения устанавливают для государств реальные нормы поведения, налагающие на них определенные обязанности по отношению к собственным гражданам.
Сам факт появления новых соглашений по защите прав человека свидетельствует о растущем понимании значимости самих прав человека.
Это достижение не только для защитников прав человека, но и для всех граждан, в целом. Результатом этих успехов стала разработка большого и сложного свода документов по правам человека, а также процедур их выполнения. Только в рамках ООН существует более сотни документов, относящихся к правам человека, и если мы к ним добавим документы, принятые на региональном уровне, цифра будет еще более значительной.
Наиболее важным универсальным документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Она получила настолько широкое признание, что ее изначально необязательный характер изменился, и теперь на нее часто ссылаются как на юридически обязательный документ обычного международного права. Этот документ по правам человека вдохновил мировое сообщество на принятие десятков других международных и региональных документов, сотен национальных конституций и других законодательных актов.
Известно, что Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, в которых изложены права человека и основные свободы, на которые имеют право все мужчины и женщины в мире, не подвергаясь никакой дискриминации. Она охватывает как гражданские и политические права, так и социальные, экономические и культурные права.
Руководствуясь международными нормами о правах человека, другие зарубежные страны ввели такие стандарты в свои конституции и в национальные законодательства. Они также предусматривают механизмы компенсации за нарушение прав человека на национальном уровне.
Чтобы провозглашенные конституциями государств и признанные международными соглашениями права и свободы человека реализовывались на деле, а национальные и международные средства и институты защиты прав человека могли с определенностью установить реальное состояние дел в этой области, необходимо унифицировать единые международные измерения, признаваемые мировым сообществом.
Именно поэтому в каждом соглашении принято говорить о том, какое содержание вкладывается в то или иное право человека, каковы его согласованные международным сообществом параметры.
Один из основополагающих постулатов многих международных соглашений о правах человека состоит в том, что признание естественного стремления каждого человека к благосостоянию и счастью, достоинству, обеспечению равных и неотделимых прав всем членам мирового сообщества являются общей основой свободы, справедливости и мира на планете.
Следует отметить, что все права человека универсальны, неразделимы и взаимозависимы друг от друга. В этой связи, самым действенным способом защиты прав и свобод человека и гражданина является усвоение каждым индивидом общепринятых правил социального поведения. В этом и состоит один из важнейших аспектов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан.
Таким образом, Конституция, рожденная единой всенародной волей, стала стабильной, прочной и созидательной основой развития страны, закрепившая главные ценности Республики Казахстан, на основе которых мы вместе строим наше общее будущее: Независимость, Мир, Справедливость, Закон и Порядок.
В год 30-летия Конституции Республики Казахстан, мы твердо можем сказать: Конституция показала свою жизненную силу. И этот рубеж — доказательство того, что ценности, которые народ Казахстана провозгласил главными, являются залогом уверенного прогресса страны в перспективе.
Нормы Основного закона создали за этот период надежный заслон любым нарушениям законности в части эффективного и своевременного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Они сформировали качественно новое правовое пространство в Республике, открывающее простор для самореализации граждан и дальнейшего развития страны.
Ещанов Алмаз Шукирович
Профессор Академии правоохранительных органов
при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
доктор юридических наук, профессор,
старший советник юстиции,
почетный работник образования Республики Казахстан