ЭТАПЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАКТА О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ ООН В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РК (научное исследование)

Международный пакт по гражданским и политическим правам, принятый в 1966 году, является одним из краеугольных камней международной системы защиты прав человека. Он закрепляет фундаментальные свободы и гарантии – от права на жизнь и свободу выражения мнений до права на справедливое судебное разбирательство. Для Республики Казахстан, стремящейся модернизировать своё законодательство и интегрироваться в мировое сообщество после обретения независимости, имплементация положений Пакта стала важным направлением реформирования правовой системы.
В статье рассматривается начало реформ и анализ международных стандартов в РК, конституционное закрепление принципов Пакта, законодательная адаптация и гармонизация норм, а также создание механизмов контроля и правоприменения. Эти шаги позволили выстроить систему, в рамках которой граждане получили реальные инструменты защиты своих прав, а государство – возможность контроля за соблюдением международных обязательств.
Этап законодательной адаптации и гармонизации норм стал важным звеном в переходе Казахстана к правовому государству, соответствующему международным стандартам. Принятие специализированных законов, внесение поправок в ключевые кодексы и разработка механизмов правоприменения обеспечили не только формальное признание международных обязательств, но и создали прочную правовую основу для практической защиты гражданских прав.

С началом 1990-х годов, в период становления независимого государства, Казахстан столкнулся с необходимостью создания правового механизма, соответствующего международным нормам. На этом этапе проводились:

  • исследования существующих правовых норм и их сопоставление с международными стандартами;
  • консультации с экспертами, представителями правозащитных организаций и международными институтами, что позволило выработать стратегию дальнейших реформ;
  • разработка концептуальных основ, в рамках которых планировалась интеграция положений Пакта в национальное законодательство Республики Казахстан.
    Эти меры способствовали формированию правовой базы, способной впоследствии обеспечить защиту гражданских и политических прав в Казахстане на уровне, признанном мировым сообществом.
    Одним из важнейших шагов в имплементации международных норм стало принятие Конституции Республики Казахстан в 1995 году. Новый основный закон включил:
  • гарантии основных прав и свобод, что отражало основные принципы Пакта;
  • положения, направленные на защиту свободы слова, собраний и других гражданских прав.
    В последующие годы Конституция подвергалась ряду изменений и дополнений, что позволяло укреплять институциональную защиту прав человека и адаптировать национальное законодательство к международным обязательствам.
    Разработка и принятие специализированных законов.
    После закрепления базовых принципов в Конституции последовал этап активного формирования нормативной базы, которая проявилась в следующем виде:
  • в виде принятия законов, направленных на защиту гражданских свобод, включая вопросы свободы выражения, права на личную неприкосновенность и равенства перед законом;
  • гармонизации существующего законодательства с международными стандартами посредством внесения поправок в уголовное, административное и гражданское законодательство;
  • разработки нормативных актов, регулирующих работу государственных органов в сфере защиты прав человека и обеспечивающих эффективное правоприменение.
    Эта законодательная работа обеспечила не только формальное признание международных обязательств, но и создала предпосылки для практической реализации прав граждан в повседневной жизни.
    Организационные и институциональные реформы.
    Имплементация Пакта не ограничивалась лишь принятием законов – важно было обеспечить их эффективное применение. Для этого потребовалось:
  • создание независимых судебных органов, гарантирующих справедливость и защиту прав граждан;
  • учреждение института омбудсмена и правозащитных комиссий, призванных следить за соблюдением прав человека на всех уровнях государственной власти;
  • разработка механизмов внутреннего и внешнего мониторинга, позволяющих оценивать эффективность принятых мер и оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Помимо изучения законов, научное исследование включает обзор научной литературы, политических документов и отчетов международных региональных организаций, а также проведение экспертных опросов и интервью с заинтересованными сторонами.

Методологическую основу исследования составляют использование доктрины современного международного права, диалектико-материалистический метод познания, а также методы логического, системно-структурного, конкретно-социологического, а также анализа и синтеза.
Методологической основой исследования являются основные положения правовой науки, которые в соответствии с общенаучными принципами и подходами к построению прикладных теоретических исследований объясняются по теме, рассматриваемой в статье.
Подготовительный период и формирование концепции стали краеугольным камнем реформирования правовой системы Казахстана в начале 1990-х годов. В этот период, на фоне становления независимого государства и выхода из наследия советской правовой системы, возникла необходимость адаптировать национальное законодательство к новым реалиям и международным стандартам, в частности к положениям Международного пакта по гражданским и политическим правам 1966 года (Международный пакт по гражданским и политическим правам 1966 года).
Рассмотрим подробно основные направления работы на этом этапе:

  1. Анализ существующих правовых норм.
    Переход от советской системы к новым реалиям. До 1990-х годов правовая система Казахстана основывалась на нормах, разработанных в условиях советской идеологии, где акцент делался на государственный контроль, централизованное управление и ограниченное признание прав личности. В условиях переходного периода необходимо было провести глубокий анализ существующего законодательства, чтобы выявить:
  • наличие пробелов и несоответствий: в этой связи исследователи и юристы-практики сопоставляли нормы национального законодательства с международными стандартами, закреплёнными в Пакте. Это включало детальное изучение Конституции, законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы понять, какие положения нуждались в модернизации или в полной переработке;
  • влияние устаревших норм на защиту прав граждан. С учетом этого был проведён анализ того, как старые нормативные акты ограничивали свободы личности, создавали пробелы в правовой защите граждан и препятствовали внедрению принципов правового государства, характерных для современных международных стандартов;
  • влияние международного опыта. Особое внимание уделялось опыту стран, уже успешно адаптировавших международные нормы в своём законодательстве. Это позволяло определить лучшие практики, которые могли быть применены в Казахстане для создания эффективного механизма защиты прав человека.
  1. Консультации с экспертами, правозащитными организациями и международными институтами.
    Возникла необходимость в привлечении экспертизы для формирования нового курса. Для успешной имплементации международных стандартов было необходимо не только выявить проблемы, но и разработать пути их решения. Поэтому на данном этапе проводились масштабные консультации, в ходе которых участвовали:
  • национальные и международные эксперты. Участие специалистов в области конституционного и международного права, правозащитников, представителей академического сообщества позволило сформировать объективное представление о том, как современные международные нормы могут быть адаптированы к реалиям Казахстана;
  • правозащитные организации, роль которых заключалась в оценке практики защиты прав граждан в стране, выявлении недостатков и формулировании рекомендаций для совершенствования законодательства. Совместные встречи и семинары способствовали обмену опытом и построению диалога между государственными структурами и общественными институтами;
  • международные организации (например, ООН). Представители международных организаций, институтов предоставляли консультационную поддержку, помогая лучше понять суть и значение положений Пакта. Это сотрудничество способствовало выработке стратегии, соответствующей как внутренним потребностям Казахстана, так и международным обязательствам.
  1. Разработка концептуальных основ реформ.
    Формирование стратегического плана адаптации международных стандартов. На основе проведённого анализа и полученных рекомендаций была разработана концепция реформ, включающая несколько ключевых направлений:
  • определение приоритетов реформ. На данном этапе было решено, что в первую очередь необходимо обеспечить защиту основных прав и свобод граждан. Для этого концепция реформ включала предложения по изменению и дополнению Конституции, а также по разработке новых нормативных актов, гарантирующих свободу слова, собраний, личную неприкосновенность и равенство перед законом (Конституция РК 1995 года);
  • разработку стратегического плана. В этой связи создавались дорожные карты реформ, определялись этапы и сроки реализации, а также разрабатывались механизмы мониторинга и оценки эффективности проводимых изменений. Такой план позволял координировать работу различных государственных органов и обеспечивать системное внедрение международных стандартов (Дорожная карта 2019 года);
  • согласование концепции с национальными интересами. При таком согласовании важно было обеспечить, чтобы принятые решения соответствовали историческим, культурным и социально-политическим особенностям Казахстана. Это позволяло создать правовую систему, которая не только соответствовала международным обязательствам, но и учитывала специфические потребности общества.
    В чем состояло значение подготовительного этапа? Подготовительный период стал основой для дальнейших успешных реформ в области защиты гражданских и политических прав. Его значимость проявлялась в:
  • формировании правовой базы. При этом проведённый анализ и консультации позволили создать фундамент для будущих законодательных изменений, обеспечивая переход от устаревшей государственной системы к современной модели правового государства;
  • интеграции международных стандартов: благодаря интеграции и детальному изучению международного опыта и взаимодействию с экспертами, Казахстан смог заложить основы гармонизации национального законодательства Республики Казахстан и положений Международного пакта по гражданским и политическим правам;
  • установлении диалога между государством и обществом. Нужно подчеркнуть, что консультации с правозащитными организациями и международными институтами способствовали формированию открытой системы обсуждения и принятия решений, что повысило уровень доверия граждан к проводимым реформам.
    Таким образом, этап подготовки и формирования концепции стал не просто сбором данных и консультаций, а настоящим фундаментом для масштабных преобразований в правовой системе Казахстана. Именно благодаря этому этапу последующие реформы смогли опираться на глубокий анализ, международный опыт и стратегическое планирование, что позволило создать условия для эффективной защиты гражданских и политических прав на национальном уровне в стране.
    Конституционное закрепление принципов Пакта стал ключевым этапом в трансформации правовой системы Республики Казахстан. Принятие новой Конституции в 1995 году не только сформировало основу для формирования современного государства, но и стало важным шагом для интеграции международных стандартов, в том числе положений Международного пакта о гражданских и политических правах.
    Принятие Конституции 1995 года.
    Эта Конституция привела к формированию нового правового порядка. В условиях распада советской системы Казахстану требовалась основа, на которой нужно было построить независимое государство, ориентированное на защиту прав человека. Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, стала первым документом, в котором были заложены принципы, гарантии основных прав и свобод, соответствующие международным нормам. Среди них можно выделить:
  • гарантии основных прав и свобод. Конституция закрепила права граждан на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, отражая ключевые положения Международного пакта о гражданских и политических правах. В частности, в главе II «Права и свободы человека и гражданина» детально описаны свобода выражения мнения, свобода собраний, права на справедливый судебный процесс и другие гарантии (Конституция РК 1995 года);
  • адаптация законов Казахстана международным стандартам. Введение этих гарантий стало важным шагом по обеспечению адаптации законодательства страны к мировым стандартам. При этом нормы Конституции соответствуют основным принципам Пакта, принятого в 1966 году, что свидетельствует о намерении государства обеспечить защиту гражданских и политических прав казахстанских граждан на уровне, признанном международным сообществом.
    Защита свободы слова, собраний и других гражданских прав.

Проходил процесс конкретизации основных свобод. Одной из приоритетных задач при разработке Конституции было обеспечение широких правовых гарантий для реализации свободы слова, собраний и ассоциаций таких, как:

  • свобода слова и информации. Конституция предусматривает возможность свободного выражения мнений, что является краеугольным камнем демократии и позволяет казахстанским гражданам участвовать в общественных и политических процессах. Эти положения соотносятся с требованиями Пакта, направленного на защиту права на свободу выражения и получения информации;
  • свобода собраний и ассоциаций. Гарантии свободы собраний позволяют гражданам организовываться и выражать свою позицию посредством мирных демонстраций и митингов, что также соответствует международным стандартам по защите гражданских прав.
    Последующие изменения и совершенствование Конституции.
    Динамика законодательных реформ проявилась сразу после принятия Конституции в 1995 году: правовая система Казахстана продолжала развиваться, а сам основной закон подвергался ряду изменений и дополнений. Это позволило:
  • укреплять институциональную защиту прав человека. Внесённые изменения корректировали и уточняли положения, касающиеся свободы слова, права на справедливый суд и других гражданских прав. Например, поправки, внесённые в Конституцию Республики Казахстан в последующие годы, усиливали контроль за соблюдением прав граждан и вводили дополнительные механизмы ответственности государственных органов;
  • адаптировать казахстанское законодательство к международным обязательствам.
    Ряд поправок был направлен на дальнейшую гармонизацию национального законодательства с международными стандартами, что позволяло Казахстану отвечать вызовам глобализации и укреплять доверие международного сообщества к своей правовой системе. Законодательная адаптация и гармонизация норм привели к формированию специализированной нормативной базы, обеспечивающей практическую реализацию международных стандартов в сфере защиты гражданских прав.
    Принятие специализированных законов
    После закрепления основных принципов в Конституции РК начался процесс разработки и принятия законов, направленных на защиту прав граждан, в том числе в отношении свободы выражения мнения и информации. Принятие закона «О средствах массовой информации» стало важным шагом для обеспечения свободы слова. Этот закон регулирует деятельность СМИ, гарантируя право граждан на доступ к информации и свободу выражения, что соответствует положениям Пакта (Закон РК «О средствах массовой информации» 2024 года).
    Законодательство обеспечивает защиту личной неприкосновенности и равенства перед законом. В рамках реформ проводились изменения в нормативно-правовых актах, регулирующих гражданско-правовые отношения. Так, Гражданский кодекс Республики Казахстан претерпевал изменения для обеспечения равных прав всех граждан и защиты их личной неприкосновенности (Гражданский кодекс РК 1994 года).
    Гармонизация законодательства с международными стандартами.
    Вносились поправки в ключевые кодексы. Для адаптации законодательства к международным обязательствам проводилась гармонизация норм в различных сферах. В Уголовном кодексе Республики Казахстан были внесены поправки, направленные на обеспечение справедливости и гуманизации уголовного правосудия. Изменения предусматривали усиление мер по защите прав личности и соответствие международным требованиям в части недопустимости пыток и жестокого обращения (Уголовный кодекс РК 2014 года).
    Глава казахстанского государства К. Токаев проявил инициативу о полной отмене смертной казни, в связи с чем Республика Казахстан ратифицировала второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах: «Согласно Протоколу, участвующие в нем государства считают, что отмена смертной казни способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека. Также участники Протокола соглашаются, что ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства, не подвергается смертной казни. Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции» (К.Токаев поручил начать процедуру присоединения к Международному пакту, отменяющему смертную казнь. — https://www.kt.kz/rus/politics/tokaev_poruchil_nachat_protseduru_prisoe- dineniya_k_1377892518.html).
    Поправки в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях способствовали совершенствованию механизмов защиты граждан от неправомерных действий государственных органов и отдельных должностных лиц (Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях 2014 года). Эти изменения позволили не только формально признать международные стандарты, но и обеспечить практическую защиту прав граждан в повседневной жизни.
    Разработка нормативных актов по правоприменению.
    Серьезное внимание было уделено регламентации деятельности государственных органов. Для эффективного применения норм, закреплённых в основных законах, были разработаны нормативные акты, регулирующие деятельность государственных институтов в сфере защиты прав человека посредством механизмов контроля и мониторинга. Создавались правила и процедуры для работы правозащитных органов, омбудсмена и других институтов, осуществляющих контроль за соблюдением прав и свобод человека. Это позволяло оперативно реагировать на нарушения и обеспечивало механизм привлечения к ответственности.
    Помимо кодексов, разработка инструкций для государственных служащих и специализированных ведомств способствовала унификации подходов к защите прав граждан, что стало важным звеном в цепочке эффективного правоприменения.
    Создание механизмов контроля и правоприменения представляет собой завершающий, но крайне важный этап имплементации Международного пакта, поскольку даже самые продвинутые законы будут иметь эффективность только при наличии действенных инструментов их реализации.
    В этом направлении следует понимать создание независимых судебных органов. Нужны гарантии независимости судебной власти. Независимость судебной системы является фундаментальным условием для обеспечения справедливости и защиты прав граждан. Это положение закреплено в Конституции Республики Казахстан (1995 года), где в соответствующих статьях (например, статьи 20 и 109) провозглашается принцип независимости судей и судебных органов. Кроме того, нормативное регулирование судебной системы детализируется в специальном законодательном акте – Конституционном законе Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
    Важным средством защиты прав человека является учреждение в Казахстане института омбудсмена и правозащитных комиссий. Институт омбудсмена стал важным механизмом защиты прав граждан. Одним из важных инструментов контроля за соблюдением прав человека стало создание института уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Этот институт обеспечивает оперативное реагирование на случаи нарушения прав и предоставляет гражданам возможность защиты их законных интересов вне судебного процесса (Об Уполномоченном по правам человека в РК, 2022 год).
    Немаловажным в деле имплементации представляется разработка механизмов внутреннего и внешнего мониторинга. Для того чтобы принятые законы не оставались лишь формальными документами, было необходимо создать системы мониторинга их исполнения внутреннего контроля. Государственные органы республики разработали и внедрили специальные подразделения, ответственные за контроль за соблюдением прав граждан внутри ведомств. Такие механизмы предусматривают регулярные проверки и анализ работы органов, обеспечивая оперативное реагирование на выявленные нарушения. Независимые правозащитные организации и общественные институты получили возможность проводить независимый мониторинг правоприменительной практики. Для этого разработаны нормативные акты, устанавливающие порядок взаимодействия государственных структур с гражданским обществом, а также механизм привлечения к ответственности за нарушение прав человека (Приказ Министра юстиции Республики Казахстан, 2023 год).
    Создание механизмов контроля и правоприменения стало завершающим, но критически важным этапом имплементации международных стандартов в Казахстане. Независимые судебные органы, учреждение института омбудсмена и разработка комплексных механизмов мониторинга вместе сформировали систему, благодаря которой граждане получили реальные инструменты защиты своих прав, а государство – возможность оперативного контроля за соблюдением международных обязательств.
    Имплементация Международного пакта по гражданским и политическим правам 1966 года в законодательство Республики Казахстан прошла через несколько последовательных этапов – от формирования концепции и внесения основных принципов в Конституцию до создания полноценной системы правоприменения. Несмотря на достигнутые успехи, процесс реформ остаётся динамичным и требует дальнейшего совершенствования, особенно в части практического применения норм в условиях изменяющейся социально-политической ситуации. Такой подход позволяет Казахстану не только соответствовать международным стандартам, но и обеспечивать стабильную защиту прав и свобод своих граждан.
    В процессе проведения данного научного исследования были изучены и использованы следующие первоисточники: Международный пакт о гражданских и политических правах. (1966). https://online.zakon.kz/Document/? doc_id=1010760; Конституция Республики Казахстан (1995). — https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000;_ Дорожная карта» по имплементации Соображений Комитета по правам человека, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. https://kkassiyet.wordpress.com/wp-content/uploads/2020/04/rm-jovtise-valetov01.11. 2019.pdf; Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации».https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013966;Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001000;_ Уголовный кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V ЗРК. https://adilet.zan. kz/rus/ docs/ K1400000226; Об административных правонарушениях — Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. https://adilet.zan.kz/rus/docs/ K 14000002 35; Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». https://online.zakon. kz/Document/? doc_id=1021164; Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан — Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 154-VII ЗРК. https://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z2200000154/links; Об утверждении Правил проведения правового мониторинга Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 11 июля 2023 года № 471. https://adilet.zan. kz/rus/docs/V2300033069.

Сайрамбаева Жулдыз Талгатовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Казахского национального университета имени аль-Фараби
Нуртай Мадина Нуртаевна – старший преподаватель кафедры государственного и административного права Таразского университета университета имени М.Х.Дулати, магистр юридических наук