Перспективы внедрения административной юстиции в Республике Казахстан

2 сентября 2019 года в Послании народу Казахстана Глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил задачу – внедрить административную юстицию.
Тема внедрения и функционирования административной юстиции в Республике Казахстан обсуждается уже более десяти лет, и является одной из ключевых задач, стоящих перед нашим государством в рамках реализации правовых реформ.
Как многим известно, в большинстве европейских стран институт административной юстиции функционирует в виде административного судопроизводства и административных судов. Обязательным признаком таких судов является рассмотрение именно публично-правовых споров между частным лицом и органом власти.
В Казахстане публично-правовые споры частных лиц с государственными органами разрешаются в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РК общими судами. Например, дело по спору между гражданином и государственным органом рассматривается судом общей юрисдикции. Спор между юридическим лицом и государственным органом – в специализированном экономическом суде. В то же время, специализированные административные суды в нашей республике рассматривают большое количество дел об административных правонарушениях, жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, а также мелкие уголовные дела, за совершение которых предусматривается административная мера взыскания в виде штрафа, лишения права управления транспортным средством, а также ареста.
На сегодняшний день, в рамках реализации реформ судебной системы, Верховным Судом РК, с участием Министерства юстиции РК, ученых, представителей государственных и правоохранительных органов, разработан Проект Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК). В нем объединены два законопроекта: об административных процедурах и административно-процессуальный кодекс.
Необходимость принятия вышеназванного кодекса предусмотрена в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года (далее – Концепция), утвержденной Елбасы.
Согласно положениям Концепции, указано, что следует обеспечить последовательную реализацию в законодательстве курса на строительство демократического, правового, светского и социального государства, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства права, разделения единой государственной власти на ветви и их согласованного функционирования с использованием системы сдержек и противовесов.
В этом программном документе изложены первоначальные пути по созданию в Казахстане административной юстиции. Настало время выработать судебные механизмы защиты прав человека от нарушений со стороны публичной администрации, поскольку, как подчеркнул Президент государства в Послании народу Казахстана — «на сегодняшний день граждане и государственные органы в публично-правовых спорах находятся в неравных условиях».
В этой связи, в республике ведется целенаправленная работа по совершенствованию уголовного и административного законодательства. На конференциях, круглых столах обсуждается вопрос об исключении некоторых составов правонарушений из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП РК) и передачи их в Уголовный кодекс РК в качестве уголовных проступков.
В отличие от гражданского судопроизводства, по которым рассматриваются частноправовые споры, предметом административного судопроизводства должны быть публично-правовые споры с участием государственного органа. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что деятельность публичной администрации (государственных органов) должна быть под контролем со стороны административных судов. Именно контроль со стороны административной юстиции должен быть закреплен в Проекте АППК РК.
Проект АППК РК направлен на регулирование общественных отношений, связанных с реализацией административных процедур, а также на разрешение публично-правовых споров в административных судах.
Как считают многие ученые-юристы: «административные суды должны разрешать споры лиц с публичной администрацией, а не налагать административные взыскания, поскольку административная юстиция является правозащитным, а не карательным по отношению к лицу институтом. Только в таком случае, судьи административных судов своими решениями смогут внедрять в деятельность государственных органов лучшие мировые стандарты качественного управления».
Основной целью административной юстиции является предоставление возможности оперативно, четко, справедливо и законно регулировать отношения частных лиц с государственными органами. При этом, задача административной юстиции – охрана прав и свобод граждан от незаконных действий (бездействий) органов государственного управления.
В этой связи, полагаем, что внедрение административной юстиции на базе административных судов в нашем государстве, в первую очередь, будет способствовать улучшению работы различных государственных органов, а также повлияет на качество выносимых решений публичной администрации.
Так, к примеру, результаты рассмотрения дел в специализированных административных судах в порядке главы 44 КоАП РК — Обжалование действий (бездействий) и решений органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а также главы 44-1 КоАП РК – Рассмотрение дел об административных правонарушениях судами, обжалование, опротестование в суде постановлений по делам об административных правонарушениях, предписаний, постановлений вышестоящего органа (должностного лица) показывают негативные последствия незаконных решений, действий и бездействий государственных органов.
В случае отмены постановления государственного органа в административном суде, судья реагирует на незаконные действия со стороны должностного лица и выносит частное постановление в адрес руководства государственного органа. Поэтому каждый подобный факт способствует устранению нарушений в работе органов власти, влияет на качество выносимых решений. Кроме того, осознание государственным служащим того, что его действия (бездействия), принимаемые решения могут быть оспорены в административном суде, приводит его к щепетильному отношению к своим должностным обязанностям, учету всех возможных последствий принимаемых решений. И этот контроль со стороны суда положительно сказывается на работе государственных органов.
В соответствии со ст.1 Конституции нашего государства, Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Исходя из вышеуказанного, полагаем, что принятие АППК РК должно стать важным шагом в развитии правового государства нашей республики.
Считаем, что систему административной юстиции целесообразно создать на базе действующих административных судов, где в перспективе будут рассматриваться публично-правовые споры между гражданами и органами государственного управления. При этом, необходимо позаботиться, чтобы компетенция между административными и другими судами была четко разграничена.
Изучая перспективу создания и функционирования административной юстиции в Республике Казахстан, также с учетом зарубежного опыта, предлагаем учесть в АППК РК принципы и процедуры административного судопроизводства, такие, как принцип состязательности, возможности быть выслушанным в ходе разбирательства дела, презумпции вины государственного органа; возможность суда приостановить действие обжалованного решения до разрешения спора, инициативность суда по сбору и истребованию доказательств с целью полного выяснения всех обстоятельств по делу, разумные сроки рассмотрения дела.
Кроме того, в перспективе, считаем возможным решить вопрос о передаче рассмотрения дел об административных правонарушениях уполномоченным органам, а также об исключении из юрисдикции административных судов дел об административных проступках, поскольку дела о проступках, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы (арест), принудительных работ, лишения специального права, — изначально являются уголовными, и поэтому должны рассматриваться уголовными судами.
На наш взгляд, АППК РК необходимо рассматривать исключительно как инструмент административной юстиции, то есть для защиты прав частных лиц от нарушений со стороны органов власти.
Вместе с тем, полагаем, что тщательное изучение международного опыта по созданию и развитию административной юстиции, в особенности – немецкой модели функционирования данного института, позволит выработать основные пути ее внедрения с учетом особенностей национального права.
Надеемся, что вышеуказанные предложения будут способствовать созданию и развитию в Республике Казахстан эффективного административного судопроизводства и авторитетных административных судов по рассмотрению публично-правовых споров, а механизмы административной юстиции получат высокий уровень доверия у граждан.

Айым Шаяхметова
Судья СМАС г.Алматы