В настоящее время мир переживает стремительную трансформацию. Глобальные перемены коснулись всех сфер жизнедеятельности человека. Но в этом мире переменных величин есть одна постоянная фундаментальная ценность – это единство общества и межнациональное согласие.
Единство и согласие являются важнейшими факторами, определяющими устойчивость развития страны. Именно поэтому вопросы построения миролюбивого и открытого общества, обеспечения доступа к правосудию для всех и создания эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях выделены в отдельную цель в рамках Повестки дня до 2030 года.
Приоритетность Цели в области устойчивого развития 16 «Мир, правосудие и эффективные институты» (далее – ЦУР 16) также обусловлена тем, что справедливые и эффективные системы правосудия, столь важные для инклюзивного развития, остаются недоступными для порядка 5 миллиардов человек.
Достижение ЦУР 16 является основой для качественной реализации большинства других целей в области устойчивого развития.
Казахстан на постоянной основе совершенствует механизмы реализации политики в области защиты прав личности, повышения эффективности правоохранительной и судебной систем, противодействия коррупции. Уделяется большое внимание обеспечению эффективности, подотчетности и прозрачности деятельности институтов, а также международной и региональной безопасности.
В целях совершенствования системы защиты конституционных прав и свобод граждан с 2002 года в стране работает институт Уполномоченного по правам человека (далее – УПЧ), призванный защищать права человека от посягательств государственных должностных лиц, обеспечивать развитие законодательства и правоприменительной практики, разрабатывать и внедрять просветительские программы.
За годы своей работы УПЧ в Республике Казахстан занял важное место в национальной правовой системе как эффективный механизм защиты, восстановления и продвижения прав и свобод человека и медиатор в отношениях государственных органов и гражданского общества.
При осуществлении своей деятельности учреждение УПЧ тесно взаимодействует с НПО и гражданским обществом. Так, представители неправительственного сектора являются участниками экспертного и координационного советов, а также рабочих групп при УПЧ.
Ярким примером конструктивного взаимодействия государственных органов и неправительственного сектора является деятельность Национального превентивного механизма против пыток (далее – НПМ). НПМ, учрежденный в 2014 году, предоставляет широкий спектр полномочий и независимости представителям общественности в проведении превентивных посещений закрытых государственных институциональных учреждений.
За весь период функционирования НПМ, его участники осуществили около 2500 превентивных посещений в различные учреждения закрытого типа. Расширен мандат НПМ путем включения детских и социальных институциональных учреждений. Предметные рекомендации участников НПМ внесли определенный вклад в модернизацию системы правоохранительных органов и реализацию институциональных реформ в области верховенства права.
В Концепции правовой политики РК отмечена необходимость рассмотрения вопроса по повышению эффективности деятельности института УПЧ в стране. В настоящее время проводится работа по дальнейшему развитию конституционного положения об УПЧ. В частности, обсуждается возможность совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей его деятельности и институционального укрепления.
В республикее также создана правовая база в сфере защиты прав детей. Детям гарантируется общедоступность и бесплатность среднего образования. Благодаря развитию государственно-частного партнерства решается проблема полного охвата детей дошкольным образованием и воспитанием.
Каждый ребенок в стране имеет право на пользование современными и эффективными услугами системы здравоохранения, а также средствами лечения болезней и восстановления здоровья в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Дети с ограниченными возможностями, а также ВИЧ-инфицированные, больные СПИД имеют право на получение бесплатной медико-педагогической коррекционной поддержки в организациях образования и здравоохранения.
В целях обеспечения защиты детства и совершенствования национальной системы защиты прав ребенка, в 2016 году был учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка.
Более того, страна совершенствует практику в области обеспечения правосудия для детей. Так, за последние десять лет Казахстан осуществил ряд реформ, которые позволили повысить соответствие системы правосудия по делам несовершеннолетних международным стандартам, таким как замена уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия, укрепление поддержки детям, оказавшимся жертвами и свидетелями преступлений, а также оказание комплексных услуг детям в конфликте с законом.
В Казахстане проведена модернизация судебной системы, в рамках которой был осуществлен переход к трехуровневой системе правосудия, обеспечена независимость порядка отбора и назначения судей, принят новый этический кодекс судей, внедрена полная автоматизация судебного делопроизводства и распределения судебных дел, а также непрерывная аудиовидеозапись всех судебных процессов. Осуществлен переход от карательно-репрессивных методов и обвинительного уклона в уголовном процессе к практике гуманизации в судопроизводстве. Данные меры позволили сократить уровень тюремного населения с 289 (2014 г.) до 168 (2019 г.) на 100 тыс. человек .
Укрепляется введенный с 2015 года институт следственных судей, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного производства. Принципиальное изменение в сфере прокурорского надзора – это исключение «общего надзора» из функций прокуратуры. Новый облик прокуратуры отвечает передовым практикам ОЭСР и ставит приоритетом защиту и восстановление прав и свобод человека, а также законность уголовного процесса.
Благодаря эффективной комплексной политике по борьбе с проявлением коррупции в последние годы доля граждан, сталкивающихся с коррупционными проявлениями в государственных органах, снизилась на 27,5% и составила 13,3% в 2018 году. Наблюдается укоренение принципа меритократии в государственной кадровой политике.
Казахстан первым в Центральной Азии внедрил электронное правительство. Казахстан в рейтинге ООН по электронному правительству Казахстан вошел в список стран с очень высоким уровнем развития электронного правительства (39 место среди 193 стран). Сегодня 85% государственных услуг предоставляется в электронном виде посредством Центров обслуживания населения, в том числе 71,6% через портал «Электронное правительство».
Несмотря на все вышеуказанные достижения, в стране существует необходимость в дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности мер по защите и соблюдению прав и свобод всех граждан и детей, искоренению коррупционных рисков при проведении государственных закупок, распределении земельных участков, выдаче разрешительных документов и подписании актов выполненных работ, а также обеспечению удовлетворенности населения работой правоохранительных органов.
В этой связи Президент Республики Казахстан, Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем первом Послании в качестве важных задач отметил обеспечение прав и безопасность граждан и детей, продолжение системной борьбы с коррупцией путем восстановления антикоррупционной экспертизы, а также построение эффективной обратной связи с населением через укрепление гражданского общества и его вовлечение в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их совместного решения.
Тасбауова А.К
Ведущий эксперт
Центра стратегических
разработок и устойчивого
развития АО «Институт
экономических исследований»