О ходе выполнения Программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы в ГУ «Управление общественного здравоохранения города Нур-Султан»

Из выступления руководителя Управления общественного здравоохранения города Нур-Султан Сауле Кисиковой на Общественном Совете по противодействию коррупции при НДП «Нур-Отан» г.Нур-Султан

  1. В целях реализации Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы в Управлении ежегодно утверждается План мероприятий и ведется работа, как в аппарате Управления, так и в его подведомственных медицинских организациях, на основе аналогичных планов.
    На текущий год план был утвержден 28 января 2019 года.По итогам
    9 месяцев уже реализован ряд мероприятий по вышеуказанному направлению.
  2. Во всех 34 медицинских организациях проведены встречи, «круглые столы», семинары-совещания и т.д. на темы: «Нет бытовой коррупции», «Медицина без коррупции», «Причины и условия влияния коррупции в медицинских организациях», также на постоянной основе проводится иная разъяснительная работа среди медицинских работников и сотрудников аппарата Управления. Всего более 200 мероприятий.
    Кроме того, в подведомственных медицинских организациях на дверях или возле кабинетов приема врачей и коридорах – в местах всеобщего доступа для населения, размещены таблички, вывески с QR-кодом двух типов.По средствам первого проводится анкетирование пациентов. Любой желающий, отсканировав QR-код, может оценить медицинскую организацию, в которую обратился и врача, оказавшего медицинскую помощь, ответив на 10 вопросов, например: «Требовалась ли дополнительная плата?», «Возникали ли трудности при получении медицинской помощи?» и т.д. Посредством вторых табличек, на основе аналогичного механизма, имеется возможность оставить отзыв о враче. Такая процедура помогает выявить нарушения в медицинских организациях, оценить ее, провести мониторинг оказания медицинских услуг и удовлетворенности населения их качеством.
    Успешно зарекомендовал себя совместный проект проектного офиса «Астана – адалдықалаңы» и Управления, в рамках которого была проведена работа по обеспечению верификации листов о временной нетрудоспособности, выдаваемых подведомственными медицинскими организациями, путем нанесения на них QR-кодов.
    С помощью данных кодов работодателям предоставлена возможность
    по верификации предоставляемых листов путем сканирования QR-кода посредством мобильного приложения «SmartAstana».
    В организациях ПМСП успешно функционирует, разработанная в прошлом году, система навигации пациента и единый брендбук, установлены цифровые информационные киоски, оцифрованы внутренние процессы, запись на прием к врачу дополнительно, помимо портала «электронного правительства», осуществляется через приложения «DamuMed», «SmartAstana», Telegram-бот и iKomek 109 по телефону. Успешно работает Ситуационный центр, который показывает в онлайн-режиме насколько загружены поликлиники города.
    В начале марта 2019 года начата реализация проекта «Интерактивная карта открытых бюджетов», как Вы знаете, это уникальный проект, созданный для упрощения доступа к информации, повышения качества жизни граждан страны и создания прямого канала связи между властями и гражданским обществом. С целью обеспечить наполнение, 33 медицинские организации, зарегистрировались на сайте publicbudget.kz.
    При помощи данного порталаимеется возможность увидеть объем финансирования организации, расходы, годовой план, проводимые государственные закупки, иными словами, реализуется принцип прозрачности медицинских организаций, ведется противодействие и борьба с коррупцией.
  3. Согласно Реестру, Управлением и его подведомственными медицинскими организациями оказывается 20 видов государственных услуг, в том числе:
  • 4 государственные услуги – исключительно в электронном виде
    (e-gov): Прикрепление к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, Выдача справки с противотуберкулезной организации, Выдача справки с психоневрологической организации, Выдача справки с наркологической организации;
  • 9 государственных услуг оказываются на альтернативной основе (e-gov, ГК, бумага): Выдача лицензии на медицинскую деятельность, Выдача документов о прохождении повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли здравоохранения, Вызов врача на дом, Запись на прием к врачу, Выдача выписки из медицинской карты стационарного больного, Выдача справки с медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, Выдача листа о временной нетрудоспособности, Выдача справки о временной нетрудоспособности, Регистрация согласия или отзыва согласия на прижизненное добровольное пожертвование тканей (части ткани) и (или) органов (части органов) после смерти в целях трансплантации,из них по первой услуге альтернатива заключается между обращением в Государственную корпорацию (ГК) или посредствам веб-портала «электронного правительства» (e-gov);
  • 7 государственных услуг – на бумажном носителе: Добровольное анонимное и обязательное конфиденциальное медицинское обследование на наличие ВИЧ-инфекции, Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров; Вызов скорой медицинской помощи, Выдача направления пациентам на госпитализацию в стационар в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи через портал Бюро госпитализации, Выдача справки о допуске к управлению транспортным средством, Прием и рассмотрение документов на возможность направления граждан Республики Казахстан на лечение за рубеж за счет бюджетных средств, Выдача заключения о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.
    За 9 месяцев 2019 года всего оказано 4 140794 госуслуги, из них бумажных – 738846 (17,8%), электронных – 3 401948 (82,2%).
    Как Вы знаете, на электронный формат оказания по итогам 2019 года планируют перевести около 80% государственных услуг, к 2020 году их доля будет доведена до 90%.Вместе с тем на сегодняшний день по услугам, оказываемым столичным здравоохранением, исполнение данного показателя составляет 65% (форма оказания, указанная в Реестре). Так как решение данного вопроса отнесено исключительно к компетенции центрального государственного органа, Управлением по вопросу совершенствования порядка оказания государственных услуг периодически направляются предложения в Министерство здравоохранения Республики Казахстан, а также замечания и дополнения к представляемым проектам.
    В рамках информирования услугополучателей о порядке оказания государственных услуг, предусмотренного на законодательном уровне, стандарты государственных услугразмещены на Интернет-ресурсах Управления и его подведомственных организаций, а также в местах нахождения услугодателей, обеспечивая доступность для посетителей.
  1. При направлении проектов актов должностных лиц на юридическую экспертизу на соответствие законодательству Республики Казахстан текст в обязательном порядке согласуется с уполномоченным отделом Управления.
  2. На официальном Интернет-ресурсе Управления,функционирует подраздел «Противодействие коррупции». Обновление веб-сайта производится на постоянной основе. Функционируют также Интернет-ресурсы подведомственных медицинских организаций.
  3. В 2019 году все государственные служащие Управления и их супруги в срок сдали ежегодную декларацию о доходах и имуществе за 2018 год в органы государственных доходов.
  4. Ежеквартально заблаговременно приказами утверждаются графики личного приема физических и представителей юридических лиц руководителем Управления и его заместителями, а также руководством подведомственных медицинских организаций. Данные графики размещены на Интернет-ресурсахАкимата города Нур-Султан, Управления и подведомственных организаций, а также на информационных стендах.
    Руководством Управления и его подведомственных медицинских организаций обеспечивается полное, своевременное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, в том числе обращений, поступающих через iKomek 109, при этом мобильное приложение «iKomek» установлено всем директорам подведомственных медицинских организаций, что обеспечивает их непосредственный личный мониторинг за ходом рассмотрения.
    За 9 месяцев 2019 года по средствам iKomek 109 поступило 231 669 обращений, в том числе 226 679 консультаций (98%) и 4990 инцидентов. Все поступившие обращения обработаны 100%, с принятием мер реагирования. В настоящее время KPIs по показателю работы по обращениям жителей составляет 90,5%.
    Жалобы и обращения о коррупционных проявлениях в деятельности Управления и его должностных лиц, а также подведомственных организаций не поступали.
  5. Все государственные служащие, назначаемые на государственную службу, принимают ограничения, предусмотренные действующим законодательством РК.
    В Управлении строго обеспечивается принятие кандидатами на занятие вакантных должностей административных государственных служащих корпуса «Б» ограничений, установленных законодательствам Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции.
    Все назначенные в 2019 году на вакантные должности административные государственные служащие корпуса «Б» сотрудники получили положительный результат обязательной специальной проверки.
    Кроме того, обеспечивается постоянный мониторинг всех кадровых назначений с целью недопущения назначения на вакантные должности административных государственных служащих корпуса «Б» лиц, допустивших ранее коррупционные правонарушения или преступления.
    Проводится работа по предупреждению сотрудников о персональной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности,
    за необоснованный отказ в предоставлении доступа к информации физическим и юридическим лицам.
    Назначение в порядке конкурса и проведение аттестации директоров подведомственных медицинских организаций, а также согласование их кандидатур осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан
    от 2 февраля 2015 года № 70.
    Обеспечивается объективное и всестороннее рассмотрение деятельности руководителей и должностных лиц Управления и подведомственных медицинских организаций, допустивших нарушения законодательства Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции. За 2019 год подобных фактов зафиксировано не было.
  6. Осуществляется постоянный контроль за целевым использованием финансовых средств в Управлении и подведомственных организациях. Госзаказ в организациях здравоохранения размещается в соответствии с действующим законодательством и финансируется через Фонд социального медицинского страхования. Конкурс по закупу товаров, работ и услуг для организаций здравоохранения проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках».
    Закуп лекарственных средств и медицинского оборудования проводится согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств и медицинских изделий, фармацевтических услуг».
    Указанные правила выведены из под действия Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» и разработаны в соответствии с подпунктом 12) статьи 6, подпунктом 7) статьи 10 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», пунктом 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года «Об обязательном социальном медицинском страховании», Они определяют порядок организации и проведения закупа лекарственных средств и медицинских изделий, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования.
  7. На постоянной основе проводится своевременная подготовка
    и мониторинг информаций, обзоров и разъяснения по вновь издаваемым нормативным правовым актам и изменениям в действующее законодательство.
  8. Управлением обеспечивается строгий контроль за этическим поведением работников, в том числе соблюдением медицинской этики и деонтологии в подведомственных организациях. В здании Управленияна информационных стендахв открытом доступе размещен текст Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, информация об уполномоченном по этике, в том числе контактная, наглядная информация (листовки, брошюры, буклеты) по вопросам противодействия коррупции.
  9. Проводится мониторинг публикаций в СМИ негативных материалов,
    в том числе о фактах коррупционных проявлений. В текущем году подобных фактов не установлено, однако, в случае их выявления, будут приняты все предусмотренные действующим законодательством меры реагирования.
  10. В Управлении осуществляется анализ состояния деятельности
    по противодействию коррупции для принятия упреждающих мер
    по устранению причин, способствующих ее совершению. В 2019 году был проведен анализ коррупционных рисков, подготовленыаналитическая справка и план мероприятий. К настоящему моменту все мероприятия, предусмотренные планом, исполнены в полном объеме.
  11. С 2018 года отпуск амбулаторных лекарственных средств и медицинских изделий в рамках ГОБМП проводится через медицинские организации первичной медико-санитарной помощи согласно Перечню, утвержденному приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 августа 2017 года № 666 «Об утверждении Перечня лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне».
    Закуп лекарственных средств и медицинских изделий проводится Единым дистрибьютором по Республике Казахстан – ТОО «СК-Фармация» по ценам, ежегодно утверждаемым приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан.
    В целях обеспечения бесперебойной поставки лекарственных средств единым дистрибьютором ТОО «СК-Фармация» Управлением ведется мониторинг поставки и оплаты лекарственных средств (ЛС) и медицинских изделий (МИ). Оплата данных поставок осуществляется в приоритетном порядке.
    По вопросам поставок работаетCall-центр ТОО «СК-Фармация» 1439.
    Рецепты на получение лекарственных средств и медицинских изделий в рамках ГОБМП на амбулаторном уровне, выписываются, учитываются и мониторятся в автоматизированной системе в электронном виде через информационную систему «Лекарственное обеспечение».
    Кроме того, некоторые лекарственные средства и медицинские изделия, не вошедшие в республиканский перечень, по решению маслихатавключены в перечень дополнительных лекарственных средств, специализированных лечебных продуктов, медицинских изделий, предоставляемых отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении бесплатно и на льготных условиях за счет средств местного бюджета.
    Вместе с тем остается не решенным ряд проблем:
    1) В связи с тем, что финансирование подведомственных организаций в рамках ГОБМП осуществляется из средств республиканского бюджета через Фонд социального медицинского страхования, не представляется возможным осуществлять мониторинг по финансированию денежных средств, которые приводят к образованию кредиторской и дебиторской задолженностей. В качестве примера можно привести Многопрофильный медицинский центр, в котором на сегодняшний день образовалась кредиторская задолженность в размере 2,75 млрд. тенге, из которых 1,3 млрд. тенге – задолженность за 2013-2016 гг. Текущая кредиторская задолженность 2019 года – 1,45 млрд. тенге. Данная задолженность образовалась в связи с тем, что была погашена кредиторская задолженность 2017-2018 гг. в размере 707 млн. тенге за счет плановых поступлений денежных средств 2019 года, в нарушение требования пп. 12) ст.4 Бюджетного кодекса РК.Материалы по итогам мониторинга направлены в прокуратуру и Министерство здравоохранения РК.
    2) Управлением совместно с ТОО «СК-Фармация» в сентябре 2019 года проведен мониторинг анализа прихода, расхода и остатков лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на амбулаторном уровне в медицинских организациях первичной медико-санитарной помощи за 2019 год, а также введенных схем лечения в электронный регистр диспансерных больных(ЭРДБ).
    Медицинским организациям даны рекомендации по усилению контроля за освоением и остатками ЛС и МИ в поликлиниках, осуществить возвраты избыточно заявленных ЛС и МИ, освоить их до истечения срока годности, привести в соответствие схемы лечения, внесенные в ЭРДБ по количеству препаратов и пациентам.
    3) Государственные закупки на приобретение медицинского оборудования для всех подведомственных предприятий проводятся с привлечением подведомственных медицинских организаций.С 2020 года в Управлении планируется открыть отдел государственных закупок и материально-технического оснащения с целью исключения коррупционных рисков и дополнительной нагрузки на подведомственные предприятия.
    4) Поступают жалобы от населения на частные медицинские организации, взявшие государственный заказ на предоставление поликлинических услуг, в том числе консультативно-диагностических услуг (КДУ). Зачастую граждане не могут получить КДУ в той организации, к которой прикреплены, и вынуждены либо получать эти услуги на платной основе либо в рамках заключенных договоров субподряда, получать их в других организациях, порой в противоположной части города. В связи с этим частным медицинским организациям рекомендовано провести работу по дооснащению оборудованием либо заключать договора субподряда максимально с близлежащими медицинскими организациями, расположенными на одной административно-территориальной единице.
    5) В городской Центр мониторинга и оперативного реагирования поступают жалобы по предоставляемы медицинским услугам населению. На сегодняшний день имеются 4 системные проблемы:
  • жалобы на некомпетентность медицинского персонала;
  • жалобы на неэтичное поведение медицинского персонала;
  • запись на прием к врачу;
  • очередь в медицинских организациях.
    Данные проблемы являются предпосылками для неформальных платежей, так как пациенты порой не имеют времени для долгих ожиданий. Управлением на постоянной основе ведется работа над устранением причин жалоб населения. Центром мониторинга и оперативного реагирования для быстрого рассмотрения жалоб во все медицинские организации предоставлены логины и пароли, а руководителям установлены мобильные приложения, позволяющие сразу же ознакомиться с каждой поступающей жалобой и принять меры для решения проблемных вопросов.
    6) Следует также отдельно отметить принятые меры по проблеме записи на прием к врачу. Для обеспечения физической доступности граждан к приему врача во всех амбулаторно-поликлинических организациях города независимо от формы собственности в рамках цифровизации установлены медицинские информационные системы (МИС) для заблаговременной записи пациентов на прием к врачу. При этом для всех установлено и контролируется рабочее время поликлиник – приемы врачей проводятся с 8.00 до 20.00 час, в том числе в субботу.
    7) По итогам 9 месяцев 2019 года в стационарах столицы круглосуточную медицинскую помощь получили 121 943 пациента, из них 76% госпитализированы экстренно.
    Следует отметить, что с ежегодным увеличением числа жителей столицы, растет и потребность в стационарной помощи, как в рамках плановой госпитализации, так и в экстренном порядке, также ежегодно растет количество иногородних больных, пролеченных в городских стационарах.
    Из всех пролеченных пациентов, 16,3% составляют иногородние, то есть каждый 6 пациент в стационарах города является иногородним.
    В настоящее время совместно с Министерством здравоохранения РК проводится работа по установлению тарифов в рамках ГОБМП в приемных покоях стационаров для оказания медицинской помощи лицам, не подлежащим госпитализации.
    Принимая во внимание все вышеизложенное, отмечаем, что вопросы противодействия коррупции находятся на постоянном контроле руководства Управления и его подведомственных медицинских организаций, в уставах и положениях о которых закреплена персональная ответственность первых руководителей за организацию работы по противодействию коррупции.
    В связи с этим, предпринимаемые меры по превенции коррупционных правонарушений и преступлений позволяют не допускать подобных фактов в системе столичного здравоохранения.