
Новый Налоговый кодекс и сопутствующий ему Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» подписал Президент Касым-Жомарт Токаев 18 июля 2025 года. Это событие ознаменовало собой начало масштабной реформы налоговой системы страны, которую власти представляют как важный шаг на пути к прозрачности, справедливости и модернизации экономики. Новый Налоговый кодекс вступает в силу с 1 января 2026 года и затронет как деловое сообщество, так и каждого гражданина страны. О том, каких изменений ожидать жителям страны, мы узнали у известного казахстанского экономиста Петра Своика.
По словам эксперта, бюджетная система Казахстана, в части как доходов, так и расходов, была сформирована еще 25 лет назад и с тех пор практически не менялась.
– Доходы росли темпами реальной экономики, а вот расходы – темпами инфляции. В результате мы пришли к парадоксальной ситуации: от профицита бюджета – к его хроническому дефициту. Попытка восполнить недостающие доходы за счет повышения налога на добавленную стоимость (НДС) вряд ли приведет к желаемому результату. Правительство зажато в очень узких рамках. Наиболее доходные статьи, такие как поступления от крупнейших нефтегазовых проектов – Кашаган, Тенгиз, Карачаганак – находятся вне компетенции налоговой системы Казахстана. Эти средства аккумулируются в Национальном фонде и регулируются международными соглашениями, не подлежащими пересмотру, – говорит Петр Своик.
Также экономист добавляет, что в стране отсутствует доступное банковское кредитование, а ставка Национального банка на уровне 16% не способствует должному привлечению и росту инвестиций.
– Фактически, это прямой запрет на развитие бизнеса через заемные средства. Ни одно производство не сможет функционировать стабильно при кредитах под 18-20% годовых. Бюджет несет двойную нагрузку: он не только обслуживает текущие нужды, но и должен финансировать экономическое развитие. Это крайне неустойчивая конструкция, – утверждает эксперт.
Особую обеспокоенность вызывает повышение НДС.
– Да, его платят предприятия, но, по сути, это налог на потребление, а значит – на простого гражданина. В условиях высокой инфляции и стагнации доходов, повышение НДС – это удар по кошельку каждого казахстанца. Это налог на всех нас, – резюмирует Своик.
Тем временем на совещаниях, посвященных разъяснению планируемых изменений в налоговой политике, представители госведомств подчеркивают положительные стороны реформы: снижение количества налогов, цифровизация, упрощение отчетности, развитие специальных режимов для малого бизнеса и самозанятых. В официальных пресс-релизах подчеркивается, что реформа ориентирована на достижение баланса между укреплением фискальной дисциплины и поддержкой предпринимательства.
– Без изменения самой экономической модели, без реформ в кредитной и инвестиционной политике, без доступа к реальным кредитным ресурсам в национальной валюте, никакая налоговая реформа не обеспечит устойчивый рост. Повышение НДС – это вынужденная мера, не стратегическое решение, – считает Петр Своик.
Важно, чтобы каждая инициатива, в том числе и реформа Налогового кодекса, сопровождалась разъяснительной работой, включающей диалог с бизнесом, экспертами и широкой общественностью. Только так можно добиться того, чтобы реформы воспринимались не как навязанная необходимость, а как инструмент общественного блага. В рамках этой работы 19 июля на площадке НПП «Атамекен» состоялось первое публичное обсуждение нового Налогового кодекса. Встреча прошла в формате семинара-совещания с участием заместителя Премьер-министра – министра нацэкономики Серика Жумангарина и председателя Президиума Палаты Раимбека Баталова. К диалогу подключились представители отраслевых ассоциаций как офлайн, так и онлайн. Главной темой стали изменения в специальных налоговых режимах и подходах к администрированию налогов. Директор департамента налоговой и таможенной политики Ерлан Сагнаев сообщил, что число специальных налоговых режимов (СНР) сократится с семи до трех: для самозанятых; на основе упрощенной декларации; для крестьянских и фермерских хозяйств. Ключевые изменения будут следующими: количество отчетности сократится на 30%, налогов – на 20%; будут оптимизированы льготы и сборы, а также введены гибкие меры взыскания долгов: от извещений до блокировки счетов и реализации имущества – в зависимости от суммы задолженности.
Следует также отметить, что планируемые преобразования, если верить данным профильных организаций, имеют не только экономическую, но и важную социальную составляющую. Обеспечение справедливого и равного налогообложения позволяет формировать у граждан чувство вовлеченности в процессы управления государством. Это особенно важно в условиях, когда усиливается роль государства в распределении ресурсов и стратегическом планировании. Финансовая грамотность населения и прозрачность налоговой политики создают фундамент для устойчивого развития.
Алия Канатовна