Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Везде, где есть жизнь, есть и опасность
(Эмерсон)
Одними из составляющих благоприятного человеческого существования являются безопасное существование, качественное образование, доступная и профессиональная медицина – три направления, которые в современном Казахстане еще не сложены организационно, материально и технически, требующие реформ или не требующие реформ, вызывающие справедливые нарекания представителей гражданского общества.
О безопасном существовании пойдет речь в этой статье. Безопасность – это вопрос стратегического плана и его обеспечение является функцией государства, государственных органов.
Некоторые размышления автора навели на данную тему, в частности о роли, значении, полномочиях Министерства внутренних дел, а также об участившихся случаях тяжких преступлений.
Не критикуя МВД и его соответствующие службы, потому что сегодня этот правоохранительный орган не критикует разве что ленивый, не обозначая данные о том, что по статистике – это самый коррумпированный государственный орган и самый непрофессиональный, попытаемся в этой статье ответить почему так и что нужно сделать, связав его с некоторыми аспектами безопасности.
Если обратиться к Конституции РК, то статья 1 провозглашает, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Именно человек должен представлять цель и смысл деятельности государства. Особая роль в политике государства по обеспечению человека как высшей ценности должна отводиться безопасности личности. Приоритетность этого направления в деятельности государства Республики Казахстан отмечается в Послании народу Казахстана действующего Главы государства Президента Республики Казахстан К.К.Токаева.
Сущностью безопасности современного Казахстана становится защита человека. На первый план выдвигается проблема безопасности социума – личности, отдельных групп населения, общества в целом. Состояние безопасности личности – один из важнейших критериев демократичности и цивилизованности современного общества. В настоящее время приоритетными становятся задачи усиления роли государства как гаранта личной безопасности.
Личная безопасность как особый вид безопасности человека и гражданина относится к важнейшим конституционно-правовым категориям. Так, на конституционном уровне закреплен целый ряд положений, направленных на обеспечение безопасности личности путем охраны и защиты ее прав и свобод, чести и достоинства как высших ценностей.
Личная безопасность как особый вид безопасности человека и гражданина, несмотря на ее тесную взаимосвязь с безопасностью общества и государства, — является самостоятельным социально-правовым явлением, требующим формирования отдельной правовой концепции. Именно такой подход будет способствовать становлению личности в качестве активного субъекта обеспечения собственной безопасности наряду с общественными и государственными институтами, обладающего собственными механизмами защиты. Выработка целостной конституционно-правовой концепции личной безопасности человека и гражданина требует единого научного, а впоследствии и законодательного подхода к определению данного понятия.
Таким образом, в условиях формирования гуманистического гражданского общества и правового государства, в центре интересов которых провозглашены права, свободы и защищенность личности, конституционно-правовые проблемы личной безопасности человека и гражданина приобретают особое значение.
Для раскрытия этого вопроса, обратимся к официальным данным, зафиксированным уголовной статистикой, хотя и она сама не до конца объективно отражает истинное положение вещей.
В РК за 2016 год совершено 248 тысяч преступлений. На Правительственном часе в Мажилисе парламента РК министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов рассказал, сколько было зарегистрировано уголовных правонарушений в прошлом году, передает корреспондент Zakon.kz. «В прошлом году было зарегистрировано более 248 тысяч уголовных правонарушений, из которых 26 тысяч — тяжких, особо-тяжких преступлений. Это общая статистика. В стране совершено всего 853 умышленных убийства, 2160 случаев причинения тяжкого вреда здоровью, более 5000 — причинения средней тяжести вреда здоровья, почти 680 случаев угроз физической расправы и других преступлений. Именно эти виды преступлений против личности чаще всего совершаются в семейно-бытовой сфере — они составляют 10%», — сказал он.
Эти данные свидетельствуют о том, что при количестве населения в Казахстане среднем в 18 миллионов человек в 2016 году в среднем каждое семьдесят второе лицо совершает преступление. Но бывший глава МВД не говорит о том, а как расследуются эти совершенные преступления, сколько из них завершены и направлены в суд, имеются ли факты прекращения дел и прочее. А недостатков в этой сфере множество…
Конечно, физическая безопасность напрямую связана с правовым государством и гражданским обществом, уровнем образованности населения, уровнем соблюдения прав и свобод человека и гражданина не только со стороны государства, но и со стороны других граждан, отношение, основанное на культурном уважении и праве.
Но за безопасность в государстве несет ответственность МВД. Справляется ли с этой задачей Министерство – ответ нет. Об этом говорят граждане, общественные институты, отдельные общественные и гражданские лица. Более того их деятельность в таком состоянии вызывает социальный протест, который выливается в социальные ленты и интернет ресурсы.
Что нужно делать, чтобы систему МВД превратить в мощный государственный рычаг борьбы с преступностью, и при упоминании этого органа вызвать положительное отношение у населения страны.
Для этого недостаточно выделить деньги из государственного бюджета. По последним сведениям на реформирование этой системы выделено 173 млрд. тенге. Необходимо полностью на законодательном уровне провести реформу, чтобы служба МВД из карательного органа была превращена в орган, сотрудничающий с населением и выполняющий основную функцию – противостоять преступности реально. Сегодня эта служба превращена в орган, который формально получает информацию о преступлении, фиксирует и вынужден оставить без внимания, потому что сложившаяся практика свидетельствует о том, что никому не отказывая в регистрации правонарушения, фактически не выполняет той деятельности, на которое рассчитывает обратившийся.
6 января 2011 года был принят Закон РК «О правоохранительной службе». В рамках этого закона регулируются общественные отношения, связанные с этой деятельностью.
В пункте 6) пункта 1 статьи 1 данного закона указано, что правоохранительная служба – особый вид государственной службы на должностях правоохранительных органов. А пункт 2 статьи 4 Закона РК указывает, что специальными принципами правоохранительной службы являются обязательность защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; сотрудничество с институтами гражданского общества.
Так вот сегодня норма закона о сотрудничестве является декларативной, а норма о защите прав и свобод граждан надуманной, потому что этому не способствует система построения этой службы.
В далеком советском прошлом была устоявшаяся система оперативно-розыскной деятельности (ОРД) и система следствия, мощный орган прокуратуры, которые сотрудничая совместно выполняли возложенные функцию безопасности. Все это кануло в лету… Сегодня система МВД не имеет ОРД, следствие имеет формальный характер – главная задача не расследовать и завершить, приняв решение, а заволокитить и положить на полку… Поэтому граждане не верят полиции, потому что их обращения остаются без рассмотрения, однако по сложившейся практике в этой службе, любое заявление принимается к рассмотрению, но это не означает, что по нему будет принято процессуальное решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Этому также способствует отсутствие профессиональных кадров. Сегодня казахстанский полицейский – это молодой человек в возрасте 25-30 лет, не знающий своих прав и прав граждан, не нашедший себя в других сферах правоохранительной службы и вынужденный пойти в полицию, которого отрицательно воспринимает население и который вынужден согласиться с ним, потому что сама система еще организационно не завершена. Более того, полицейский – это лицо, имеющий слабые правовые познания в своей профессиональной деятельности и не стремящийся их совершенствовать.
Одним словом, как сказал Глава Государства Президент страны К.К.Токаев: «эффективность работы полицейских зависит от престижа самой полицейской службы». Пока о престижности работы говорить не приходится.
Поэтому реформировать эту службу и превратить в современный орган по обеспечению безопасности – необходимость и при этом срочная.
А.Сман
доктор юридических наук,
профессор