18 ноября 2015 года принят Закон РК «О противодействии коррупции», в котором нашли отражения новые меры противодействия коррупции, в том числе анализ коррупционных рисков. Данный механизм широко используется в Восточно-Казахстанской области и доказал на практике свою высокую эффективность.
Как отметил Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев «Никто не может быть выше закона. Первые руководители, как в центре, так и на местах, будут отвечать за своих подчиненных, уличенных в коррупции. При этом, нужно принимать меры не постфактум, а выработать комплексные и системные предупредительные механизмы». В этой связи, анализ коррупционных рисков является одним из важнейших инструментов противодействия коррупции.
Анализ коррупционных рисков — это выявление причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям, который, в свою очередь, делится на внешний и внутренний. Отличие состоит лишь в том, что первый проводится уполномоченным органом в сфере противодействию коррупции, а второй самостоятельно государственными органами и субъектами квазигосударственного сектора в своей деятельности.
Сам порядок проведения внешнего анализа коррупционных рисков регламентирован постановлением Правительства Республики Казахстан (№806 от 4 декабря 2017 года).
Так, в первом полугодии 2020 года сотрудниками Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ВКО проведено 8 внешних анализов, из них 5 по поручению Агентства, 3 инициативных по итогам антикоррупционного мониторинга и обращений. По итогам внесено 115 рекомендаций по устранению коррупционных рисков. Стоит отметить, что объектами анализа являлись как местные исполнительные органы, так и территориальные подразделения центральных государственных органов, их подведомственные организации, а также квазигосударственный сектор. Более того, были затронуты такие важные сферы, как здравоохранение, образование, архитектура и строительство, налоговое администрирование, жилищно-коммунальное хозяйство и прочее.
К примеру, в ходе внешнего анализа коррупционных рисков в деятельности ГУ «Отдел земельных отношений, архитектуры и градостроительства города Усть-Каменогорска» установлено, что согласно Стандарту Государственной услуги «Предоставление земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта», от заинтересованных лиц в предоставлении им права землепользования на земельные участки требуется заявление на предоставление земельного участка и электронная копия схемы расположения земельного участка. Однако, при согласовании с заинтересованными государственными органами, в том числе с городским управлением контроля качества и безопасности товаров и услуг, заявителю даются отрицательные заключения ввиду того, что не предоставлен протокол дозиметрического контроля отводимого участка. Тогда как Стандартом государственной услуги предоставление указанного документа не регламентировано.
С учетом отрицательного заключения, заявителю отказывается в оказании государственной услуги по предоставлению земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта. В свою очередь указанные обстоятельства и коллизии в НПА способствует коррупционному риску, выраженный в виде поиска путей решения проблем незаконным способом. По итогам анализа руководству отдела рекомендовано инициировать в уполномоченный орган письмо о необходимости внесения в Стандарты государственных услуг «Предоставление земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта» и «Изменение целевого назначения земельного участка» дополнений, по включению в список необходимых документов, «протокола дозиметрического контроля отводимого участка» с разделением под ИЖС и коммерческого назначения.
Также, в ходе ряда внешних анализов коррупционных рисков в деятельности государственных органов установлены факты премирования работников, имеющих дисциплинарное взыскание. Согласно «Правилам премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов РК за счет средств государственного бюджета» премирование работника не производится при наличии у него не снятого дисциплинарного взыскания. То есть, госорганом грубо нарушены требования вышеуказанного Правила премирования.
Данные обстоятельства свидетельствуют о низкой правовой грамотности работников кадровой службы и бухгалтерии госоргана либо о грубом нарушении требований установленных законодательством, что в свою очередь приводят к коррупционным рискам по неправомерному предпочтению по признакам личной преданности, симпатии и т.д. Указанные обстоятельства квалифицируются в качестве коррупционного риска высокой степени. По результатам анализа все госслужащие, допустившие нарушение НПА привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также итоги проведенных анализов деятельности государственных органов показывают на наличие общих, характерных для многих государственных органов коррупционных рисков, а именно: первое — наличие дискреционных полномочий при оказании государственных услуг; второе — «коллизия законов» т.е. явное противоречие и несоответствие норм правовых актов; третье — несоответствие фактических бизнес-процессов оказания госуслуг нормам, утвержденным Стандартами, административные «барьеры»; четвертое — наличие «прямого контакта» госслужащего с услугополучателем; пятое — «размывание ответственности»; истребование «излишних» документов, не предусмотренных Стандартами; шестое — слабая техническая база и пробелы в интеграции электронных программ ИС; седьмое — низкий уровень правовой культуры и юридических знаний с обеих сторон.
Необходимо отметить, что коррупционные риски присутствуют в деятельности почти каждого государственного органа, организации, и такой эффективный механизм, как внешний анализ, позволяет своевременно предотвращать самые неприятные последствия.
Подводя итог, необходимо сказать, что данная мера по противодействию коррупции является действенной и позволяет минимизировать коррупционные риски как в нормативных правовых актах, так и в организационно-управленческой деятельности объекта анализа.
Е. Жалмағамбет
Руководитель Департамента
Агентства РК по противодействию
коррупции (Антикоррупционной
службы) по ВКО