Экономическая интеграция в рамках ЕАЭС продолжается

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая в заседании Высшего Евразийского экономического совета, выступил с конструктивными предложениями, которые актуальны. Принципами евразийской интеграции являются – свобода передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Это такие же принципы, которые положены в основу европейской интеграции. Плюс – верховенство права и приоритет прав человека. Ключевым вопросом повестки заседания тогда стало обсуждение вопросов стратегического развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Лидеры рассмотрели приоритетные направления сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. В своем выступлении Президент Казахстана особое внимание тогда уделил проекту документа «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года». Поддержав идею принятия Стратегии в целом, Касым-Жомарт Токаев заявил, что некоторые ее положения требуют дополнительной проработки. Он справедливо указал, что в первую очередь, он полагает необходимым на практике обеспечить движение товаров без барьеров и ограничений, поэтапно строить единый рынок услуг в согласованных сторонами секторах, готовиться к общему энергетическому и финансовому рынкам. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что двустороннее сотрудничество между странами Союза многогранно и затрагивает практически весь спектр экономических, социальных, гуманитарных отношений и отметил, что «поэтому рассмотрение этих вопросов в пятистороннем формате с привлечением Евразийской экономической комиссии может затруднить их практическую реализацию. Включение в полном объеме таких вопросов, как здравоохранение, образование и наука, в сферу компетенций Евразийской экономической комиссии может существенно поменять ее экономическую направленность, другими словами, будет противоречить сути Договора о создании ЕАЭС от 2015 года». Глава государства убежден, что интеграционная работа должна учитывать особенности национальной правовой системы и исходить из принципа «необходимой достаточности» при рассмотрении вопросов гармонизации и унификации национальных законодательств. Он также указал, что «предлагаемые в Стратегии «гармонизация и унификация» законодательства, в части установления правовой ответственности – административной и уголовной, в ряде отраслей, речь идет о таможенном деле, техническом регулировании, защите прав потребителей, на наш взгляд, пока не отвечают принципу разумной достаточности. А это приведет к отторжению Стратегии национальным общественным мнением, поскольку Стратегия ограничит суверенные права правительств и парламента». Кроме того, Глава государства призвал аккуратно подходить к вопросам расширения полномочий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК): «предоставление Комиссии права участия в двусторонних переговорах государств-членов с третьими странами по вопросам торговли услугами требует, конечно же, дополнительного изучения». В своем выступлении Президент Казахстана назвал сотрудничество по линии ЕАЭС приоритетным направлением и ключевым элементов восстановления экономики. Касым-Жомарт Токаев высказал тогда ряд предложений, направленных на дальнейшее укрепление взаимной торговли, поддержку бизнеса и взаимодействия в сферах цифровизации и транспортной логистики. Во-первых, Президент Казахстана указал на необходимость разработки плана поэтапного снятия всех ограничений и барьеров, которые возникли во время пандемии: «наши ведомства в сфере здравоохранения, санитарного, ветеринарного, иных видов контроля должны учесть уроки кризиса и предложить эффективные механизмы взаимодействия, обеспечивающие, с одной стороны, безопасность наших граждан, а с другой стороны, – безбарьерное движение товаров. Как в вопросе борьбы с пандемией, так и при последующем снятии ограничений важна слаженная работа транспортных властей, санитарных служб, пограничных ведомств». В качестве второго предложения Касым-Жомарт Токаев отметил важность существенной активизации работы по запуску интегрированной информационной системы ЕАЭС: «цифровизация ключевых аспектов взаимодействия государственных органов наших стран будет способствовать упрощению бизнес-процессов, увеличению взаимного товарооборота, снижению административной нагрузки на бизнес». В-третьих, Глава государства указал на необходимость развития транспортно-логистических услуг: «в рамках этой работы мы уже приступили к созданию национальной товаропроводящей системы, которая к 2022 году будет состоять из 24 оптово-распределительных центров. Это даст возможность хранения, обработки и распределения порядка 5 миллионов тонн агропродукции. Предлагаю проработать возможность создания общей товарораспределительной сети с заинтересованными странами Союза». Важное место в выступлении заняла тема поддержки бизнеса. Президент заявил, что в текущей кризисной ситуации практически все ресурсы стран ЕАЭС брошены на стабилизацию работы и сохранение рабочих мест. При этом он заметил, что исполнение отдельных, наиболее затратных решений органов Союза, таких как введение обязательной маркировки на некоторые группы товаров, не является насущной необходимостью в условиях кризиса. Кроме того, Глава государства предложил создать и активно использовать площадку руководителей министерств финансово-экономического блока стран ЕАЭС и правительств в целом для обсуждения мер реагирования на внешние вызовы в посткризисный период. Все предложения Президента Касым-Жомарта Токаева актуальны.
Новый состав депутатского корпуса сейчас усиленно рассматривает законопроекты по интеграции в рамках ЕАЭС. К примеру, сейчас рассмотрели ратификационный законопроект – Соглашение о порядке обращения в рамках ЕАЭС продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС и правилах обеспечения безопасности такой продукции. Принятие данного Соглашения способствует реализации положений Договора о Евразийском экономическом союзе в части обеспечения безопасности продукции, выпускаемой на территории Союза. Депутаты также подняли вопрос контроля за перемещением специфических товаров через казахстанские участки внутренних границ ЕАЭС. В связи с этим введение международного импортного сертификата — это своего рода гарантия того, что контролируемая Казахстаном продукция двойного назначения будет использована только в законных целях.
Государства ЕАЭС, после выступления Главы нашего государства — стали более рационально и конструктивно подходить к решению многих вопросов евразийской интеграции. Часть вопросов стали находить решение в практической плоскости. Но работы в это направлении еще много. И ее надо, несмотря, на некоторые объективные и субъективные причины, продолжать. Интеграция всегда способствует развитию экономики, соответственно и социальной сферы. Но все должно быть на равноправной и взаимовыгодной основе.

Марат Башимов