Этический кодекс и стандарты поведения государственных служащих

Соблюдение этических норм занимают особое положение в системе государственной службы. В целях определения правил и норм, направленных на формирование культуры и поведение государственных служащих в 2005 году Указом Президента Республики Казахстан был утвержден Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих), который действовал вплоть до конца 2015 года.
В современных условиях вопросы усиления требований к морально-нравственному облику и деловым качествам государственных служащих потребовали совершенствования законодательства в данной сфере, способствующего повышению доверия к государственным органам со стороны общества.
Главой государства в Плане нации «100 конкретных шагов пяти институциональных реформ» была поставлена задача по внедрению новых этических правил путем разработки нового Этического кодекса госслужбы, а также введения должности уполномоченного по вопросам этики.
Итогом реализации данной задачи стал новый Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих), утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан», который вступил в действие с 1 января 2016 года.
Этический кодекс направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.
В Этическом кодексе определены общие стандарты поведения государственных служащих, стандарты поведения во внеслужебное время, поведения в служебных отношениях, а также публичных выступлений, в том числе в средствах массовой информации.
Нормы Этического кодекса определяют особые, но вместе с тем выполнимые требования к морально-этическому облику государственных служащих.
Государственные служащие являются лицом государства и в глазах общества должны быть примером образцового поведения в общественных местах.
Своеобразным барометром общения работников государственных органов служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.
Следует признать, что формирование общественного мнения в отношении государственных служащих в определенной мере связано с их поведением во внеслужебное время, в т.ч. в общественных местах.
В этой связи, в соответствии с новыми Правилами служебной этики государственные служащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения, в том числе нахождения в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг, не допускать со своей стороны нарушения требований законодательства, сопряженных с посягательством на общественную нравственность, порядок и безопасность, и не вовлекать других граждан в совершение противоправных, антиобщественных действий.
Особое значение в системе государственных органов уделяется воспитанию молодых специалистов, впервые поступивших на государственную службу. Работа по формированию их надлежащего морально-нравственного облика требует особого внимания и недопустимости формального подхода.
В этой связи следует отметить, что Этическим кодексом предусмотрено ознакомление в письменной форме с текстом Кодекса государственного служащего в трехдневный срок после поступления на государственную службу.
Тем самым, молодым специалистам с первых дней работы на госслужбе прививается убежденность в необходимости соблюдения вежливости, корректности, скромности, культуры речевого поведения в обращении с гражданами и коллегами по работе.
Этический кодекс охватывает и другие стороны общепринятых норм поведения. К примеру, Кодексом предусмотрено, что внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
Уполномоченный по этике в пределах своей компетенции осуществляет функции по оказанию государственным служащим консультативной помощи по вопросам соблюдения требований законодательства Республики Казахстан в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса, способствует соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов, рассматривает обращения физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики государственными служащими и другие функции в соответствии с Положением об уполномоченном по этике.

И.Ахтаева
Главный специалист
Военного суда Акмолинского
гарнизона