Экологическая политика Казахстана. Часть 1

Сегодня, пожалуй, только ленивый политик не говорит об экологии. Однако данная тема актуальна и для Казахстана. В сравнении с прочими государствами, Казахстану придется приложить значительные усилия и средства по улучшению экологии. Ибо Казахстан в ТОП-10 антирейтинга по чистоте окружающей среды. Причиной тому служили как исторические события, так и банальная отстраненность и коррумпированность ответственных чиновников. Впрочем, позитивная тенденция все же наблюдается.
Мусорные полигоны и МСЗ
Одной из крупных экологических проблем стали мусорные полигоны, а точнее их появление в больших количествах. Плохо организованное пространство со временем превращается в зону экологического бедствия, все дело в отсутствии переработки мусора. Мусор накапливается, начинает гнить, выделяя метан, что в свою очередь может привести к пожарам или же отравлению людей и воды поблизости.
Выход из сложившейся ситуации предложило Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК, предлагая построить 6 мусоросжигательных заводов по Казахстану. Данная инициатива вызвала определенный скепсис в кругу экспертов и общественников.
Все дело в правильном соблюдении технологии сжигания мусора. Под сжиганием подразумевается не обыкновенный поджег и горение, а создание сверх высокотемпературного режима горения, при котором достигается почти 100% сгорание с минимальным выбросом вредоносных веществ. Помимо этого, важным элементом в системе являются фильтры и необходимость их периодического обслуживания и замены, что существенно дорого.
В целом, казахстанская модель подразумевающая утилизацию отходов в обход фазы сортировки и переработки мусора имеет обоснование. Внедрение технологий переработки обходится для бюджета значительно дороже, а в совокупности с внедрением всех фаз, с сортировкой, переработкой и сжиганием то выходит еще дороже.
Мировой опыт, в частности европейский показывает поэтапное внедрение утилизации мусора. Фаза переработки способна производить вторичное сырье и продукт или же вовсе запустить в оборот еще несколько раз изначальный продукт с его восстановлением. Однако это требует наличия не одного типа перерабатывающих мощностей. Например, переработка биологических отходов осуществляется отдельно, зачастую в биокомпост для обработки полей, однако возможны и другие варианты. Другой пример, это переработка металлов. Для этих целей переоборудуют или строят новый плавильный цех, с соблюдением всех стандартов по выбросу для промышленных предприятий. Пластик и токсичные предметы также перерабатываются отдельно.
В текущих реалиях экономически целесообразным выглядит утилизация отходов посредством сгорания, хоть данный метод все еще проходит мировую экспертную оценку о своей эффективности. Внедрение переработки же потребует определенного времени, для исправления текущей ситуации подойдет и предложенный вариант.
Водные ресурсы
Одной из последних тем на экологическую тематику стал вопрос водного дефицита в регионах, вызванных засухой. По мировому климатическому прогнозу ООН, постепенное изменение климата для некоторых регионов мира будет ощущаться особенно остро. Данные изменения не избежали и Центральную Азию.
В этой связи, перед Министерством экологии стоит непростая задача по улучшению состояния водного хозяйства страны, регулирующих НПА, так и долгосрочных договоренностей с соседями по трансграничному водному сотрудничеству.
Уже сегодня, в рамках совершенствования водного законодательства, ведется разработка нового водного кодекса. Кроме того, сформирован научный блок, направленный на исследование возможности использования альтернативных путей увеличения водных ресурсов, повышения эффективности использования воды в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, а также переброски водных ресурсов в вододефицитные регионы страны.
Засуха текущего года показала неготовность министерства сельского хозяйства к целому ряду проблем, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, кроме того, остро встал вопрос обеспечения водой отдельных населенных пунктов. Все это заставило чиновников министерства экологии активизироваться, ведь следующий и последующий годы ожидаются по климатическому прогнозу аналогичными. А потери этого года, хоть и косвенно затрагивающие министерство экологии, будут абсолютно недопустимы для всего правительства в следующем году.

Тимур Башимов