Президент Казахстана К-Ж Токаев объявил 2022 год Годом Детей в целях усиления защиты их прав.
Согласно национальному проекту «Качественное образование «Образованная нация», министр образования А. Аймагамбетов недавно рассказал об основных направлениях этого проекта.
Планируется постепенно в стране внедрять подушевое финансирование в полнокомплектных сельских школах, рассмотреть вопрос повышения оплаты труда педагогов. Нацпроект состоит из 4 основных направлений, 5 задач, 15 показателей и 26 мероприятий. Кроме того, в нацпроекте подняли такой вопрос, — как охват детей дошкольным воспитанием и обучением.
Если конкретно подойти к проблеме воспитания в детских садах, то следует обратить внимание на проблему педагогических кадров.
Отдавая ребенка в садик, родители надеются на ответственное отношение воспитателей к детям и заботу о них. В большинстве случаев это доверие оправдывается. Однако бывают и исключения. Если вдруг малыш начинает сопротивляться, когда его собирают в садик, плачет — нужно немедленно выяснить и разобраться в чем тут дело. Страх ребенка перед детским садом может появится неспроста.
Когда родители отдают ребенка в детский сад заключается договор об оказании услуг по воспитанию, обучению и развитию ребенка. На воспитателя ложатся определенные обязанности, которые он должен выполнять. Деятельность воспитателя должна быть направлена на обеспечение охраны жизни и здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, притом с учетом индивидуальных характеристик личности. Родители при этом имеют право осуществлять контроль за воспитательным процессом. Но не везде есть камеры видеонаблюдения, фиксирующие нарушения. И в этом тоже проблема.
К сожалению, бывают случаи применения работниками детских садов насилия, недопустимых методов воспитания: крики, нецензурная брань, рукоприкладство и запугивания детей. Срыв воспитателя на ребенке говорит о неустойчивой психике работника, незнании методики работы с малолетними детьми, а также неприязненном отношении в целом к детям. Маленькие дети беспомощны, что повышает ответственность воспитателя и лишает права на ошибку. В таком случае возникает вопрос, а куда жаловаться на воспитателя детского сада?
Если воспитатель совершил серьезный проступок (например, избил ребенка) следует подать жалобу на его действия в отдел образования. Если там не примут меры, то подать заявление в органы полиции для возбуждения уголовного дела. Часто заведующие детским садом скрывают все, что у них происходит.
Сейчас многие родители ищут и нанимают нянек, воспитателей на дому и сталкиваются с проблемами – найти добросовестного педагога-воспитателя, няни. И не знают, как проверить хотя бы минимальную информацию о квалификации этих людей.
Считаем необходимым, во-первых, сейчас самое главное – создать реестр недобросовестных воспитателей, чтобы родители через интернет могли увидеть фамилию и имя воспитателя, который не может работать с детьми. Во-вторых, поднять вопрос «совсем мягкого» наказания по статье 140 Уголовного кодекса РК, санкцию данной статьи нужно ужесточить: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним, предусматривается штраф либо арест на срок до 40 суток. В третьих, следует заново внедрить лицензирование дошкольных учреждений. Введение лицензирования в настоящее время является необходимой мерой в связи с отсутствием в дошкольных организациях образования качественных условий воспитания и обучения детей. На сегодняшний день в республике функционируют 10583 дошкольных организаций образования, из них частных – 4299 ед. (в них детей – 351,1 тыс.).
Также проблемой является низкое качество услуг в дошкольных организациях образования, причиной которого является отсутствие минимальных квалификационных требований и разрешительного контроля до начала осуществления образовательной деятельности.
Согласно сведениям Национальной образовательной базы данных (НОБД), наблюдается недостаточное количество нужных специалистов и низкий качественный состав педагогов в дошкольных организациях. Во многих дошкольных организациях отсутствуют педагоги, обучившиеся по программам дошкольного воспитания и обучения. Отсутствие специалистов не позволяет в полной мере учитывать физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста в процессе их воспитания и обучения.
Мария Галишева