Сейчас обсуждает законопроект о защите прав потребителей. Глава государства отмечал, что защита прав потребителей — это действительно актуальная проблема, поэтому Министерство торговли и интеграции вносит в мажилис соответствующие поправки в законодательство. Президент Казахстана четко и однозначно указал, что они должны быть направлены на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей. Уже стало устоявшейся практикой, что Президент в своих программных выступлениях системно и последовательно уделяет особое внимание правозащитной проблематике, развитию демократических процессов, верховенству права и прав человека. На 6 заседании НСОД Глава государства выдвинул новый пакет инициатив, направленных на дальнейшие политические и социально-экономические преобразования в стране. В общей сложности Президент представил более тридцати детально проработанных инициатив, напрямую касающихся миллионов наших граждан, среди них и права потребителей. Последовательно и системно, шаг за шагом мы движемся по пути построения правового и справедливого государства. Защита прав потребителей, то есть права человека. Потребитель – это каждый из нас. А она касается всех 19 миллионов наших граждан. Настало время поднять защиту прав потребителей на необходимый, достойный, должный уровень. Все 19 млн. казахстанцев – это все потребители каких либо услуг, будь то медицинские, товары, ЖКХ, транспортные и другие. Все, что окружает жизнь человека. Защита прав потребителей требует более эффективной защиты на государственном уровне. К сожалению, малочисленный «беззубый» Комитет по защите прав потребителей из 12 человек в подчинении министерства торговли индустрии – не в полной мере может защищать права потребителей. Но в тоже время проводит определенную работу. К примеру, в Комитет по защите прав потребителей стали поступать обращения от общественности, которая обеспокоена попытками представителей бизнеса ущемить права потребителей. Речь идёт о включении электронных устройств и бытовой техники в категорию технически сложных устройств. Ряд бизнесменов, в частности, компания «SAMSUNG ELECTRONICS CENTRALEURASIA», предлагают внести поправку в Закон «О защите прав потребителей» с целью признать бытовые и электронные изделия технически сложным товаром, неподлежащим обмену и возврату, не иначе как при определении существенного недостатка. Комитет по данному вопросу выступил против и указал, что доводы компании являются необоснованными, подтверждающие документы не были предоставлены. Позиция Комитета была такова: подобная законодательная корректива лишит людей права не только на качественную продукцию, но и на обмен/возврат некачественного товара. Практика свидетельствует, что в РК часто ввозится ассортимент далеко не лучшего качества. Поэтому, купив бракованный товар, потребитель останется без права возврата, если не докажет, что недостаток является существенным. Экспертизу продукции проводят сервисные центры, аффилированные с магазинами бытовых товаров. И велики риски того, что сервисные центры будут выдавать заключение о несущественном дефекте. Независимая специальная экспертиза по бытовой технике в Казахстане отсутствует. Таким образом, доказать существенный недостаток вряд ли удастся. Как следствие, покупатель на протяжении всего гарантийного срока будет вынужден постоянно ремонтировать бракованный товар за свой счёт. Поэтому, Комитет по защите прав потребителей полностью поддерживает общественные организации, казахстанцев и указывал, что Конституция РК ставит права человека выше, чем права предпринимателя или государства. Проявление своей гражданской позиции поможет защитить интересы потребителей Казахстана.
Но раз – это вопросы состояния защищенности конституционных прав граждан на здоровье, жизнь, это также вопросы национальной безопасности и такой важный институт следует подчинить непосредственно Президенту Казахстана, Главе государства по одной простой причине, что это касается буквально всех, от ребенка до старика, а также межотраслевого координирования и регулирования. Все общество должно поддержать необходимый Закон, который должен дать возможность эффективно защищать права потребителей. В цивилизованных странах, не дай бог, кому то же бизнесмену нарушить права потребителей, «сгорит». Сам видел в Европе и Америке, что все, что касается потребителя – это непоколебимо, даже не обсуждается, потребитель всегда прав. К этому надо идти.
Если первое – это понять статус самого органа, который должен защищать права человека в этой области, то второе – наделить создать и укрепить, наделить полномочиями Национальную ассоциацию общественный объединений потребителей (НАООП), на примере того же «Атамекен», который лоббирует только интересы узкой группы как бизнес. Все законопроекты должны проходить через правовую экспертизу Ассоциацию и госорган, который защищает права потребителей. Третье, создать институт омбудсмена (Уполномоченного по защите прав потребителей), на примере, того же института как у бизнеса. Да и многие другие предложения. Человек постоянно сталкивается с обманом, невозможностью защитить свои права потребителей, в общем, беззащитен. И не может достучаться до власти.
Эти и другие актуальные, справедливые и важные доя общества инициативы Президента Казахстана показывают дальнейшую реализацию принципов «Слышащего государства», » справедливого общества и эффективного государства» и они находят всестороннюю поддержку гражданского общества.
Кайрат Коканов