Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера, в которой государство взаимодействует с населением и бизнесом, оно обеспечивает реализацию налоговой политики государства. В условиях развивающихся технических возможностей и информационных технологий, система налогового администрирования значительно продвинулась в сторону упрощения налогового контроля, сокращения сроков выявления налогового нарушения и сбора налогов и иных платежей в бюджет. С принятием нового кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс РК) наблюдается активное внедрение Министерством финансов РК новшеств, направленных на усовершенствования и модернизацию налогового администрирования. Речь идет о пилотных проектах, которые согласно п.1-1 ст. 68 Налогового кодекса РК предусматривают иной порядок налогового администрирования и исполнения налогового обязательства налогоплательщиком. Судя по письменному ответу Премьер-Министра РК на депутатский запрос (письмо от 14 октября 2021 г. № 20-09/5592 дз), в стране реализуется порядка 10 пилотных проектов, позволяющие по принципу «не навреди», апробировать тот или иной метод налогового администрирования. К сожалению, совсем «не навредить» не получилось. Один из самых резонансных стал пилотный проект по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (далее – Пилотный проект), правила и сроки реализации которого утверждены Приказом Министра финансов РК от 3 октября 2019 г. Следует отметить, что Пилотный проект стал логическим продолжением реализации Приказа Министра финансов №252 от 20 февраля 2018 г. Об утверждении Правил применения системы управления рисками по критериям, не являющимся конфиденциальной информацией. Именно система оценки рисков стала краеугольным камнем многочисленных споров между органами государственных доходов и предпринимателем. Отечественные налогоплательщики попадают под действие двух систем управления рисками:
1) Категорирование при налоговом контроле (присвоение низкой, средней или высокой степени риска);
2) Оценка риска при отборе на налоговую проверку (присвоение высокой или невысокой степени риска).
Критерии, не являющиеся конфиденциальными, на основании которых присваивается та или иная степень риска, указаны в ст. 137 Налогового кодекса РК и более детально расписаны в Приказе Министра финансов №252 от 20 февраля 2018 г. Как видно, действуют еще «закрытые» критерии оценки степени риска, составляющие конфиденциальную информацию госорганов. «Открытые» критерии подобраны так, что каждый предприниматель, однозначно, будет в поле зрения органов государственных доходов – коэффициент налоговой нагрузки; сумма среднемесячной зарплаты на 1 работника; суммы доходов и расходов, отражаемые в налоговой отчетности и другие. Можно сказать, основная работа бухгалтерии находится под бдительным контролем автоматизированной системы категорирования налогоплательщиков. Таким образом, система управления рисками и Пилотный проект призваны, не только, выявлять налоговые нарушения, но и повысить эффективность борьбы с теневой экономикой. Но есть и другая сторона медали, отнюдь не блестящая. На практике, с позиции предпринимателя, добросовестного налогоплательщика, налоговое администрирование, осуществляемое согласно Пилотного проекта, не способна «отделять зерна от плевел». Так, Управление государственных доходов Сарыаркинского района г. Нур-Султан (далее – УГД) направил налогоплательщику ТОО «А» извещение, на которое, как пояснили в УГД не обязательно отвечать, но следует иметь ввиду, что есть какое-то нарушение. А какое именно нарушение, станет известно с вынесением уведомления об устранении налогового нарушения. 30 марта 2021 г. через Налоговый кабинет ТОО «А» было выставлено уведомление согласно которого налогоплательщику следует скорректировать налоговую отчетность, убрав из зачета налог на добавленную стоимость (далее – НДС) с оборота за весь проверяемый период (2020 год). На сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов РК (далее – КГД МФ РК) был указан срок исполнения уведомления – не позднее 17 мая 2021 г. Налогоплательщик, зная, что располагает значительным временем для подготовки ответа на уведомление, сосредоточился на производственных вопросах. 7 апреля 2021 г. УГД заблокировал налогоплательщику Информационную систему электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ), а также наложил ограничения на расходные операции по банковскому счету. Как выяснилось, данные меры были приняты в связи с нарушением сроков исполнения налогового уведомления. В самом уведомлении указан срок для исполнения пять рабочих дней. Нарушение заключалось в совершении сделки с контрагентом с высокой степенью риска. Налогоплательщик в этот же день отправил пояснение, приложив копии всех документов, подтверждающих факт сделки с контрагентом. Однако, сотрудник УГД запросил первичные документы, что также было предоставлено вплоть до талонов отвеса груза, реестров с весовой заказчика и другие документы, в количестве более 500 штук. Далее последовали долгие дни, перешедшие в месяцы ожидания результата проверки. Налогоплательщик направил в вышестоящий орган жалобу на бездействия УГД, которая также осталась без должного внимания. Тем временем, заблокированные банковские счета, практически, заморозили предпринимательскую деятельность. У налогоплательщика образовалась задолженность по выплате заработной платы работникам, а также перед поставщиками. От контрагентов последовали претензионные письма с требованием выплатить за поставленные товары под угрозой прекращения многолетнего сотрудничества. Помимо этого, пострадала репутация налогоплательщика. Поскольку одному из контрагентов была присвоена высокая степень риска, ТОО «А» также попал в эту степень, что вызвало сомнения у потенциальных заказчиков в добросовестности компании. Находясь под давлением назревающего финансового кризиса, налогоплательщик скорректировал налоговую отчетность за 2020 г. убрав из зачета сумму НДС по сделкам с контрагентом, которому была присвоена высокая степень риска. Соответственно был уплачен НДС и, в последующем, корпоративный подоходный налог. После этого, счета и ИС ЭСФ были разблокированы. То есть, УГД, ссылаясь на СУР и Пилотный проект, практически признал сделку с контрагентом не действительной.
С чем столкнулся на деле налогоплательщик?! Во-первых, несовершенство электронной системы налогового администрирования. А именно, несоответствие сроков исполнения налогового уведомления, указанного в налоговом кабинете срокам, указанным в самом уведомлении. Это существенная недоработка сайта КГД МФ РК вводит в заблуждение налогоплательщиков и создает условия для совершения налогового нарушения. При этом, при рассмотрении жалобы, органы государственных доходов не придают никакого значения данному упущению КГД МФ РК. Кроме того, на период исполнения договора (проверяемый период) контрагенту была присвоена низкая степень риска, а на день вынесения налогового уведомления – средняя степень. То есть, контрагент не подпадал под действие Пилотного проекта. Однако, в уведомлении было указано о взаимодействии ТОО «А» с контрагентом с присвоенной высокой степенью риска, что повлекло применение ограничительных мер.
Во-вторых, принимаемые органами государственных доходов меры воздействия (наложение ограничений по расходным операциям, блокировка ИС ЭСФ) несоизмеримо жестки в отношении налогоплательщика, который не является субъектом экономического преступления. «Заморозка» всех денежных средств на банковских счетах парализует предпринимательскую деятельность, образует задолженность перед поставщиками товаров, работ, услуг, а также негативно влияет на репутацию предпринимателя, формируя мнение о неблагонадежности компании, а также влечет претензионные иски о просрочке платежей за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги. В данном случае, возможно применение ограничения по расходным операциям в пределах суммы недоимки. Это будет справедливо в отношении налогоплательщика и гарантией объективности и полноты налоговой проверки.
В-третьих, органы государственных доходов фактически признают сделки не действительными. Как показала практика, не смотря на предоставленные документы, подтверждающие реализацию товара, и, соответственно, факт совершения сделки, УГД, тем не менее, убирает из зачета сумму НДС со всего оборота с контрагентом. То есть, ТОО «А» оплатило налог, а вернее недоимку по сделке, которая реально имела место быть.
Задумка об исключении «человеческого фактора» при налоговом мониторинге и проверки на самом деле, исключает объективность, полноту исследования предоставленных документов и не оставляет налогоплательщику шансов доказать свою позицию.
Как видим, автоматизированная система управления рисками и Пилотный проект требует своей доработки, а именно:
1) Привести в соответствии сроки исполнения уведомления, указанные в интернет ресурсе КГД МФ РК, срокам, указанным в уведомлении.
2) Необходимо увеличить сроки для ответа на налоговое уведомление до 30 рабочих дней, поскольку, учитывая объем запрашиваемой сотрудниками органов государственных доходов информации, налогоплательщик физически не укладывается в пять рабочих дней.
3) Как выше было сказано, применяемые меры воздействия в отношении налогоплательщика, попавшего в категорию высокой степени риска – блокировка ИС ЭСФ и расходных операций по банковским счетам (на все имеющиеся на счете денежные средства) — чрезмерно строги. На наш взгляд, «заморозка» всех имеющихся на расчётном счете денежных средств необходимо ограничить до суммы предполагаемого налогового нарушения. Данная поправка станет гарантией всестороннего, полного изучения органами государственных органов информации, касающейся данного налогоплательщика и налогового нарушения.
4) В случае выявления признаков налогового нарушения назначить налоговую проверку с участием сторон (орган государственных доходов и налогоплательщик), тем самым не допустить одностороннего, карательного подхода в отношении добросовестного налогоплательщика.
Никак недопустимо полностью полагаться на автоматизированную систему при решении такого важного вопроса, как добросовестность налогоплательщика. СУР отличное подспорье для налоговых органов в плане выявления предполагаемых нарушителей налогового законодательства, но никак не может быть средством борьбы с ними.
Избастинов Аскар Муратович
Юрист ТОО «АльфаДор-НС»