Повышение финансовой грамотности настоятельная потребность

Уровень финансовой грамотности казахстанцев повышается. Время требует этого. Скандалы с финансовыми пирамидами, потерей денежных средств нашими гражданами, обман потребителей финансовых услуг и многое другое в финансовой сфере – реальность сегодняшнего дня. Специально была принята Концепции повышения финансовой грамотности на 2020–2024 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30.05.2020 года. Если посмотреть индекс финансовой грамотности населения Казахстана, то он составил в 2021 году 39,52%, увеличившись на 0,45 пунктов по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году данный показатель был на уровне 39,07%). Результаты ежегодных социологических исследований, которые были проведены по заказу Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в рамках реализации – это показывают. Важными факторами являются оценка уровня финансовой грамотности населения, вовлеченности граждан в финансовый рынок, доступности финансовых услуг, включая определение уровня осведомленности и представления граждан Республики Казахстан о финансовых инструментах, их возможностях и функциях, а также информационные и образовательные потребности населения. Методология расчета индекса финансовой грамотности, которая учитывает параметры Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), включает в себя анализ трех показателей: управление собственными финансовыми средствами, использование финансовых услуг и уровень информированности населения о финансовой системе. В 2021 году наиболее высокий показатель зафиксирован у показателя «Управление собственными финансовыми средствами» – 42,57%; наименьший – «Информированность о финансовой системе» – 35,45%. При этом за год данный показатель вырос более чем на 16 пунктов (в 2020 году он составил 19,3%). С 28% в 2020 году до 39,2% в 2021 году увеличилось число казахстанцев, которым хватает информации и знаний об управлении своими финансами, о финансовой системе, инструментах и услугах. При этом наиболее информированными в финансовом плане являются жители городов, преимущественно мужское население. Показатель «Умение использовать финансовые услуги» составил 40,56%. Есть обучающие ресурсы, как Fingramota.kz. По управление собственными финансовыми средствами в разрезе регионов наиболее высокие уровни данного показателя зафиксированы в Жамбылской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Костанайской и Кызылординской областях. Средними навыками управления собственными средствами обладают жители Алматинской, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областей. Мужчины были более обучены процессу управления собственными финансами в отличие от женщин. Показатель выше среднего отмечается у казахстанцев с высшим и послевузовским образованием, у индивидуальных предпринимателей, представителей частных компаний и государственных учреждений. Что касается молодежи в возрасте от 18 до 29 лет и пожилых граждан от 60 до 75 лет, то они испытывают некоторые трудности в освоении этого важного навыка. В разрезе семейного положения значительных колебаний уровня не выявлено. Почти половина опрошенных ведет семейный или личный бюджет и внимательно следит за своими тратами – 44,8%, не делают этого только 1,6% респондентов. У 42,8% казахстанцев имеется личный бюджет, а треть (29,9%) опрошенных ведут совместный бюджет с супругом (супругой). Большинство участников анкетирования (46,3%) указали, что тщательно взвешивают, могут ли они позволить себе покупку или нет, не делают такой оценки 0,6%. Делают регулярные накопления 36,4% опрошенных, а 37,9% откладывают некоторую сумму денег по мере возможности. Привычка планировать траты имеется у 36,04% респондентов, 37,1% иногда стараются это делать, а 2,2% не делают этого никогда. 39,08% респондентов иногда готовы рисковать, вкладывая деньги в различные финансовые инструмент, например, в ценные бумаги, совсем не готовы это делать – 18,4%. Итоги опроса определили популярные финансовые услуги и продукты – это товарный кредит (37,4%), текущий счет (32,6%), банковский депозит (29,3%). Наименее популярные – пенсионный аннуитет (1,08%), образовательный депозит (0,72%), акции, облигации и ПИФы (0,16%). Особую популярность, особенно в период пандемии Covid – 19, приобрели услуги банка, связанные с предоставлением интернет- и мобильного банкинга для физических и юридических лиц. У мужчин продемонстрирован более высокий уровень умений пользоваться финансовыми услугами, нежели у женщин. Как показало исследование, представители среднего возраста (от 25 до 45 лет) чаще используют разнообразные финансовые услуги, чем представители молодого поколения (от 18 до 21 лет) и граждане пенсионного возраста. Некоторые респонденты хоть и плохо знакомы с дифференцированным набором финансовых услуг, но при этом они стали детальнее подходить к процессу выбора финансовой услуги, внимательно изучать договор. Так, 44,9% опрошенных, по их словам, всегда подписывают договор только после его прочтения и прояснения всех деталей, задают дополнительные вопросы менеджерам и изучают условия, а 21,8% респондентов подписывают без вопросов, поскольку им сложно во всем этом разобраться. По информированности о финансовой системе. Люди с высшим образованием и доходом выше среднего имеют более высокий уровень информированности о финансовой системе страны. Показатель выше среднего зафиксирован у тех респондентов, которые состоят в браке. Изменился в сторону повышения данный показатель у представителей молодежи (18-21 год), что обусловлено рядом причин, таких как введение специальных дисциплин в колледжах и вузах страны по предпринимательству и бизнесу и создании специализированных сайтов, обучающих программ по финансовой грамотности. Старшая аудитория (60 лет и старше), домохозяйки и пенсионеры менее информированы о финансовой системе.
В целом, более половины опрошенных (60%) хорошо понимают функционал банков второго уровня, а также задачи финансового регулятора в лице Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Тем самым, уровень финансовой грамотности казахстанцев повышается и это хорошо, потому что только финансово грамотное население может способствовать реализации основных принципов «справедливого общества и эффективного государства», «Нового Казахстана».

Әсем Жұмабекқызы