Борьба со взяточничеством во всех его проявлениях – один из важных приоритетов государства. Агентством по противодействию коррупции применяются профилактические и превентивные меры по недопущению социального зла. В феврале этого года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Указ об утверждении Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы, разработанной в рамках пункта 88 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу РК от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны».
Разработанный Антикоррупционным ведомством документ считается стратегическим, стержневым в вопросах противодействия коррупции на ближайшие пять лет. В нем заложены ключевые задачи и системные меры по повышению прозрачности закупок и бюджетного процесса, ужесточению ответственности коррупционеров, усилению общественного контроля и другие. Концепция нацелена на переход от борьбы с последствиями к системному устранению предпосылок коррупции, формированию сильного антикоррупционного иммунитета, бескомпромиссной борьбе по всем направлениям. Современный анализ текущей ситуации показывает, что антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта.
В 2014 году была внедрена антикоррупционная стратегия на 2015-2025 годы. В свое время был создан независимый уполномоченный орган по противодействию социальному злу – Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), подчиненное и подотчетное Президенту республики. Улучшена система отбора и оценки судей. В областных и приравненных к ним судах функционируют комиссии по судейской этике, создан отдел внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде. Предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, а также уполномоченным на выполнение государственных функций, приравненным к ним, и членам их семей. А с прошлого года введено всеобщее декларирование доходов. Кроме того, отменено условно-досрочное освобождение для граждан, осужденных за коррупционное деяние. И это все лишь некоторая часть проведенной работы и, несмотря на такой огромный пласт, кардинальных изменений не произошло. Казахстанцы как сталкивались, так и сталкиваются с проявлениями социального зла в повседневной жизни. Об этом на одном из февральских совещаний говорил и Глава государства. На новую Концепцию возлагаются большие задачи по формированию нетерпимости к коррупции в обществе, исключению возможностей взяточничества, совершенствованию мер по обеспечению неотвратимости ответственности, усиление роли гражданского общества в противодействии коррупции, обеспечению эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер, дальнейшему совершенствованию деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции.
По словам главы Антикоррупционного ведомства Олжаса Бектенова, озвученных на одном из недавних заседаний, серьезные коррупционные риски выявлены в деятельности социально-предпринимательских корпораций. Это повсеместное внеконкурсное предоставление земельных участков под реализацию якобы инвестиционных проектов, реализация активов аффилированным лицам по заниженной стоимости. Кредиты предоставлялись аффилированным компаниям, контроль за исполнением обязательств отсутствовал. В целом, в работе СПК не реализуется ключевой принцип – стимулировать развитие бизнеса и поддерживать сферы, не занятые частным сектором. Основная прибыль СПК строится на получении процентов с депозитов и продаже имущества. Агентством внесены рекомендации по пересмотру их деятельности. Проведенный мониторинг сферы цифровизации показал, что отечественный рынок информационных технологий монополизирован компаниями, аффилированными с госорганами. Разрабатываются ненужные и дублирующие программы. Каждая третья информсистема, содержащаяся на балансе государства, подлежит списанию. Действующие технологии продаются под видом новых разработок. От реализации рекомендаций Агентства ожидается оптимизация ежегодных затрат государства и создание равных условий для всех участников отечественного IT-рынка.
В соответствии с поручением Главы государства внедряются защитные механизмы от незаконного вмешательства в бизнес, в том числе со стороны нерадивых сотрудников Антикора. Разработан алгоритм согласования с центральным аппаратом следственных действий, которые затрагивают предпринимателей. Начиная от регистрации в ЕРДР, заканчивая допросами и обысками. Как заверяет председатель Агентства, сейчас любой арест или наложение ограничений на имущество бизнесменов связано только с необходимостью обеспечения возврата похищенных бюджетных средств. Процессуальные решения принимаются в строгом соответствии с действующим законодательством. В 15% случаев отказано в проведении следственных действий в отношении предпринимателей ввиду их необоснованности. Помимо согласования следственных действий, путем удаленного онлайн-мониторинга отслеживаются любые необоснованные вызовы предпринимателей в здания антикоррупционной службы. В итоге, количество предпринимателей, которых вызывают в здания Антикора, уменьшилось в два раза. Наряду с этим, при Агентстве создана специальная рабочая группа с участием представителей НПП «Атамекен». Ее основная задача – оперативное получение информации и коллегиальное рассмотрение вопросов по жалобам бизнеса на действия других государственных органов.
В Агентстве по противодействию коррупции РК отмечают, что разработана Карта коррупционных рисков для каждой области и города республиканского значения. Это перечень злободневных вопросов, которые не находят решения именно из-за непрозрачности процессов, наличия административных барьеров, нерасторопности или произвола чиновников, несовершенства законодательства. На этой почве зарождаются коррупционные схемы и возможности для незаконного решения вопросов, укрытые завесой действующих норм и правил. Именно эта Карта рисков должна быть ориентиром для работы ведомства в конкретном регионе. Оцениваться она будет несколькими способами. В каждой службе центрального аппарата есть аналитическое подразделение, которое может оценить эффективность принимаемых мер. Одновременно, оценить профессионализм сотрудников и полезную нагрузку. Вторая оценка – это общественный контроль. Насколько влияет деятельность конкретного руководителя в регионе на искоренение коррупции и устранение «проблемных» зон. Здесь инструментом оценки будут опросы населения, бизнеса, НПО. Есть Общественный совет и его региональные рабочие группы. В совокупности – конкретная оценка руководителя Департамента. Справляется он со своей работой или нет. Еще один критерий – это реальная сумма денежных средств, нерациональное или преступное использование которых было предотвращено.
В ведомстве уверяют, что личный состав Антикоррупционной службы приложит все усилия для минимизации негативного влияния коррупции на социальноэкономическое развитие нашей страны, чтобы средства, которые государство вкладывает в экономику доходили до конечного получателя и служили повышению уровня жизни казахстанцев.
Анастасия Михайловна