Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Этому предшествовала широчайшая дискуссия вокруг проекта Конституции. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан. День принятия Конституции был объявлен государственным праздником – Днем Конституции Республики Казахстан.
Принятие Основного закона — одно из важнейших событий в современной истории казахстанского народа. Конституция не только закрепила государственный суверенитет Казахстана, демократические принципы устройства власти и общества, но и определила направление дальнейшего развития страны, стала ориентиром для проведения успешных социально-экономических преобразований.
Все известные миру Конституции появились на свет в переломные моменты развития своих стран. Принятие конституции во все времена было событием неординарным для любого государства, поскольку Конституция является основополагающим правовым документом. Поэтому для Казахстана создание новой Конституции в условиях независимости было вопросом особой важности.
До принятия Конституции Республики Казахстан 1993 года Верховным Советом двенадцатого созыва за прошедший период деятельности был принят ряд базовых актов, таких как законы, о собственности, гражданстве, общественных объединениях, Кабинете Министров и т.д., всего к 1992 году было принято более 450 документов. Все они послужили ключевыми моментами для разработки Конституции. Законодательно было признано равенство всех форм собственности, создана правовая основа для приватизации и разгосударствления, развития различных форм предпринимательства и рыночных отношений.
15 декабря 1992 года на второй сессии Верховного Совета двенадцатого созыва была образована Конституционная комиссия, которая проделала колоссальную работу по подготовке основного закона Республики Казахстан, и 28 января 1993 года на девятой сессии Верховного Совета Республики Казахстан двенадцатого созыва была принята четвертая Конституция страны. Реально сложившиеся общественные отношения переходного к президентской форме правления периода отразила эта Конституция. Однако объективный ход развития привел к необходимости существенной корректировки конституционного законодательства.
Впервые в истории Казахстана 30 августа 1995 года голосованием народ сам принял Основной Закон государства и общества, конституционно закрепляющий президентскую форму правления в республике с единой государственной властью, выразителем которой является народ.
Конституция, давшая нам основные правила жизни, сумела заложить правовые основы для общественного согласия путем закрепления таких объединяющих все общество положений, как принцип приоритета прав человека, принцип разделения властей, правовой, социальный и унитарный характер государства, равенство всех перед законом и судом.
Конституция – это основной закон, провозглашающий и гарантирующий права и свободы человека и гражданина, определяющий основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику. В материальном смысле термин «конституция» редко употребляется. Он имеет более широкое применение в формальном значении, когда под термином «конституция» понимается закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. В формальном смысле Конституция – это закон законов, который не может быть изменен посредством принятия обычного закона.
Высшая юридическая сила и верховенство Конституции в системе действующего права устанавливаются самой Конституцией. Это свойство является ведущим, основополагающим юридическим качеством. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Это свойство означает, что в государстве все нормативные правовые акты и заключаемые международные договоры не должны противоречить Основному закону ни по форме, ни по содержанию.
Прямое действие Конституции. В пункте 2 статьи 4 Конституции сказано, что Конституция имеет прямое действие на всей территории Республики. Это означает, что при возникновении противоречий между нормами Конституции и иными источниками права приоритет необходимо отдавать именно конституционным положениям. Нормами Конституции обязаны руководствоваться все правоприменительные органы государства. Так, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Республики Казахстан судам надлежит во всех необходимых случаях применять Конституцию Республики в качестве нормативного акта прямого действия. Нормы Конституции применяются непосредственно, когда по их смыслу не требуют дополнительной регламентации. Если же конституционная норма является отсылочной, то суды при рассмотрении конкретных дел обязаны применять закон, регулирующий соответствующие правоотношения. Кроме того, в статье 78 Конституции закрепляется право судов непосредственно обращаться в Конституционный Совет с представлением о признании того или иного акта неконституционным.
Субъектами охраны Конституции являются и судебные органы Республики. Согласно статье 76 Основного закона, судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров Республики.
Конституция, в отличие от текущих законов, призвана жить в веках, и в силу этого она должна приспосабливаться к различным проблемам жизни общества. Тем самым, Конституция должна быть не только стабильной, но и восприимчивой в силу динамично развивающихся общественных отношений. Это позволит обеспечить не только стабильность правовой системы государства, но и создаст необходимые предпосылки для поэтапного реформирования всей политической системы.
Ақпар Р.М.
Судья военного суда
Акмолинского гарнизона