Живая сила

Казахстан вторая страна по объему миграции на просторах СНГ. С течением времени миграционные потоки менялись. В начале 2000-х годов в РК с экономическим ростом и строительным бумом в стране наблюдался рост объемов трудовой, масштабной незаконной, интенсивной внутренней миграции. После 2012 года в РК фиксировался рост эмиграции населения. Это привело к росту отрицательного миграционного баланса.
В последние недели сентября, с введением частичной мобилизации в РФ, в Казахстан пришла новая миграционная волна из соседней страны. РК и Россия имеют самую длительную сухопутную границу в мире. И эта волна поставила во главу угла срочное решение политических и гуманитарных вопросов. Президент РК Касым-Жомарт Токаев, в ходе рабочей поездки в Туркестанской области, прокомментировал ситуацию с пребывающими из соседней страны.
«Я поручил Правительству принять необходимые меры. В этой сложной ситуации мы должны в первую очередь проявить человечность, терпение и организованность. У нас нет ни кризиса, ни паники. Правительство должно делать свою работу. Приезжим из-за рубежа будет оказываться помощь, но они не получат никаких преференций. Вся работа должна осуществляться в соответствии с законом и нашими обязательствами. Мы проведем переговоры с российской стороной и будем решать эту проблему в интересах нашей страны. Вновь повторю: в этот сложный период нам нужны, прежде всего, единство и благополучие», — отметил глава государства.
Президент держит руку на пульсе в решении миграционных вопросов, не раз заостряя на нем внимание правительства и общества. Об этом он также говорил в Послании народу Казахстана 1 сентября 2021 года. Тогда Президент заявил, большое влияние на казахстанский рынок труда оказывают миграционные процессы.
«Казахстан – это вторая страна в СНГ по количеству принимаемых трудовых мигрантов. Нужны правильные решения проблем в этой сфере. Правительству предстоит разработать новую концепцию миграционной политики. В ней также следует отразить механизмы защиты прав наших граждан, работающих за рубежом», — поручил глава государства.
Во исполнении поручений Президента Министерство труда и социальной защиты РК разработало Концепцию миграционной политики Республики Казахстан на 2023-2027 годы. Как отмечают в ведомстве, новая миграционная политика страны будет базироваться на лучших мировых практиках, адаптированных под национальную специфику, и способствовать развитию отечественной экономики. Проект документа проходит стадию обсуждения.
В процессе разработки новой миграционной политики были определены три основные задачи. Первая – принятие новой Концепции миграционной политики РК на 2022-2026 годы. Вторая – внедрение соответствующей системы в части трудоустройства и правовой защиты казахстанских работников за рубежом. Третья – обеспечение сохранения казахстанского содержания в кадрах на уровне не менее 97%.
В министерстве предполагают, что реализация концепции позволит:

  • стимулировать приток в страну квалифицированных кадров;
  • усилить защиту прав работающих за рубежом граждан Казахстана;
  • содействовать кандасам и иным категориям мигрантов в развитии бизнеса на территории нашей страны;
  • устранить демографические дисбалансы между регионами Казахстана.
    По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК основными приоритетами при рассмотрении новой Концепции были вопросы экономического развития, создания рабочих мест для внутренних мигрантов, гендерное равенство, защита прав мигрантов, а также решение вопросов трудовой миграции и проблемы «утечки мозгов» за рубеж.
    В свою очередь, решение задач, обозначенных в Концепции обеспечит преобразование Казахстана в:
  • привлекательный региональный образовательный хаб как для учащейся молодежи, магистрантов, докторантов, так и для профессорско-преподавательского состава, научных работников, в рамках образовательной иммиграции;
  • востребованный объект вложения инвестиций для создания современных конкурентоспособных производств и предприятий сферы услуг, в том числе в приоритетных отраслях с разработкой специальных кейсов, через призму бизнес-иммиграции;
  • государство, привлекательное для квалифицированных трудовых ресурсов в рамках направления «трудовая иммиграция», в том числе путем переосмысления процесса репатриации в рамках этнической иммиграции;
  • надежного партнера по исполнению международных обязательств в рамках работы с беженцами и лицами без гражданства;
  • гаранта защиты прав граждан Казахстана за рубежом (трудовая эмиграция), принимая во внимание безусловное право на свободное передвижение граждан Казахстана, неизбежное в условиях глобализации рынков труда;
  • территорию, на которой отсутствует демографический дисбаланс между трудоизбыточными и трудодефицитными регионами за счет пересмотра программ переселения в рамках программы внутренней мобильности населения.

Ерстан Ажибаев