Деяние, ответственность за которое предусмотрена в частью 1 статьи 274 УК РК, относится к преступлениям небольшой тяжести.
Отметим, что за то же самое деяние, но в составе группы лиц по предварительному сговору, либо с использованием служебного положения или СМИ / коммуникационных сетей (ч.2 ст.274 УК РК), наказание ужесточается. Штраф возрастает до трех тысяч МРП (3 000 МРП = 10 350 000 тенге), либо заменяется исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Данное преступление с использованием своего служебного положения может совершить лицо, которое работает в государственном органе, государственном и негосударственном учреждении независимо от форм собственности и свои служебные полномочия и связанные с ними возможности использует для совершения этого преступления или для облегчения его совершения. То есть здесь имеет место признак специального субъекта.
Согласно статьи 1 ЗРК от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» средство массовой информации — периодическое печатное издание, теле-, радиоканал, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы.
Под периодическим печатным изданием понимается — газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в три месяца (ст.1 ЗРК «О СМИ»).
Под интернет-ресурсом понимается информация (в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде), размещенная на аппаратно-программном комплексе, имеющем уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующем в Интернете (п.46 ст.1 ЗРК от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации»).
Стоит обратить внимание, что если распространенная информация причинит кому-то крупный ущерб и приведет к тяжким последствиям (ч.3 ст.274 УК РК), то размер штрафа вырастет до пяти тысяч МРП (5 000 МРП = 17 250 000 тенге), либо заменяется исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно пункту 38 статьи 3 УК РК крупным ущербом применительно к статье 274 УК РК признается ущерб, причиненный гражданину на сумму свыше двух тысячи МРП (2000 МРП = 6 900 000 тенге), либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму свыше десяти тысяч МРП (10 000 МРП = 34 500 000 тенге).
Под иными тяжкими последствиями следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью, аварию, катастрофу или иные сходные по тяжести последствия.
Если же за распространением заведомо ложной информации стоит преступная группа, либо преступление было совершено в условиях чрезвычайного положения или в боевой обстановке, или в военное время, либо при проведении публичных мероприятий (ч.4 ст.274 УК РК), то закон еще более суров — ограничение свободы на срок от трех до семи лет либо лишением свободы на тот же срок.
Деяние, ответственность за которое предусмотрена в части 3 и части 4 статьи 274 УК РК, относится к тяжким преступлениям.
Нелишним будет припомнить и советскую практику. Даже во время Великой Отечественной введенная указом президиума Верховного Совета СССР за подписью всесоюзного старосты Калинина М.И., кара за распространение в военное время «ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», была гораздо мягче «потолок» — 5 лет… Но как говорили римляне Dura lex.
Но не отвлекаясь продолжим. Не лишним и будет раскрыть дефиницию преступной группы под которой понимается организованная группа, преступная организация, преступное сообщество, транснациональная организованная группа, транснациональная преступная организация, транснациональное преступное сообщество, террористическая группа, экстремистская группа, банда, незаконное военизированное формирование (п.24 ст.3 УК РК).
Перейдем к «фактожу», а именно о зарегистрированных уголовных правонарушениях по статье 274 УК РК исходя из данных Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
Итак, с 2015 по 2022 годы по статье 274 УК РК в Казахстане было возбуждено 45 уголовных дел, из них в:
2022 году — 7
2021 году — 2
2020 году — 7
2019 году — 7
2018 году — 6;
2017 году — 7
2016 году — 6;
2015 году — 3.
К сожалению о количестве осужденных лиц по статье 274 УК РК за указанный период непредставляется возможным, т.к. статистический отчет формы №10 «О числе лиц, в отношении которых вынесены судебные акты» по приговорам, вступившим в законную силу) не публикауются в разделе «Правовая статистика» во вкладке «Статистические отчеты» информационного сервиса Комитета — qamqor.gov.kz.
Считаем, что легитимность введения ответственности за масштабные и вредоносные информационные вбросы в настоящее время представляется полностью оправданной. Обоснования необходимости подобных мер в том числе и ее ужесточение все чаще звучат как в Казахстане, так и за рубежом.
Так, одной из первых стран, принявшей закон о наказании за распространение недостоверной информации, стала Германия. Документ под названием «Закон об улучшении осуществления правосудия в социальных сетях» вступил в силу 1 октября 2017 года. Во Франции же пакет законов о противодействии ложным новостям был принят 20 ноября 2018 года.
Что касается США, то в ее уголовных кодексах нескольких штатов прямо предусмотрена ответственность за распространение сомнительной или недостоверной информации, при этом санкция предусматривает штрафы, размер которых может достигать нескольких сотен тысяч долларов. Аналогичные положения существуют и в законодательстве Франции, где за подобные действия грозит штраф до €40 тыс. или тюремный срок до пяти лет.
По большому счету, за распространение ложной информации уголовная ответственность предусмотрена во многих странах, среди которых Великобритания, Италия, Норвегия, Швеция, Бельгия и др. Более того, особняком в законодательстве этих стран стоит ответственность за распространение ложной информации о деятельности органов государственной власти. За это практически везде предусмотрена уголовная ответственность.
Одно из наиболее жестких анти-фейковых законодательств — у Китая. В 2017 был издан закон, который обязывает онлайн-платформы в соцсетях публиковать только ту информацию, которая содержится в статьях официально зарегистрированных СМИ. Годом ранее «создание и распространение слухов, которые подрывают экономический и социальный порядок» стало уголовным преступлением. Кроме того, китайские власти запустили приложение, которое позволяет пользователям сообщать о ложных новостях.
В 2018 году Еврокомиссия опубликовала Коммюнике «Борьба с дезинформацией в интернете: европейский подход». Во многом этот документ носит декларативный характер. В нем подчеркивалась важность прозрачности и надежности информации, представленной онлайн. В качестве практической меры по предотвращению распространения диффамации в документе приводится Кодекс практик по саморегулированию в отношении дезинформации. Его подписали крупные онлайн-компании. В декабре Евросоюз принял план действий по противодействию дезинформации в которой внедряется система быстрого оповещения, которая предусматривает отчётность перед Еврокомиссией со стороны интернет-компаний.
В завершении отметим, что перед правоприменитильными органами «камнем преткновения» станет слово — ЗАВЕДОМО. Дилемма между «заведомо ложная информация» и «добросовестно заблуждался» не так-то просто определить.
Остается также неразрешенной коллизия норм уголовного закона с конституционными положениями и свободе слова и запрете цензуры, а также с международно-правовыми актами и правовой позицией Венецианской комиссии о том, что уголовно-правовой запрет на использование базовой ценности свободы слова возможен в том случае, когда некие призывы сопровождаются причинением вреда или реальной угрозой причинения вреда. Такие признаки закреплены только в статье 274 уголовного кодекса Республики Казахстан.
Турекулов А.Б.