Услуги по линии документирования и регистрации населения являются одними из самых востребованных государственных услуг.
Ежегодно по вопросу оформления документов впервые либо их замены по различным причинам обращается порядка 2,5 млн. граждан РК и более 1,7 млн. обращаются по вопросу регистрации по месту жительства.
Поэтому вопросам автоматизации и оптимизации данных услуг МВД уделяется особое внимание.
На сегодня внедрение современных цифровых технологий в сферу предоставления услуг населению затрагивает и улучшает жизнь каждого казахстанца.
Одним из нововведений МВД является смартфонизация госуслуг.
На смартфон переведены наиболее востребованные государственные услуги, которые доступны на мобильной платформе «eGov mobile», а также в мобильных приложениях банков второго уровня:
Регистрация по месту жительства населения РК;
Снятие с регистрации по месту жительства населения РК;
Представление сведений, подтверждающих регистрацию по постоянному месту жительства в населенном пункте приграничной территории.
Мобильные приложения просты и понятны, и их использование позволило исключить не только контакты сотрудников полиции с гражданами, но и небходимость гражданам посещать ЦОНы. Все эти услуги можно получить удаленно посредством смартфона находясь дома.
Наряду с электронно-цифровой подписью сегодня становится популярным использование QR-code, с помощью которого с прошлого года реализован сервис безналичной оплаты госпошлины за выдачу документов, удостоверяющих граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РК. Это значит, что гражданам не надо предоставлять бумажные квитанции об уплате, эту информацию сотрудник сам получает через систему.
В дальнейшем после интеграции с налоговыми органами, система позволит отслеживать поступление в доход государства в режиме реального времени, соответственно, исключить риски коррупционных правонарушений и подделки квитанций.
МВД заблаговременно заботясь о гражданах и повышая имидж сервисных услуг принимает меры по профилактике правонарушений.
Так, с апреля 2022 года стартовал проект СМС-уведомления граждан об истечении сроков действия удостоверений личности (всего в 2022 году порядка 330 тыс. граждан получили СМС-уведомления). Это позволило гражданам своевременно производить замену недействительных документов и избежать административных штрафов.
В июле 2022 года запущен проект «Цифровые документы». МВД в этот Сервис включены такие документы, как удостоверение личности, паспорт, вид на жительство иностранца в РК, удостоверение лица без гражданства.
Это значит, что при наличии смартфона с помощью мобильного приложения достаточно предъявить цифровое удостоверение личности. Оно приравнено к оригиналу и может использоваться при взаимодействии с физическими и юридическими лицами.
На сегодня наиболее популярны цифровые документы при обмене документов, удостоверяющих личность, регистрации и снятия с учета, а также при покупке авиа- и ж/д билетов, при получении услуг в банках и у нотариусов.
Мы заботимся о своих гражданах не только внутри страны, но и за ее пределами.
Так, в июне т.г. в загранучреждениях Республики Казахстан в России, Южной Корее, США, ОАЭ, Турции, Германии, Узбекистане запущено электронное документирование граждан Казахстана.Теперь казахстанцы, проживающие там, могут оформить документы на месте и получить их в течении 30 дней, а не ждать их как раньше месяцами.
Поэтапное введение этого проекта будет продолжено в загранучреждениях РК других стран.
С декабря 2022 года запущен пилотный проект по получению сведений о льготной категории граждан при получении документов, удостоверяющих личность. Данный процесс автоматизирован в рамках интеграционного взаимодействия информационных систем МВД и МТСЗН. Теперь гражданам нет необходимости предоставлять на бумажном носителе документы, подтверждающие льготы при получении паспорта и удостоверения личности.
В ближайшее время совместно с НАО «Государственная корпорациия «Правительство для граждан» запланирован запуск в г.Астана пилотного проекта «Терминал документирования». В данном процессе для верификации услугополучателя предполагается использовать биометрическую идентификацию личности.
Терминал позволит гражданам самостоятельно оформить заявку на получение документов, удостоверяющих личность (в том числе фотографироваться, ввести свои установочные данные, оплатить госпошлину).
В случае успешного завершения пилота планируется растиражировать данный процесс в других городах и областных центрах.
Кроме того, до конца февраля т.г. совместно с министерствами здравоохранения, юстиции, цифрового развития, иннваций и аэрокосмической промышленности планируется тестирование пилотного проекта по автоматизации процесса генерации ИИН ребенку сразу при его рождении.
Это позволит оказывать госуслуги для родителей ребенка в проактивном формате с момента его рождения (постановка на очередь в детский сад, школу и др.), а также вести полноценный учет рождаемости детей.
В перспективе планируется автоматизация и оптимизация следующих процессов:
- автоматическое привлечение к административной ответственности за проживание по недействительному удостоверению личности посредством информационной системы по аналогии фиксации административных правонарушений в сфере дорожного движения;
- документирование лиц с особыми потребностями на дому посредством специального переносного оборудования, что позволит производить оплату госпошлины за документы, удостоверяющие личность на месте через QR-код, а также получать услугу в ускоренном виде.
В настоящее время, рассматривается вопрос об открытии нового филиала завода по изготовлению документов, удостоверяющих личность в восточном регионе страны.
Это позволит жителям области Абай, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей получать документы, удостоверяющие личность в короткие сроки, а также снизить бюджетные расходы на транспортировку готовой продукции из г.Астаны и создать дополнительные рабочие места.
Работа по совершенствованию услуг МВД будет продолжена в рамках оптимизации государственных услуг.
Комитет миграционной
службы МВД РК