Вузы и наука: перспективы развития

Количество образовательных грантов для поступления в вузы Казахстана, начиная с 2000 года, увеличилось в семь раз. К 2025 году это число возрастет с 88 204 до 90 тысяч. Об этом сказал вице-министр науки и высшего образования Талгат Ешенкулов.
На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 119 вузов, в которых обучаются более 620 тысяч казахстанцев. Демографические изменения, происходящие в нашей стране, оказали существенное влияние на развитие высшего образования. Если в 1991 году в 61 высшем учебном заведении обучались 288 тысяч студентов, то к 2025 году предполагается, что их будет 800 тысяч. Меры по увеличению государственного образовательного заказа пока не позволяют в полной мере решить проблему доступности высшего образования. По поручению Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, созданное в июне прошлого года Министерство науки и высшего образования реализует задачи по формированию открытой модели науки.
По словам Талгата Ешенкулова, озвученных во время встречи с населением Карагандинской области, в Казахстане будут внедрены дифференциация грантов от 30% до 100% в зависимости от результатов Единого национального тестирования и льготное кредитование под 2-3% годовых. А учитывая, что в числе приоритетных задач высшего образования не только ее доступность, но и опережающее кадровое обеспечение, перед профильным ведомством стоит вопрос формирования у студентов таких компетенций, как: когнитивные умения, умения управлять не только физическим, но и виртуальным пространством, социальные знания и эмоциональный интеллект, «мягкие» компетенции, в том числе, критически мыслить и решать системно проблемы, навыки взаимодействовать, языковые умения и другое. Уже сейчас рынок труда диктует, что знание только в одной области недостаточно для того, чтобы быть востребованным. Для этого все масштабнее используется принцип междисциплинарного подхода при подготовке кадров. К примеру, в связи с цифровизацией многие вузы уже начали реализовывать междисциплинарные программы с IT. Крое того, с 2019 года ведется Реестр образовательных программ высшего и послевузовского образования. Его целью стало формирование единой информационной базы, являющейся аналитическим инструментарием. В целом, сегодня, по данным Министерства науки и высшего образования Казахстана (МНВО РК), в Реестр включены 8 512 программ. Среди них, 2 695 новых, а также 266 инновационных.
Не менее важно и то, что для стратегической консолидации усилий вузов, акиматов и бизнес-структур разработан и запущен проект «Мамандығым-болашағым». Сейчас он реализуется в Мангистауской, Атырауской, Актюбинской, Павлодарской областях и Астане. В результате будут разработаны 20 региональных карт потребности, 1 млн школьников охватят профдиагностикой, а также будут организованы форсайт-сессии для преподавателей вузов по определению востребованных профессий и навыков в каждом регионе. А для развития университетской науки прорабатывается вопрос создания региональных хабов, в рамках которых будут создаваться инновационные стартапы. Будут запущены центры академического превосходства в регионах, ориентированные на потребности региона, модернизацию учебных и научных лабораторий и центров, создание стратегического партнерства с зарубежными вузами.
Наряду с действенными шагами по модернизации высшего образования нельзя не сказать о том, какие условия создаются для студентов. По поручению Президента Казахстана в стране уделяется внимание обеспечению учащихся местами в общежитиях. К примеру, если в августе 2023 года потребность в местах составил 87 тысяч мест, то в декабре 2023 года эту цифру снизили до 75 тысяч. К 2029 году будут введены 70 тысяч койко-мест. Кроме того, в рамках реализации поставленных Главой задач государства запланировано создание новых кампусов. Это: строительство ЕНУ-град, КазНУ-град, научно-исследовательский хаб на базе КазНИТУ, академический городок в городе Конаеве. Если говорить о других не менее важных планах, то стоит отдельно остановиться на вопросе интеграции Казахстана в международное научно-образовательное пространство. К 2025 году в нашей стране планируется открыть пять филиалов ведущих зарубежных вузов, а к 2029 году их количество намерены увеличить до 29. К слову, уже сегодня созданы филиалы Национального исследовательского ядерного университета МИФИ на базе КазНУ им. аль-Фараби и Российского университета нефти и газа им. Губкина на базе Атырауского университета нефти и газа им. С. Утебаева. Также осуществляется модель стратегического партнерства между Северо-Казахстанским университетом им. М. Козыбаева и Университетом Аризоны. Начато сотрудничество Актюбинского регионального университета им. Жубанова с Университетом Хериот Ватт (Великобритания).
Впервые за долгие годы в нашей стране намерены уделить пристальное внимание научной отрасли. Для этого будут созданы новые научно-исследовательские институты и научные центры по перспективным направлениям, коллективные лаборатории и конструкторские бюро. Помимо этого, в республике намерены разработать и внедрить единую информационную систему науки Казахстана (ЕИСНК). Во исполнение поручения Президента планируется возобновление деятельности Центра научно-технической информации. Будет создано отдельное юридическое лицо при АО «НЦГНТЭ», который будет заниматься аналитическими исследованиями и поддержкой научных школ. Но самое главное – это увеличение заработного фонда ученых. Долгие годы она считывалась чуть ли не самой низкой по стране. Отсюда и нежелание людей заниматься открытиями и достижениями, а проблематичность в получении гранатовых заказов и вовсе отбивала любое желание работать во благо развития отечественной отрасли. На сегодня зарплата ведущих ученых, а это 1 200 человек, включена в базовое финансирование и увеличена практически вдвое.

Сергей Каржов