Эксперт: Это не повышение и не рост цен. Это шаг к выравниванию до безубыточного уровня

Если в стране сохранятся цены на бензин и дизтопливо на прежнем уровне, в ближайшее время Казахстану грозит тотальный дефицит топлива. Об этом заявил исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков, объявив о повышении цен на бензин и дизтопливо. Однако уже сейчас казахстанцы жалуются на дефицит и рост цен на ГСМ. Оправданы ли эти действия правительства и почему волнения граждан касательно роста цен на ГСМ излишне, в этом материале.
По словам эксперт нефтегазовой отрасли Олжаса Байдильдинова рост цена на ГСМ является шагом к выравниванию до безубыточного уровня.
− Я публиковал много аналитики об этом. Делал это на протяжении нескольких лет. Впервые в РК опубликовал материал в 2019 году о том, что цены на топливо убыточны. Представил соответствующие расчеты, − отметил эксперт.
Эксперт отмечает, что рост цен на ГСМ мы будем наблюдать в последующем.
− Приказ Минэнерго не устранит дефицит, не приведет к выравниванию цен с соседними государствами, а является промежуточным решением. Будет рост и в дальнейшем. У добычи нефти, переработки, транспортировки во многом долларовая себестоимость. Соответственно, при снижении курса тенге экономика внутренних цен вновь ухудшится.
Тем временем исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков, заявил, что ситуация в соседних странах оказывает существенное влияние на внутренний рынок Казахстана. Например, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо в России упали до уровня цен в Казахстане. В результате на АЗС на границе с Россией наблюдалось значительное падение продаж топлива из-за отсутствия интереса к экспорту горюче-смазочных материалов из Казахстана.
В этом году диспаритет цен сохраняется, сказал Акчулаков. По его словам, в этой ситуации казахстанское дизельное топливо обязательно пойдет в другие страны в еще больших объемах. По прогнозам, уже в этом году Казахстан может столкнуться с дефицитом до 850 тысяч тонн.
Тем не менее, Олжас Байдильдинов, отметил, что на сегодня государственные органы не понимают реального уровня потребления нефтепродуктов в стране. Это возможно лишь при устранении ценового дисбаланса с соседними странами (цены по периметру выше на 100-120 тенге и больше).
− Иными словами, при выравнивании цен мы можем увидеть «исчезновение» дефицита. Но это не точно, − сказал эксперт.
По мнению эксперта, дефицит на внутреннем рынке будет усиливаться вплоть до 2030 года. Однако, почему?
− Крупные НПЗ работают на пределе мощности. При этом потребление ежегодно растет (в прошлом году было продано свыше 120 тыс новых авто + серый импорт). Расширение ПКОП (Шымкентский НПЗ) завершится примерно в 2029-2030 гг. До этого времени дефицит на внутреннем рынке будет усиливаться. очему нет нового НПЗ или не расширили раньше? Ответы выше. Цены убыточны. Ни один инвестор не будет вкладывать деньги в убыточный проект. КМГ тоже не бездонная бочка. Тем более компания вышла на IPO, − сказал Олжас.

Темирлан Бейсенхан