Парламент это представительный орган и как цельный политический актор призван выражать суверенитет и волю народа. Впервые слово «парламент» появилось в Англии (Раrliament), но корень слова француз¬ский («parler» — «говорить», парламент — место, где разговаривают). Парламент как высший представительный орган во всех конституци¬ях обозначается как носитель верховной за¬конодательной власти. Полномочия и функции парламента в современном демократическом обществе весьма дифференцированы.
Парламент как кульминационный институт народной борьбы за право участвовать в управлении делами государства наделен тремя основными функциями: принимать законы, утверждать бюджет и контролировать исполнительную власть.
Как вы знаете, квинтэссенцией Послания Главы государства народу Казахстана — воплощение ключевой формулы государственного строительства, выражаемой через триединство: «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». В этой связи, в условиях политической модернизации страны невозможно представить деятельность исполнительной власти без осуществления над ней действенного контроля со стороны органов законодательной власти.
Парламентский контроль депутатами VIII созыва должен быть направлен, прежде всего, на обеспечение соблюдения основного закона страны, исполнения законов, на защиту прав и свобод человека и гражданина, выявление проблем в деятельности органов исполнительной власти, и конечно же на борьбу с коррупцией.
Среди форм парламентского контроля особую актуальность в последнее время приобрел институт парламентских расследований. К основным формам парламентского контроля относятся вопрос правительству, интерпелляция, постановка вопроса о доверии, контроль в ходе формирования правительства, парламентское расследование, резолюция порицания.
В настоящее время в мировой практике институт парламентских расследований получил если не всеобщее, то достаточно значительное распространение (так, право проводить собственные расследования имеют парламенты ряда стран СНГ: Белоруссии, Грузии, Молдавии, Украины, Узбекистана, Армении).
Выявленные «счеткой» факты хищения средств и коррупции безусловно требуют от депутатов VIII созыва наделения правом проведения парламентских расследований как высщей формой парламентского контроля. Парламентское расследование является частью сложной системы политикоправовых сдержек и противовесов, имеющихся в любой стране, претендующей на демократию.
Отмечу, что органы парламентского контроля, уполномоченные проводить расследования, в разных государствах носят различные наименования. Как правило, это — следственный комитет (Австрия, ФРГ), парламентская комиссия (Греция, Дания, Испания, Италия, Португалия) или специализированный комитет (комитет по проверке выборов в Швеции, комитет по вопросам обороны в ФРГ). На текущий момент, казахстанским законодательством такая форма контроля не предусмотрена.
В Казахстане, в случае институционализации парламентских расследовании процедура парламентского расследования должна будет включать в себя несколько последовательно сменяющих друг друга стадий:
- возбуждение парламентского расследования;
- подготовка к проведению расследования;
- сбор и анализ информации;
- обнародование итогового доклада.
Все названные стадии парламентского расследования являются обязательными, а не факультативными, без любой из них расследование невозможно.
Вопрос о численности депутатов, которые могут инициировать процедуру проведения парламентских расследований, нашел различные решения в законодательстве зарубежных стран. Необходимое для возбуждения расследования количество инициаторов колеблется от 1/10 (в Турции) до 1/3 (в Латвии, Словении). Причина установления подобного «барьера» прежде всего связана с необходимостью не допустить использования института парламентских расследований в качестве инструмента грубой политической борьбы, которая может привести к дестабилизации обстановки в парламенте. С другой стороны, эти требования не должны стать непреодолимым препятствием для проведения расследования. Нельзя позволить силам, поддерживающим правительство в парламенте, блокировать любые попытки инициирования парламентских расследований. Представляется, что такой «золотой серединой» является 1/5 или 1/6 от установленного числа депутатов для парламентов (при двухпалатной системе — для палат) с большой численностью (более 200 человек), и 1/3 или 1/4 для небольших по численности парламентов (палат).
Следует заметить, что с формальной и содержательной сторон, парадигма парламентского расследования существенным образом отличается от расследования, проводимого компетентными для этого органами государства. В ходе проводимого расследования национальный парламент лишен возможности принятия реше ний, сопряженных с наступлением уголовно-правовых последствий, а имеет право только на констатацию нарушения закона и передачу необходимых материалов государственным институциям, в сферу полномочий которых входит обязательное рассмотрение этих материалов и при необходимости проведение всеобъемлющего расследования.
Подводя итоги, отметим, что все контрольные полномочия парламентов можно сгруппировать следующим образом:
1 . утверждение актов главы государства; - индивидуальная ответственность министров, выражаемая со стороны парламента в виде вотума недоверия за принятые решения;
- институт резолюции порицания, связанный с отставкой за противоправные действия члена правительства;
- предоставление той или иной информации в виде отчета, или так называемая интерпелляция;
- парламентский запрос, который чаще всего является обращением к министру с целью получения необходимой информации, не затрагивающей политику, проводимую данным министерством;
- парламентский контроль в форме вызова членов правительства с целью задать вопросы;
- вынесение вотума доверия правительству;
- контроль по формированию и расходованию бюджета, или финансовый контроль;
- участие парламента в формировании органов исполнительной власти;
- дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства;
- импичмент, т. е. процедура парламентского контроля с целью отстранения от занимаемой должности в результате совершения запрещенных в конституции или законодательстве страны действий.
Турекулов А.Б.