В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 Президент Республики Казахстан К.К. Токаев определил следующие концептуальные основы будущего нашей страны: «У нас есть четкий образ будущего: мы строим Справедливый Казахстан – страну равных возможностей и прогресса. Мы созидаем эффективное государство, в котором господствуют закон и порядок, культура диалога, ответственности и солидарности». Данный посыл Главы государства придает новый импульс также работе судебного корпуса Казахстана, способствуя его дальнейшей эффективной деятельности.
Высокий статус судьи в Республике Казахстан установлен в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», где судья именуется носителем судебной власти, а сама судебная деятельность находит свое законодательное закрепление в Конституции Казахстан, так как судебная власть является одной из равноценных ветвей государственной власти. В этом выражается высокое доверие общества в судье, ибо только судья от имени государства имеет право выносить решение по конкретному судебному делу. Именно решение суда является основанием для применения различных мер государственного принуждения: именно судья способствует торжеству справедливости и закона.
Судебная власть является основным гарантом прав и свобод граждан, обеспечивающая верховенство права и равновесие между другими ветвями власти. Независимость суда крайне важное условие выполнения судьями полномочий по-справедливому и беспристрастному разрешению споров. Судья обязан руководствоваться законом и внутренним убеждением, а всякое вмешательство со стороны может подорвать доверие гражданского общества к судебной власти. Статья 2 Основных принципов Организации Объединенных Наций (ООН), касающихся независимости судебных органов, содержит следующее: судебные органы должны решать переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам. В соответствии со статьей 8, судьи «всегда должны вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить независимость и беспристрастность судебных органов».
Создание высокопрофессионального и устойчивого состава судебной системы является непреложным условием обеспечения должного качества ее работы. Однако, при высокой текучести кадров в судебной системе необходимо реально обеспечить достойный уровень гарантий и оплаты труда сотрудников судов. Законодательная и исполнительная власть Республики должны максимально сознавать высокую конституционную функцию судебной власти и обеспечить ее достаточными материально-финансовыми ресурсами для выполнения своей работы.
Одно из главных условий эффективной деятельности судебной системы и её самостоятельности напрямую зависит от правильного формирования профессионального судейского корпуса. Вопросы назначения и профессионального роста судей прежде всего должны основываться на объективных критериях и принципе конкурсного отбора. Служебный рост судей должен зависеть от их личных заслуг и основываться на квалификации, моральных качествах и эффективности работы. Как известно, все вопросы отбора и назначения судей, формирование кадрового резерва судов и привлечение судей к дисциплинарной ответственности находятся в ведении Высшего Судебного Совета РК. Очень важно, чтобы решения Совета выносились независимо от «внешних факторов».
Обеспечение эффективности многотрудной профессиональной деятельности судебной системы всегда должна быть приоритетной задачей для казахстанского правосудия. Актуальной остается оптимизация нагрузки судей, так как с каждым годом заметно растет количество обращений в суд. Подлинное исполнение судебных решений представляет собой важное условие доверия общества к судебной власти. Однако, авторитет суда во многом зависит также от деятельности тех органов, которые судебные решения исполняют или обеспечивают их исполнение.
Большое значение имеет социальная ориентированность правосудия, так как оно связано с конституционным принципом социального государства. От качества правосудия по делам, связанным с реализацией этого принципа, в немалой степени зависит доверие к судебной системе. И особое значение это имеет при разрешении трудовых споров.
Одним из основных факторов устойчивости надлежащего правопорядка является наличие на должном уровне доверия общества как к государству, так и к его учреждениям. Доверие общества к судебной системе является неизменно важным, так как именно суды по характеру своей деятельности наиболее часто выступают гарантами прав и свобод человека. Повышение доверия общества к судебной системе должна быть одной из существенных целей судебного корпуса Казахстана. Очевидно, что от этого зависит и доверие граждан в целом к государству. Соответственно, на судей возлагается весьма значительная профессиональная ответственность. Доверие граждан к судебной системе, в широком смысле, и, к конкретному судье, в частности, складывается из большого числа составляющих.
Современный этап развития страны характеризуется повышенным вниманием гражданского общества к деятельности органов государственной власти и прежде всего к судебной системе. Соответственно, требуется настоятельная необходимость перехода судов на еще более качественно новый уровень осуществления правосудия. На сегодняшний день в деятельности судебной системы существуют ряд проблем, связанных с качеством осуществления правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан, неудовлетворительным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и т.д.
К сожалению, мы не располагаем материалами исследования социологов Казахстана по рассматриваемому вопросу, но нам кажется, что представляет определенный интерес материалы российской организации Фонд «Общественное мнение». Научные данные исследователей одного из наших партнеров по Содружеству Независимых Государств (СНГ) несомненно дадут казахстанским судебным работникам богатую пищу для размышления и определенных выводов. Так, опрос российских респондентов показал, что на фоне растущего недовольства граждан работой судов Российской Федерации, показатель опрошенных разных лет о справедливости российского суда оставался в среднем на уровне 25-ти процентов. При этом, 43% респондентов ФОМа убеждены, что в России часто выносят несправедливые приговоры, а 40% дают отрицательную оценку его работе: многие воспринимают несправедливость в судах как что-то обычное и несущественное. 43% опрошенных считают российский суд скорее несправедливым и при этом 40% дают отрицательную оценку его работе. Среди общего числа опрошенных ФОМ-ом 19% приписывают судам зависимость от мнения прокуратуры, 17% — зависимость от позиции вышестоящего суда, 15% верят в давление на суд со стороны местных властей, а 11% — во влияние на него криминальных авторитетов, 7% согласны с утверждением, что судьи выносят свои решения с учетом общественного мнения, а 10% полагают, что они руководствуются личными симпатиями и антипатиями. На профессионализм судей полагается 1% опрошенных, 6% считают суд местом цивилизованного и справедливого разбирательства. 7% опрошенных прямо говорят, что не доверяют суду и придерживаются мнения, что «нигде нет справедливости, и в судах ее тоже не найти» и т.п. 4% респондентов уверены в коррумпированности судей, 3% ссылаются на волокиту и бюрократизм, не хотят тратить на разбирательство деньги, силы, время и нервы.
Если судебная система в полной мере создает справедливую правовую среду, обеспечивает надежную защиту прав граждан, в том числе права собственности, она способствует экономическому росту. Необходимость экономического роста в стране и обеспечения долгосрочной стабильности ставит на повестку дня вопрос о совершенствовании судебной системы, повышении авторитета судебной власти. Очевидно, что потенциал частного предпринимательства и инноваций в стране реализуется в недостаточной мере. Одна из основных причин этого заключается в недостаточно высоком уровне доверия граждан судебной системе, неуверенность в защите своей собственности и инвестиций. Следует осознать, что без высокого уровня доверия к судебной системе невозможно развитие рыночной экономики. Чтобы повысить уровень доверия граждан к судебной системе необходимо обеспечить постоянное улучшение качества правосудия, возможность систематического анализа судебной практики для принятия своевременных организационных, кадровых, материально-технических мер развития и становления подлинно независимой судебной власти. 12 февраля 2021 года Глава государства провел совещание по вопросам модернизации судебной системы и высказал следующее: «Нам необходимо изменить сложившийся в представлениях людей негативный образ судьи. Все служители Фемиды должны стать воплощением законности, неподкупности и профессионализма. Только так мы сможем построить правовое государство и справедливое общество».
Для формирования объективности оценок граждан большое значение имеет должное правовое просвещение, всемерное повышение правовой грамотности и культуры населения, а также правильное освещение деятельности судов в средствах массовой информации. Публичное доверие к судебной системе основано на прозрачности ее деятельности. Важна всемерная поддержка концепции открытого суда и прозрачность рассмотрения дел, чтобы у людей был свободный доступ к тому, как ведется весь процесс. Максимально возможная открытость процессов создадут объективный образ судебной системы. Необходимо, чтобы средства массовой информации были широко представлены при рассмотрении дел. Тем не менее, важнейший вклад в обеспечение народного доверия несомненно вносит качество правоприменения. Общество доверяет судебной системе, когда правосудие вершится квалифицированными судьями, которые глубоко знают законы и на их основе выносят решения. Если есть уверенность в системе, то граждане понимают, что существует справедливость и законность. При исполнении своих обязанностей судьи должны проявлять их таким образом, чтобы была очевидна их профессиональная компетентность. Положительная эффективность судебной системы также требует от судей высокого уровня профессионального багажа знаний. Судьи должны постоянно поддерживать свой высокий профессиональный уровень через курсы подготовки и переподготовки.
Судья должен соответствовать высоким требованиям и тем ожиданиям, которые общество возлагает на судью. В международном акте — Бангалорских принципах поведения судей, принятых в Гааге 26 ноября 2002 года, репутация судьи должна быть безупречна, он не вправе пользоваться своим высоким положением для извлечения выгод и преимуществ для себя или своих близких, при этом он должен быть моральным образцом при осуществлении правосудия и вне стен суда, поэтому каждый, кто пожелает посвятить себя этой профессии, должен осознавать меру ответственности, возлагаемую на него обществом.
При всем этом нельзя исключать отдельные критические замечания членов общества по отношению к судьям. Было бы правильным выработать общую позицию судейского сообщества о том, как реагировать на необоснованные публичные наветы о коррумпированности судебной системы, о прямой зависимости суда от исполнительной власти, и тем более на схожие выпады против конкретных судей.
Кроме всего, важной основой обеспечения прозрачности и доступа граждан к правосудию являются создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение судов в зданиях, отвечающих всем современным требованиям осуществления правосудия. В свое время известный политик, нобелевский лауреат Уинстон Черчилль не случайно говорил: «Мы формируем здания, а затем эти здания формируют нас». В этом плане, осуществление мероприятий по строительству зданий судов, соответствующим высоким архитектурно-функциональным требованиям, являются по-прежнему актуальными. При строительстве судебных зданий необходимо использовать классическую архитектуру с колоннами, которые должны вызывать трепет и уважение у входящих. Каждый должен подлинно осознать, что он во Дворце правосудия.
Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист