Международный опыт: стажировка в Германии по административной юстиции

Федеральным Министерством юстиции Германии совместно с Германской организацией по международно-правовому взаимодействию (IRZ) с 31 марта по 13 апреля 2019 года проведена стажировка для судей специализированных административных судов, владеющих юридическим немецким языком, по административной юстиции.
В г. Конигсвинтер прибыли 12 (двенадцать) судей, большинство из которых из стран Европейского Союза (Литвы, Латвии, Эстонии, Чехии, Венгрии, Румынии, Польшы, Боснии, Сербии, Украины, Румынии).
Два дня в г. Конигсвинтер нами были прослушаны вводные лекции по административной юстиции Германии.
Так, судья административного суда г. Аахен, д.ю.н. М. Келлер прочитал лекцию на тему «Особенности административного права Германии», судья административного суда г. Дюссельдорф, д.ю.н. Я. Дьюкерс «Активная роль судьи административного суда», председатель административного суда г. Аахен М.Лемлер «Административная юстиция и Закон о статусе судьи Федеративной Республики Германии».
В ходе каждого выступления, докладчика все судьи активно обсуждали вопросы, касающиеся административной юстиции Германии, участвовали в дискуссиях, рассказывали о достижениях административного судопроизводства своего государства, обменивались опытом.
В период с 3 по 12 апреля 2019 года всех судей по одному направили на стажировку в специализированный административный суд в разные федеральные земли Германии с проживанием в семье судьи.
Мною дальнейшая стажировка была пройдена в г. Саарлуи, в Административном суде федеративной земли Саарланд, с проживанием у судьи пенсионерки фрау Нойманн, стаж работы которой в административном суде составляет более 30 (тридцати лет).
Федеративная земля Саарланд находится на границе с Францией и Люксембургом, общая площадь земли составляет 2.570 км, население 990.718.
Административный суд имеет особый статус в Германии. Он считается одним из элитных судов, рассматривает только публично-правовые споры, позволяет обжаловать решения, действия (бездействие) власти в административном суде в особенном порядке. Прокуроры не участвуют по административным делам. Судьи отбираются в административные суды хорошо ориентирующиеся в вопросах государственного управления, международного стандарта доброкачественного управления.
3 апреля 2019 года председатель административного суда г.Саарлуи представил меня коллективу суда, в котором работают 19 судей, а также рассказал об особенностях специализации судей.
В ходе данной стажировки ежедневно присутствовала на судебных заседаниях по административным делам первой, а также апелляционной инстанции в этом же суде.
Судьи рассматривают публично-правовые споры согласно специализации (в области строительной, хозяйственной деятельности, миграционные, экологические, коммунальные, антимонопольные, дисциплинарные (связанные с работой госслужащих), в сфере образования, медицины, социального страхования, охоты, защиты животных и другие).
В основном, дела первой инстанции рассматриваются единолично, в апелляционной инстанции в составе коллегии: 1 (один) председательствующий судья, 2 (двое) судей и 2 (двое) выборных судей из числа других профессий, — наподобие «присяжных».
По административным делам прокуроры не участвуют. Только представители государственного органа, физическое или юридическое лицо, чьи нарушены права и интересы, а также адвокат.
Интересно было узнать о применении примирительных процедур по административным делам.
Так, участники процесса могут заключить медиативное или мировое соглашение, если они могут распоряжаться предметом спора, чтобы частично или полностью разрешить публично-правовой спор. Это протоколируется судом.
Судебное мировое соглашение может заключаться путем письменного согласия участников процесса с предложением суда, которое оформляется в виде определения. Судебное мировое соглашение завершает спор и отличается от внесудебного соглашения. Госорган связан рамками права и законов, поэтому не может свободно идти на уступки. Например, если истец предъявляет требование о выдаче разрешения на строительство объекта, то у госоргана это право есть или его нет. Мировое соглашение может применяться в административном процессе, когда речь идет о денежных требованиях.
Если обратить внимание к вопросу о расходах, то по закону предусмотрены нормы «Обязанность несения расходов», «Расходы третьего лица». Участники процесса несут расходы судебного производства в случае, если они проиграли процесс. Сторона по делу, которая отзывает иск или жалобу несет возникшие процессуальные расходы. Расходы, возникшие по вине одного из сторон по делу, возлагаются на этого участника. В случае, если публично-правовой спор завершился мировым соглашением, при этом участники процесса не заключили договоренности о расходах, то судебные расходы возлагаются поровну на истца и ответчика. Внесудебные расходы участники несут сами. В случае частичной победы на процессе, предусмотрена возможность соразмерного пропорционального распределения процессуальных расходов. На привлеченное к участию в деле третье лицо могут быть возложены расходы, если оно подавало заявление, ходатайство или жалобу. Внесудебные расходы привлеченного третьего лица могут возмещаться в случае, когда суд возлагает их на проигравшую сторону.
Таким образом, истец в административном суде Германии, выступающий против государства, не чувствует себя беспомощным. Так, различают следующие виды исков: иск об оспаривании госакта (истец может требовать полной или частичной отмены решения органа исполнительной власти); иск об исполнении обязательства (при помощи данного иска истец может требовать вынесения административного акта, если исполнительный орган ранее отказал ему в этом); иск о нормоконтроле (истец может просить признать недействительным подзаконный нормативный акт, выданный органом исполнительной власти); иск о признании (истец имеет право требовать признания неправомерности действия или бездействия).
Судебное заседание в суде первой инстанции проводится без применения видео-аудиозаписи, кроме того, не обязательно присутствие секретаря судебного заседания, поскольку судья до окончания очередного заседания в присутствии сторон записывает свою речь, повторяя пояснения сторон на диктофон, при этом, задавая им вопрос «правильно ли он понял тот или иной факт, озвученный стороной». Всю техническую работу судьи выполняет специалист суда.
Судья в административном процессе играет активную роль, он не просто слушает пояснения и оценивает представленные доказательства, он ведет беседу со сторонами, имеет право высказывать мнение по тому или иному факту, давать советы сторонам для правильного разрешения дела.
Кроме того, по закону судья имеет разумный срок для рассмотрения того или иного дела, как правило, этот срок составляет полтора-два года. Для составления судебного акта законом предусмотрен срок – 15 (пятнадцать) дней. Благодаря таким возможностям, каждое дело рассматривается очень тщательно и качественно, решения судей обжалуются очень редко. При этом, в случае, если судебный акт был подвергнут изменению или отмене вышестоящей инстанцией, дисциплинарную ответственность судья первой инстанции не несет.
За последние 7 (семь) лет в административных судах увеличилось количество дел в области миграции. Беженцы из Сирии, Афганистана, Африки, Палестины и других стран подают иски о предоставлении им официального статуса беженца в Германии. Различают несколько статусов для признания лиц данной категории в судебном порядке беженцами: политический беженец, если он преследуется по политическим мотивам в своей стране; статус беженца, если в его стране идет война и подвергается риску его жизнь; статус вынужденного пребывания по мотиву голода на родине, либо с целью медицинского лечения, если нет специалистов в своей стране, а также другие статусы.
Судьи, специализирующиеся по миграционным делам, используют для поиска информации о той либо иной стране автоматизированную информационную Даплин-систему, которая постоянно обновляется с учетом политической, экономической ситуации страны. В ходе стажировки (один день) посетила Земельный суд г. Саарлуи, присутствовала на судебных заседаниях судей, рассматривающих уголовные дела.
Уголовные дела рассматриваются председательствующим и двумя гражданскими присяжными, которые не должны быть юристами. Перед принятием решения по делу все трое удаляются в совещательную комнату для обсуждения. Присяжные заседатели имеют голоса, и если они не согласны с мнением председательствующего, то могут переубедить его.
Считаю необходимым отметить, что в Германии высоко развита система ювенальной юстиции. Несовершеннолетним является лицо с 14 до 18 лет. В большинстве случаев, лицо, совершившее проступок (преступление) до 21 года, может считаться несовершеннолетним по закону, если психолог признает это своим заключением. По установленной практике дела в отношении граждан в возрасте с 18 по 21 год, совершивших преступление, рассматриваются судьями, специализирующихся на ювенальных делах.
В судебных заседаниях по ювенальным делам обязательно присутствуют психолог, педагог, представители социальной службы по делам несовершеннолетних, которые зачитывают свои отчеты по конкретному несовершеннолетнему лицу.
Положительным достижением считаю тот факт, что несовершеннолетнего лишают свободы только за тяжкие и особо тяжкие преступления. По всем другим проступкам (преступлениям) законом предусмотрены различные виды наказаний воспитательного характера: предупреждение, психологический (индивидуальный) групповой тренинг, социальная общественная работа 2-3 часа в день, ограничение выходных дней, работа с педагогом, домашний арест на выходные дни, временное помещение в другую семью (если родители злоупотребляют алкогольными напитками), передача под контроль социального педагога для восстановления в учебе и множество других. Если несовершеннолетний совершил несколько уголовных проступков, несколько раз в судебном порядке привлекался к ответственности, то и в этом случае, его не направляют в колонию для несовершеннолетних, применяют наказание, не связанное с лишением свободы, так как считают, что цель наказания – это перевоспитание.
В период пребывания в Германии судьей фрау Нойман, у которой я жила, в рамках организации IRZ была проведена также культурная программа: мы посетили достопримечательности, исторические музеи в г. Саарбрюккен, Трир, Метлах, Фельклинген, Кольн, Бонн, в г. Мец во Франции, в государстве Люксембург.
12 апреля 2019 года все 12 судей вернулись обратно в г. Конигсвинтер, где был проведен заключительный семинар судьей Высшего федеративного административного суда М.Штайнкюлер, в ходе которого обменялись впечатлениями о полученном опыте, приобретенных знаниях.
По итогам стажировки все судьи получили сертификат. Данная стажировка дала мне возможность увидеть модель эффективного функционирования административной юстиции Германии. Об этом говорит председатель Верховного Суда РК Ж.Асанов в своей программе «7 камней судебной системы». Действительно, назрела необходимость тщательного изучения вопроса создания и эффективного функционирования административной юстиции в нашем государстве, провозглашенного в положениях Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года.
Согласно положениям данной Концепции, необходима последовательная реализация в законодательстве провозглашенного в Конституции Республики Казахстан курса на строительство демократического, правового, светского и социального государства, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства права, разделения единой государственной власти на ветви и их согласованного функционирования с использованием системы сдержек и противовесов.
В этой связи, считаю целесообразным решение вопроса о принятии нового Административного процедурно-процессуального кодекса РК (АППК РК). Проект АППК РК – это первая известная нам попытка объединить в одном законодательном акте процедурные нормы, а также процессуальные правила административного судопроизводства. Кроме того полагаю, что нам необходимо обратить внимание на положительный опыт Германии по функционированию ювенальной юстиции, основной целью которой является не наказание несовершеннолетнего, а перевоспитание. Немецкие коллеги считают, что невозможно перевоспитать несовершеннолетнего, лишая его свободы. Ювенальное правосудие в Германии не является карательным, напротив — гуманным. Для выполнения этой цели работает множество обученных социальных работников, психологов, которые ведут свою деятельность с несовершеннолетним в тесной взаимосвязи с семьей, школой, педагогами, в необходимых случаях, с судом.
Таким образом, считаю, что стажировка в Германии дала мне возможность получить знания о судебной системе этого государства, обменяться опытом, узнать об особенностях рассмотрения административных, уголовных, ювенальных дел, и в целом, повысить свой профессиональный уровень.

Шаяхметова А.Г.
Судья СМАС по г. Алматы