СУЖДЕНИЯ ПО ЭЛЕКТОРАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ В СВЯЗИ С ПРОЦЕССОМ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ И ПОСЛЕДУЮЩИХ СТАДИЙ

Страна вошла в избирательную компанию по выборам Президента Республики Казахстан. 9 июня 2019 года все граждане Республики Казахстан придут к избирательным урнам и отдадут свои голоса за того кандидата, которому они отдадут свое предпочтение. Пока в стране идет большая подготовительная работа, чтобы это электоральное событие состоялось в лучшем виде. Вся избирательная компания разделена на стадии по срокам, которые определила Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан в своем Календарном плане. В настоящее время политические партии страны ведут работу по созыву партийных съездов, общественные объединения ведут работу по созыву своих собраний с тем, чтобы определить и выдвинуть конкретные кандидатуры для избрания Президента страны. В связи с выдвижением кандидатур в обществе, в средствах массовой информации идут разговоры по поводу выдвинутых и вероятных кандидатур, о требованиях, которым должен отвечать кандидат в президенты, насколько может соответствовать тот или иной потенциальный кандидат тем требованиям, которые заложены в конституционном и специализированном законодательстве страны по электоральным вопросам. Поскольку не на все вопросы даются соответствующие ответы, нам хотелось бы принять участие дискуссиях по приведенным выше вопросам.
Я как юрист, специализирующийся по проблемам международного права и по связанным с ними конституционным проблемам, хотел бы для начала обратить внимание читателей – граждан нашей страны на статью 41 (пункт 1) Конституции Республики Казахстан, в которой говорится «Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет». Некоторые люди склонны считать, что объявленные внеочередные президентские выборы нелегитимные. Такая точка зрения ошибочна. Давайте разберемся в содержании слов «легитимный, нелегитимный». В переводе с латинского языка это означает «законный, незаконный». Говоря иными словами и применяя к ситуации с выборами, следует прояснить, отвечали ли действия властей, объявивших выборы, предписаниям казахстанского закона. И вот здесь следует ответ: действия властей вполне соответствовали закону. Указ Президента о назначении выборов основан на статье 41 (пункт 3-1) Конституции Республики Казахстан, которая является политико-правовым документом страны, обладающая высшей юридической силой, в которой записано: «Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом». Кроме того, действия властей соответствуют статье 51-1 и статье 66-1 Конституционного закона о выборах в Республике Казахстан, которые детализируют ход избирательного процесса по внеочередным, в данном случае, президентским, выборам. Таким образом, мы видим , что назначенные на 9 июня 2019 года президентские выборы в Республике Казахстан, являются вполне легитимными. Кроме того, нужно иметь в виду, предстояшие выборы позволят казахстанскому народу, который по Конституции является основным источником государственной власти в стране, передать всю полноту государственной власти соответствующему кандидату, которого он хотел бы видеть Президентом.
Есть еще один вопрос, которым задаются некоторые люди: не подрывают ли постоянные внеочередные выборы Президента легитимность его власти. Отвечаем: нет, не подрывают и вот почему. Во-первых, выборы всегда назначались и назначаются в строгом соответствии с законодательством. Изначальные истоки легитимности власти коренятся в законодательстве, проанализированном выше. Далее каждый шаг всех внеочередных выборов Президента регламентировался и регламентируется детализированными положениями статей 51-68 Конституционного закона о выборах. В полном соответствии с законом регулировались и проводились дни выборов Президента Республики Казахстан. Во-вторых, практика проведения внеочередных президентских, парламентских, местных выборов характерна для многих продвинутых в демократическом отношении государств планеты. Так, внеочередные выборы часто проводились в Канаде, Японии, Германии, при этом ни у кого не возникал вопрос о нелегитимности этих выборов.
Для того, чтобы стать кандидатом в Президенты, нужно соответствовать ряду требований, заложенных в казахстанском законодательстве: в пункте 2 статьи 41 Конституции страны записано: «Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет и имеющий высшее образование. Конституционным законом могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам в Президенты Республики.». В связи со сроком проживания журналисты задают вопрос о соответствии требованию 15-летнего проживания в Казахстане тех потенциальных кандидатов в Президенты, которые несколько лет работали в международных учреждениях, находясь вне страны в этот период. Следует отметить, что такие лица работали и работают в международных организациях за рубежом как граждане Республики Казахстан, которая является членом ООН, например. В этой связи мы должны подчеркнуть, что ООН является и нашей организацией, содержание деятельности которой состоит в обеспечении мира и безопасности поддержанию разнообразного сотрудничества 193 государств-членов. Работая в штаб-квартире такой международной организацией, находящейся в соответствующей стране, руководитель в аппарате от Казахстана не проживает в данной стране в порядке пмж (постоянного места жительства), поскольку он с регистрации в собственной стране (Казахстане) не снят, продолжает оставаться дипломатом от своей страны. Работа такого дипломата в международной организации урегулирована статьей 15-1 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2002 года «О дипломатической службе Республики Казахстан», в которой записано: «Персонал дипломатической службы для решения задач органов дипломатической службы может быть прикомандирован к государственным органам, международным и иным организациям». Таким образом, его нахождение на руководящей должности в международной организации не является нарушением требования проживания кандидата на территории страны в течение последних 15 лет. Выдвижение кандидатов в Президенты в стране началось. Так, партия «Нур-Отан» выдвинула кандидатом действующего Президента Республики Казахстан Токаева Касым-Жомарта Кемелевича.
Иногда задают такой вопрос: соответствуют ли короткие сроки подготовки к выборам зарубежным, международным стандартам? В-первых, 2-месячный срок избирательной кампании представляет собой достаточно оптимальный срок для подготовки к выборам. В зарубежных странах могут проводить выборы в течение 1 месяца: более подробно см: Средняя продолжительность избирательной кампании – три недели – месяц (источник : https://studopedia.org/6-60443.html). Что касается требований международного уровня, то следует сказать, что международные документы, в частности Документ Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года, не содержат норм, регламентирующий сроки проведения выборах в государствах. В них говорится только о необходимости соблюдения разумной периодичности при проведении выборов, оставляя тем самым вопрос о продолжительности проведения электоральной кампании на усмотрение самих государств. Поэтому мы здесь не видим нарушений ни норм отечественного законодательства, ни норм международных документов.При ответе на вопрос, может ли кандидат отказаться, если его предлагают, — следует иметь в виду, что политические партии и общественные объединения на своих съездах обсуждают, как правило, вопрос о нескольких претендентов на статус кандидата в Президенты. И вот здесь, любой претендент может отказаться от выдвижения его в кандидаты в Президенты в порядке самоотвода.
Является ли требование о необходимости наличия у кандидата в Президенты стажа работы на государственной службе, не является ли это нарушением прав человека? Когда законодатель вносил такую норму, он имел в виду, что поскольку должность Президента является управленческой деятельностью всем государством, то нужно, чтобы кандидат уже обладал управленческим опытом по реализации государственных дел. Ведь при трудоустройстве гражданина на любую работу в том или ином учреждении интересуются наличием диплома по соответствующей специальности и наличием стажа и опыта работы по этой же специальности. В международных документах, имеющих отношение к выборам и правам человека, нет нормы, запрещающей устанавливать такое требование по отношению к кандидату в Президенты. Граждане интересуются, почему в настоящее время нет возможности участвовать в президентской кампании независимым кандидатам. Казахстанский законодатель, отменяя эту норму, исходил из того, чтобы кандидатура претендента была всесторонне обсуждена на съезде политической партии или иного общественного объединения, чтобы в кандидаты был выдвинут наиболее достойный гражданин. К тому же политические партии вооружают своих кандидатов соответствующими программами, которые становятся достоянием электората, который отдает свои голоса и предпочтения с учетом убедительности и реализуемости программы того или иного кандидата. Независимый кандидат представляет только себя и, как правило, не имеет серьезной политической платформы. Исходя из таких соображений, лишь несколько стран в своем законодательстве имеют норму о независимых кандидатах. В той же России имеют место разговоры о снятии нормы о независимых кандидатах. А в законодательстве демократически продвинутых стран (США, Великобритании, Франции, Германии, Швейцарии) нет норм о независимых кандидатах: у них выдвижением кандидатов занимаются политические партии. В параграфе 7.5 Копенгагенского документа 1990 года прописано: государства-участники «уважают право граждан добиваться политических или государственных постов в личном качестве или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации». Говоря другими словами, эта международная норма позволяет государствам закреплять в своем законодательстве норму как о личном выдвижении, так и о выдвижении через политические партии и иные организации. Как видим, действия казахстанского законодателя не выходят за рамки международного электорального требования.

Сарсембаев М.А.
Член Республиканского
общественного объединения
«Юристы – за справедливые выборы»,
доктор юридических наук, профессор